Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Неизвестные Сумы

516
Александр Гринка

1806 г. Разрушение храма Николая Чудотворца

В первый день празднования Христового воскресения в 1806 г., спустя чуть более часа после окончания литургии в храме Святого Николая Чудотворца, что в Сумах, произошло событие, потрясшее все население города.

Как только церковь покинул последний человек, сторож, каменный храм неожиданно полностью рухнул. «Чудодейственная сила поддерживала массивные стены храма весь период, пока правилась литургия, — пишет в „Историко-статистической описи г. Сумы“ архиепископ Филарет ГУМИЛЕВСКИЙ. — Церковь разрушилась, возможно, потому, что архитектор „вынес“ колонны, поддерживающие склепы храма, а возможно, и потому, что под церковью проходил потайной ход казацких времен. Он начинался от одного из домов возле Воскресенской церкви, под Пслом, по направлению в село Токари…».

1895 г. Сельхозвыставка на Петропавловской площади

В сентябре 1895 г. на Петропавловской площади в Сумах состоялась сельскохозяйственная выставка. Экспонировались образцы кустарной промышленности, растительности, животноводства, птицеводства, охотоводства. В павильоне Харитоненко были представлены кони. Г-н ЛЕЩИНСКИЙ и граф СТРОГАНОВ также выставили чудесных коней. В павильоне г-жи ЛЕЩИНСКОЙ завораживали посетителей цветы. Г-н ТУРШУ предложил для осмотра табачные изделия своей фабрики, г-н ШРЕТТЕР — пиво. Княгиня ХИЛКОВА из павловской экономии выставила скот альгаузенской породы. Г-н ЛИНТВАРЕВ из Вильшанки — также альгаузов, г-н ПРЯНИШНИКОВ и граф СТРОГАНОВ привезли свиней и холмогорских гусей. Экспонаты можно было купить.

1905 г. Сумской Ленин

Во время революционных событий 1905 г. в Сумах ярко выделялась личность Антона ЩЕРБАКА, отставного прапорщика запаса. Он стал тогда своеобразным вождем, если можно так сказать, сумским Лениным для масс. В конце 1905 г. всем Сумским уездом фактически управлял Сумской комитет Всероссийского крестьянства, который возглавлял Антон Щербак. Далеко не все его воспринимали, не разделяли его взглядов, считали, что он олицетворяет идеологию буржуазии. Уже спустя 25 лет после революции, когда стали инициировать вопрос о сооружении в Сумах памятника Щербаку, его противники, участники тех событий, категорически препятствовали этому, потому что не считали его большевиком.

Антон Щербак был против насильственной борьбы. Поэтому в Сумах, по сравнению с другими регионами царской России, практически не было кровопролитий. Обходились митингами, забастовками, пикетами.

Даже после ареста оставлять Антона Щербака в Сумах боялись. Толпа народа пыталась освободить во время его пути в Лебедин и Ахтырку, происходили стычки и с драгунами.

Антон Щербак обладал великим даром красноречия, мог убеждать и очаровывать окружающих. А однажды этот дар спас его от смерти. После ареста в декабре 1905 г. Антона Щербака решили отправить из Сум в харьковскую тюрьму. Казачий отряд, сопровождавший его, заблудился в лесу. Озлобленные, замерзшие и голодные казаки хотели просто-напросто убить конвоированного. От безысходности Антон Щербак начал стремительно и убедительно говорить об ущемлении прав казаков, об их нелегкой судьбе. Охрана была шокирована. Она не то что передумала убивать Антона Щербака, а решила его вообще отпустить. Но тот попросил не делать этого, а довести его до места назначения, ведь в противном случае казаков ожидало серьезное наказание.

Из Харькова сумского революционера отправили в ссылку на пять лет в Туруханскую тундру, что в Сибири. Революцию 1917 г. Антон Щербак не принял. Эмигрировал в Америку, но вскоре вернулся. Умер 15 сентября 1930 г. в Доме ветеранов революции им. Ленина в Москве.

1918 г. Буйство эпидемий

Массовые вспышки оспы и испанского гриппа регистрировались как в самом городе, так и в ближайших уездах и волостях. Медикаментов не хватало, люди умирали. Особенно много случаев заболевания испанкой регистрировалось в с.Мирополье. Иногда умерших хоронили в братских могилах. В Сумах открыли холерный барак, куда обращались и туберкулёзные больные. В начале октября вспышки холеры дали несколько смертельных исходов, а вскоре разнеслась весть, что эпидемия достигает угрожающих масштабов. Жителям запрещалось есть фрукты, пить сырую воду. В тоже время в катастрофическом положении находились лечебные учреждения, земская больница вообще не мела топлива.

Забили тревогу ветеринарные врачи. По сообщениям в городскую управу, мясоторговцы стали избегать регистрации товара и ветеринарного осмотр, что ставило под угрозу здоровье граждан. К тому же на кожевенном заводе КОНОНЕНКО были выявлены случаи заражения животных сибирской язвой. Сколько в целом умерло в Сумах людей в тот период от эпидемий — неизвестно.

1956 г. Сумской сахар — сибирякам!

13 января газета «Ленинская правда» сообщила, что молодежь Сумского Краснозвезденского рафинадного завода проявила чудесную инициативу — в честь ХХ съезда КПСС и ХIХ съезда КП Украины досрочно отправить трудящимся Красноярского края эшелон с сахаром.

На станции Сумы состоялась торжественная церемония по этому поводу. Собравшиеся молодые железнодорожники и работники завода украсили вагоны лозунгами, плакатами, которые призывали укреплять дружбу двух братских народов — украинского и российского, встретить ближайшие съезды партии новыми производственными победами. Поезд отправился в далекую Сибирь «зеленой улицей».

1983 г. Рождение 250-ти тысячного сумчанина

Торжественный вечер состоялся во Дворце культуры СНПО им. Фрунзе. Все внимание тогда было приковано к маленькому мальчику Сереже, родившемуся 12 января 1983 г. в семье ЛУКЪЯННИКОВЫХ. Ребенок стал 250-ти тысячным жителем областного центра.
Сережа стал пятым ребенком в семье. Мама Галина Ивановна — швея объединения «Спецодежда», а отец Валерий Николаевич — слесарь объединения «Насосэнергомаш».
Церемонию вела заведующая отделом ЗАГСа Алла ЦЕБРОВА. Родители получили памятную медаль 250-тысячного сумчанина и ключ от новой пятикомнатной квартиры.

1989 г. Применение психологического оружия

В популярной всеукраинской газете «Независимость» в 1993 г. появился материал о проведении в Сумах экспериментов над людьми. Автор публикации И.ЦАРКОВ приводил рассказ некого МУЖИЦКОГО.

«Биоэлектронный излучатель впервые был применен против меня в 1989 г. в г. Сумы, в камере предварительного заключения линейного отделения милиции. Я по специальности электронщик и прекрасно понял, что это за установка. А дело было так. Однажды на улице на меня напали трое неизвестных людей. Я не из тех, кто безропотно сдается. Завязалась драка, закончившаяся тем, что я оказался в милиции. Не знаю, зачем следователю потребовалось представить инициатором драки меня, но он всячески принуждал меня признать это. Поскольку подобное признание я подписывать отказался, меня, предварительно избив, отправили в камеру.
Через щель „кормушки“ я видел, как напротив моей двери установили какой-то прибор.

Вскоре у меня появились болевые ощущения. Четверо операторов, среди которых была женщина, работали круглосуточно. Это было ужасно. Я не выдержал и подписал все, что от меня добивались». Факты, изложенные в этой статье, в Сумах никто не подтвердил и не опроверг.

1990 г. Захоронение под Воскресенским храмом

Во время аварийных и реставрационных работ возле Воскресенского храма студенты-практиканты исторического факультета Сумского педагогического института обнаружили в земле человеческие останки. Руководитель практики, преподаватель кафедры истории Михаил МАНЬКО в отчете тогда написал: «В похованні площею 1,5х15 м, майже на поверхні (заглиблення 50 см) знаходилися 15 людських черепів, які лежали окремо, та зібрано чотири мішки людських кісток. По розташуванню похованих можемо припустити, що людей в цю яму скидали і штабелювали. На черепах отворів від вогнепальної зброї (куль) не знайдено. На двох черепах були пошкоджені верхні і нижні щелепи. У похованні не знайдено ніяких речей, волосся, залишків одягу та взуття. Ми розкопали лише частину поховання, воно ж займало значно більшу площу»..

Как предполагал историк Олег Корниенко, в обнаруженном захоронении могли быть польские заключенные, которых расстреляли незадолго до оккупации Сум фашистами: «Когда студенты нашли захоронение, к ним подошел мужчина, житель соседнего с Воскресенским храмом одноэтажного жилого дома, и рассказал, что его отец видел, как расстреливали зэков. Потом отца, как свидетеля, арестовали сотрудники НКВД и вскоре расстреляли».

1993 г. Бум на освящение автомобилей

В этом году на автодорогах области наблюдался рост количества автопроисшествий. Лишь в одних Сумах за восемь месяцев их зарегистрировано было более полутысячи. Люди перестали верить в силу законов, дисциплину водителей и стали полагаться на Бога. Владельцы автомашин стали массово освящать автомобили. Как сказал священник Свято-Преображенского кафедрального собора в Сумах отец Митрофан, каждую неделю он освящает 6–10 автомашин.