Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Слобожанский fashion club

2,282

Несколько веков назад одежда служила «паспортом», по которому можно было безошибочно узнать, из какого региона прибыл человек

Эльвира Мамонтова

Когда-то наши предки считали, что у человека есть три кожи: биологическая, одежда и жилище. По каждой из них, как по паспорту, можно было определить происхождение владельца, его социальный статус, принадлежность к какой-либо народности. Одежду считали не столько средством для прикрытия наготы и утепления, сколько возможностью проявить и показать себя визуально.

Основные элементы традиционной украинской одежды родом из Киевской Руси. Это домотканые сорочки, похожие на туники, прямоугольный пояс с орнаментом, плетеные и тканые пояса, узкие полотняные мужские порты, рушникообразный женский головной убор. Нашим предкам приходилось надевать те или иные аксессуары, чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной социальной группе. К примеру, незамужние девушки должны были выглядеть совсем не так, как замужние женщины, а буковинские — совсем иначе, нежели слобожанские.

Женское счастье

Примерно столетие назад женский наряд представлял собой комплект из обязательных элементов: нательная сорочка, поясная, нагрудная и верхняя одежда. Основа — белая нательная сорочка с орнаментом, в котором преобладали монохромные цвета — белый или бледные оттенки других цветов. У слобожанских женщин сорочка доходила до щиколотки и носилась с напуском на талии.

Керсетки — женская нагрудная безрукавная одежда — шились длиной чуть ниже бедра, понизу обшивались цветной тесьмой. Праздничные керсетки шили из дорогих тканей, например из плиса, украшали тесьмой, зубчатой аппликацией. Их крой должен был подчеркивать фигуру. Для этого завышали линию талии, расшивали низ вставными клиньями сзади по линии талии. Линия отреза украшалась вышивкой, тесьмой, нефункциональными пуговицами.

В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. В похоронной одежде — черный цвет, ставший символом печали на рубеже XIX-XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий

Молодые женщины до рождения первого ребенка носили «червчатку» — плахту красного цвета. Чем старше становилась женщина, тем более темные плахты носила. Бабушкам был положен только черный цвет. В пост все женщины носили плахты синего цвета.

Плахту на талии подвязывали поясом. Праздничный — крайка — был неширокий, однотонный или цветной. Будничные пояса были значительно шире — до 30 см — и выполняли не столько декоративную, сколько лечебную функцию — берегли поясницу при подъеме тяжестей.

В конце XIX в. плахты и цветные запаски уступили место юбкам из фабричных тканей — шарафанам, подол которых обычно обшивали несколькими рядами плиса. Подвязывали шарафан широким красным поясом.
Верхней осенне-весенней одеждой слобожанок были куртки, «куцини». Низ рукавов обшивался черным плисом. Также носили длинные кофты с талией. Свиты и юбки шили из пояркового сукна или же из тонкого сукна улучшенной обработки.
Зимой женщины надевали крытые кожушанки, а в сильные морозы — большие кожухи, расшитые гарусом.

Отдельная тема — головные уборы. Без них не могла обойтись ни одна женщина. И если незамужние девушки могли позволить себе носить распущенные волосы, заплетать их в косы, украшать лентами и венками, то удел мужней жены — очипок, из-под которого не должен был выглянуть ни один волосок. Показаться на улице с непокрытой головой для замужней женщины было страшным позором. Скорее, такая дама могла показать колено… Шились очипки из полотна, шелка и даже парчи. В XIX в. этот головной убор заменили на яркий платок и подшальник с бахромой.

Мужской угол

Мужская одежда различалась по регионам способом ношения рубашки — заправленной или на выпуск. Также региональная «сорочная» специфика проявлялась в способах пришивания рукава, в размерах и формах плечевой вставки, рукавов и вшитых в рукав клиньев, в разнообразных сборках рукава и горловины, в оформлении воротничка и манжет.

Мужской нагрудной одеждой были жилетки прямого покроя, верхней — «свитки» из крашеного и серого домотканого сукна до «трьох-п’яти вусів» с отрезной спинкой и густыми сборками по линии талии. Носили также «катанки», украшенные красным или белым шнуром, «чумарки» — широкие, густо присобранные халаты с плисовым воротником. Все они шились из нанки, сукна, черкасина, казинета и других фабричных тканей. На востоке Слобожанщины носили похожие на «чинарки» «сіряки», которые иногда назывались чуйками. В начале XX в. появляется дежурка прямого покроя, похожая на современное пальто.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) мужчины закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), который носили с пряжкой. Штаны шились из холста или сукна.
В ненастье слобожане надевали кобеняк — свиту с капюшоном из серого некрашеного сукна. Зимой носили вышитые кожухи, среди которых самыми «модными» были богодуховские.

Верхняя одежда жителей Слобожанщины часто украшалась аппликациями и вышивками. Особенно пышно украшали ахтырские и богодуховские кожухи: их расшивали ярким гарусом на полах, спине и воротнике.

Обувь

Обувь слобожан, как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не сшивали, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные: подметку пришивали к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.
Типичная для Слобожанщины женская обувь — сапоги с цветным голенищем и черным передком — «чорнобривці», а позднее — высокие ботинки со шнуровкой. Более бедные надевали кожаные туфли — «коты». В праздники, даже летом, обували сапоги из мягкой сафьяновой кожи — «саф’янці»

Аксессуары

Два столетия назад украинским женщинам не было известно модное слово «аксессуары», но украшения они носили с большим удовольствием. Первое место в «хит-параде» украшений занимали бусы и серьги. Бусы из настоящих красных кораллов — вещь не только дорогая, но и статусная: чем больше ниток в бусах, тем выше положение их обладательницы. Ярко-красные кораллы на шее говорили о прекрасном здоровье женщины, а вот если они темнели, это означало болезнь.
Не меньшей популярностью пользовались и «дукачи» — тесьма или нитка кораллов, на которую нанизывались большие серебряные или золотые монеты (дукаты).

В праздники девушки заплетали волосы в одну или две косы и украшали их «кісниками» — разноцветными лентами

Популярные сегодня сережки-кольца наши прапрабабушки надевали по случаю траура, как самые скромные и неказистые. Повседневные и праздничные сережки имели самые причудливые формы, например форму уточек. Носили также полумесяцы, ягоды, груши, маковки, бабочки… Конечно, не настоящие, а из меди или серебра, изредка — золотые. Девочкам прокалывали уши в двухлетнем возрасте. Потерять серьги считалось большим несчастьем.

Настоящими произведениями искусства были пояса. Знать носила шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, со вставками из драгоценных камней. Такое чудо передавалось по наследству. На поясах изображали всевозможные знаки — обереги, символы, эмблемы, иногда вписывали инициалы или имя владельца, дату и место рождения, а бывало — запечатлевали имя возлюбленного или возлюбленной.

СПРАВКА

Слобожанщина — географический регион, исторически сложившийся на территории северо-восточной части Украины и юго-востока Черноземья. Занимал территорию нынешних Харьковской, Сумской, севера Донецкой и Луганской областей, а также юго-восточную часть Воронежской, юг Курской и большую часть Белгородской областей Российской Федерации. Название региона пошло от вольных казацких поселений — слобод, название которых, в свою очередь, происходит от слова свобода.

Бутафорские шаровары

Нынешняя одежда, в которой представляют казаков, по мнению днепропетровского историка Ивана СТОРОЖЕНКО, — сплошная бутафорщина. До Богдана Хмельницкого казаки носили европейскую одежду. В поход выступали в холщовых брюках и рубахах с ремнями и мушкетами. Парадная форма надевалась только по праздникам, к ней полагалась парадная сабля. А шаровары ввел в обиход Богдан Хмельницкий, срисовав их с одеяния янычар.
Из игр казаки предпочитали спортивные состязания на конях, стрельбу из лука и оружия, танцы и обряды. Кстати, гопак и пластунец — тоже изобретение казаков, их своеобразная аэробика, при помощи которой они поддерживали боевую спортивную форму. Толстощекий и пузатый казак, каким его иногда изображают, — нонсенс.

Русский сарафан

Сарафан — длинное платье на бретелях, которое носили поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом. Однако историческим фактом является то, что еще в XIV в. его носили воеводы и великие московские князья. Окончательно принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII в. Сарафан носили и как повседневную, и как праздничную одежду (надевали на народные гуляния, церковные праздники, свадебные торжества). Девушка на выданье должна была иметь в приданом до десяти сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и др.), привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки. В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I, облик богатого русского сословия изменился. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II. Урожденная немецкая принцесса возродила интерес к русской старине и ввела в придворную моду богато украшенное платье, которое по своему фасону отдаленно напоминало так хорошо знакомый русский наряд.

Глоссарий

Керсетка — женская нагрудная одежда без рукавов

«Висічка» — цветная тесьма

«Очіпок» — шапочка-чепец, головной убор украинских замужних женщин.

Плахта — старинная украинская женская поясная одежда; надевалась поверх более длинной рубахи (вышитой по низу) в виде юбки.

Дерга — вид украинской поясной одежды, состоящей из одного несшитого куска ткани, который закреплялся на талии.

Запаска — то же, что и дерга, но состоит из двух несшитых кусков ткани.

«Відлога» — капюшон, который пришивался к верхней одежде на случай непогоды.

Запаска — тот же передник. Состоит из задней и передней частей. Делались преимущественно из шерсти. Запаску носили на бедрах украинские женщины. По будням надевали черную или синюю запаску из сукна, по праздникам — красную или зеленую, с орнаментом.

Кожух — зимняя одежда из овечьих шкур шерстью внутрь. Бывали кожухи прямые, расширенные книзу или приталенные. Сегодня мы называем это дубленкой.

Юпка — часть женского костюма, кофта с длинными рукавами и воротником из той же ткани, что и юбка.