Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Продвинутые и агрессивные

130

Штрихи к психологическому портрету современных сумских детей

Юлия Левковская
Виктория Евтушенко
Сергей Бондаренко

Какие они, современные дети? Загадочные индиго, о которых так любят писать СМИ, или обыкновенные, разве чуточку отличающиеся от своих родителей в детстве мальчишки и девчонки? Мы решили расспросить об этом нескольких сумских психологов, работающих с детьми. Мнения оказались неоднозначными, но в итоге становится ясно: изменения в обществе и бурный технический прогресс не прошли мимо детства. Дети, подростки и все человечество становится иным. Каким же будет наше будущее?
Анна ЧЕРНЯКОВА, школьный психолог;
Наталья БОЙКО, социальный педагог:
«На самом деле нельзя сказать, что современные дети слишком отличаются от предыдущего поколения. Дети всегда остаются детьми. Да, сейчас они более активно общаются в социальных сетях, поэтому некоторые из них практически не имеют навыков живого общения. Причем это сказывается как в общении со взрослыми (учителями, родителями), так и со сверстниками. При этом они более продвинуты (именно это слово наиболее уместно) в общении с компьютером.
Что действительно пугает, так это детская агрессивность. Можно сказать, сегодня она молодеет и очень часто проявляется даже в начальной школе. Она может проявляться как вербально, так и невербально. Но ведь нужно понимать, что детская агрессия – это протест против чего-то. Причиной этого протеста может быть что угодно – как родовая травма, перенесенные инфекции, дефицит общения с родителями или плохие взаимоотношения в семье, злоупотребление компьютерными играми, так и отсутствие единой линии в воспитании. Последнее чаще всего встречается в семьях, где на ребенка пытаются повлиять не только родители, но и бабушки, дедушки, няни.
Дети становятся более эгоистичными, целенаправленными, практичными, в чем-то даже прагматичными и немного жестковатыми, они пытаются достичь каких-то своих определенных целей. Они меньше общаются с родителями, поэтому более самостоятельны.
Сегодня отдельная категория – дети трудовых мигрантов. Родители уезжают за границу, пытаясь обеспечить их материально, но усложняют их жизнь заботами о быте, лишают их не только своего внимания, но и детства. Многие дети (не только из этой категории) из-за собственных проблем стали терять некоторые психологические качества. Как-то на параллели 11-х классов мы проводили исследование на предмет способности детей сопереживать другим. И были крайне удивлены: только один ребенок имеет высокий уровень эмпатии. Это опять-таки объясняется веянием времени и нагрузками, которые получает ребенок.
Что касается психологических проблем, то их не стало больше и, можно сказать, они нисколько не изменились. То, что дети чаще стали обращаться к психологу — скорее, просто веяние моды. Приходят с самыми разнообразными вопросами – начиная от обид на одноклассников за какое-то прозвище, любовных “трагедий” и заканчивая профориентационными вопросами и даже анализом поведения своих родителей.
Интересное наблюдение: дети стали менее склонны к курению. В шестом-седьмом классе все пробуют, а потом бросают. Видимо, сейчас это уже не модно. В противовес этому больше половины детей стали заниматься в разнообразных кружках, спортивных секциях. Первоклашки этим даже перегружены. Кстати, из-за этого у многих развивается боязнь не соответствовать ожиданиям родителей, что может привести к повышенной тревожности ребенка».
Людмила КАЖАН, психолог сумского детсада №3 «Калинка»:
«Я работаю с детьми уже десять лет и в последнее время вижу разительные изменения в уровне агрессивности современных детей. Они стали значительно агрессивнее, агрессия направлена на всех: на ровесников, детей младших-старших групп, воспитателей и даже на родителей. Проявляется она как вербально, так и невербально. К примеру, дети целенаправленно ломают и без того хрупкие игрушки, дерутся друг с другом. Причина этой печальной тенденции кроется в том, что родители заняты зарабатыванием денег, очень устают, поэтому не уделяют должного внимания своему чаду. Многие отцы и мамы считают, что дома достаточно переодеть ребёнка в чистую одежду и покормить. А вот развитие детей, их досуг остаются вне внимания. В результате ребёнок получает свободный доступ к телевизору и смотрит фильмы, рекламу или мультики, смысл которых ему ещё непонятен, но посыл к агрессии, содержащийся в них, он перенимает. А ещё дети часто копируют то, что видят дома в поведении мамы и папы.
Не скажу, что дети стали больше интересоваться вопросом своего появления. Только если раньше они со своими вопросами шли ко взрослым, то сейчас находят ответы друг у друга.
Игры современных детей практически не изменились: девочки играют в дочки-матери, а мальчики – в войну. Из-за более совершенных игрушек процесс игры технически несколько усложнился, а так – всё по-старому. А вот с изобретательностью у современных детей дела хуже, чем у предыдущего поколения – из-за тех же игрушек. Их просто невероятный выбор, поэтому фантазию особо проявлять не нужно: тут тебе и волшебные палочки, и всевозможные конструкторы, и даже ковёр-самолёт! Когда-то мы катали грузовичок, но представляли, что это коляска. Теперь дети мыслят более конкретными категориями, они стали смышлёнее, умнее, больше знают. Любая информация им более доступна. Они легче оперируют фактами. Но, как и прежде, цели у них формируются к пятилетнему возрасту, и больше удовольствия они получают от процесса, чем от результата. Тем не менее несмотря на прогресс, детство у современных детей есть. Просто оно совсем другое. Но это как раз нормальный и закономерный процесс».
Валентина МИРОСЛАВСКАЯ, детский психолог:
«Если рассматривать детей с точки зрения развития, то все процессы и возрастные особенности остались неизменными. Конечно, среда, в которой воспитываются дети, сильно изменилась, поэтому ее влияние заметно. В СССР были одни ориентиры – все для страны, для государства. Пружина внутреннего контроля и самоконтроля была сжата. Сейчас маятник сдвинулся в другую сторону, пружина разжалась, стало намного больше индивидуализма. Тем не менее в ценностных ориентациях общества переход еще продолжается. Семьи разных социальных групп тоже стали очень разными, как и их ценности. Современные дети больше ориентированы на свои права, им сейчас очень много об этом рассказывают, забывая напоминать об их обязанностях.
Не могу сказать, что в общем и целом у детей вырос уровень агрессии к окружающим или они стали раньше психологически взрослеть. Все очень индивидуально, у каждого ребенка свой процесс взросления, в котором трудно выделить какие-то тенденции. Это же касается влияния на детей компьютерных игр и Интернета. Да, некоторые дети стали более развитыми в том или ином возрасте, но и это очень индивидуально. Думаю, что «дети индиго», о которых много пишут, вполне могут существовать, но в моей обширной практике я их ни разу не встречала.
Янина ЛИМАРЕНКО, психолог:
«Родители стали меньше заниматься детьми, больше времени уделяют зарабатыванию денег, а свои функции перекладывают на детский сад или школу. Дети стали больше общаться в виртуальном мире, с выдуманными телевизионными или игровыми героями, от этого у них часто возникают трудности с общением в реальном мире. Агрессивность детей, скорее всего, тоже возросла, ведь общество тоже стало более агрессивным. Во взрослении детей проявляется своеобразный парадокс: в каких-то сферах жизни они быстрее зреют, а в ментальном остаются инфантильными. В моей практике встречались двадцатилетние молодые люди, психологический возраст которых был, скорее, близок к пятнадцатилетним.

Подверстка:
Детская интернет-активность
Согласно результатам исследования, проведенного центром Kids Online Network, большинство детей в Европе начинают пользоваться Интернетом с семи лет. Из более 25 тыс. опрошенных в возрасте 9—16 лет 93% признались, что хотя бы раз в неделю выходят в Интернет, а 60% пользуются им почти ежедневно. 59% детей в Европе имеют собственный профиль в социальной сети.
10% юных европейцев сообщили, что периодически встречаются с теми, с кем познакомились в Сети, 1% – знакомством недовольны.
14% опрошенных признались, что видели в Интернете непристойные изображения, 15% из них заявили, что обмениваются такими изображениями. При этом 40% родителей не знают, что их дети видели подобные картинки, 56% игнорируют жалобы детей на то, что они получали оскорбительные сообщения от виртуальных собеседников, 61% отрицают, что их дети когда-либо встречались с виртуальными друзьями.
К сожалению, подобного детального исследования по Украине на сегодня нет. Сайт «За філіжанкою кави» утверждает, что 92% украинских детей выходят в Сеть или активно ею пользуются в целях обучения.