Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Осколки прошлого

200

Из небольшой коллекции школьного учителя в с. Косовщина вырос народный музей ремесел и быта нашего края

Людмила Порсова

Идея собирать образцы художественных работ из дерева и керамики Александру КИСИЛЕВУ пришла не случайно. Преподавая в Косовщинской детской школе искусств обработку дерева, он задался целью показать своим ученикам работы народных мастеров.

Сам преподаватель объясняет свой замысел так: «Чтобы хорошо научить детей народному ремеслу, нужно показывать им не рисунки и чертежи, а готовые образцы. И не просто что-то хорошо вырезанное из дерева, а сделанное народным мастером с соблюдением народных традиций». Александр Кисилев — член Национального союза мастеров народного искусства Украины, он освоил резьбу, вышивку, лепку и гончарное дело. Ученикам он решил показать и свои работы, и работы мастеров прошлого века. Так в его кабинете стали появляться привезенные из сел области деревянные ложки и ковши, глиняные кувшины и миски.

Народный аккумулятор

Александр Кисилев ревностно относится ко всему, что претендует на название «народное искусство». По его глубокому убеждению, не всех мастеров можно назвать народными, а только тех, которые изучают истинно народную технику своего ремесла. «Настоящий народный мастер будет искать и собирать работы других мастеров, чтобы в своем творчестве продолжить традиции народа, только улучшая технику. Этого не встретишь в работах самодеятельных мастеров, которые вырезают из дерева или лепят из глины то, что им хочется», — объясняет Александр Иванович. Поэтому он сам учится у народных мастеров и своим ученикам преподает народное искусство.

В 1999 г. руководство косовщинской школы выделило под задуманный преподавателем резьбы музей небольшую комнату. Для начала Александр Кисилев принес сюда из дома все, что отражало народный быт. А в его доме таких вещей было много — он давно собирает «пахнущие стариной» изделия. Потом привлек к поиску своих знакомых, родных, коллег и учеников. Но самым активным «искателем» был и остается сам. Не может пройти мимо обломка старого кафеля, осколка кувшина. Бывая в селах области, не упустит случая выпросить, а не получается — так купить у старожилов ковганку (образец украинской кухонной утвари), деревянный диван или сундук.
«Эта деревянная лава — работа настоящего народного мастера, — хвалится Александр Кисилев. — Прежняя хозяйка никак не отдавала ее в наш музей, как я ни просил. Потом как-то иду мимо, а этот шедевр стоит обледеневший на улице. После долгих уговоров хозяйка таки сдалась».

Хата и светлица

Комната преподавателя Кисилева, наполненная экспонатами, вскоре стала тесной. И в 2005 г. музей отметил новоселье, переехав в школьное помещение большей площади, где сейчас и находится. Хотя и здесь уже тесно. Если два-три посетителя — принять можно. А вот провести урок истории народных ремесел края для целого класса или делегации — уже затруднительно. И развернуться трудно на трех десятках квадратных метров, и воздуха не хватает. Но Александр Иванович с удовольствием проводит лекции для заезжих гостей. «Почему-то жители с. Косовщины мало интересуются музеем», — отмечает хозяин.

Здесь под одной крышей представлены интерьер украинской хаты с макетом печи, часть крестьянского двора и хозяйственной постройки. Под самым сводом, как и должно быть в сельском доме, подвешена настоящая колыбель. В ней — старый плюшевый мишка, каких теперь не выпускают. В углу стоит деревянная кровать ручной работы. «Знаете, почему такая короткая? — спрашивает директор музея. — Потому что хозяин этой кровати был небольшого роста. А мастера на селе делали вещи под заказ, по росту заказчиков».

В этом году Косовщинскому музею ремесел и быта присвоен статус народного, ведь «народнее» музея на Сумщине нет

Здесь посетителю покажут народные музыкальные инструменты (бандуру, балалайку), иконы работы сельских художников, варианты вышивок и ткачества. Расскажут не только, из какого региона этот экспонат, но и как попал в музей, а самое главное — как он был создан.

«Вы думаете, это просто тканые дорожки на полу? Это обереги. Мастер знал, какой рисунок заложить, чтобы он защищал дом», — рассказывает радушный хозяин.
Есть и образец дворянского быта — немецкое пианино XIX в., украсившее так называемый «панський куточок».

Его величество мастер

Начав восемь лет назад собирать коллекцию собственными силами, средствами, а иногда где-то и обаянием, Александр Кисилев теперь утвержден в должности директора музея. Он же в одном лице и представляет трудовой коллектив, за что получает в виде материального вознаграждения оклад в размере минимальной зарплаты. Разумеется, для увлеченного человека это не имеет значения. Поэтому он своими силами издал и мини-брошюру о музее.

Пополнение коллекции музея продолжается до сих пор. В редких случаях кто-то сам приносит удивительные экземпляры. Чаще всего Александр Иванович покупает что-то на вещевых рынках. Как он сам говорит, его вклад составляет 90% коллекции.
Изучая историю народных ремесел, и Александр Кисилев вынашивает идею создания необычного музея. «Нам не хватает музея ремесла, где можно увидеть процесс создания шедевра. Например, путь деревянной ложки — от куска дерева до готового изделия. Чтобы человек видел, какими инструментами эта ложка вырезана и как сделали сам этот инструмент. Ведь сделать хороший инструмент — это тоже мастерство», — считает народный мастер.

В народном музее, собранном Александром Кисилевым, уже есть такие наброски. Помимо экспонатов, созданных народными мастерами, здесь представлены и их инструменты. А букет конопли возле фанерной печи — не только повод для шуток подрастающего поколения. В дополнение к сырью здесь найдутся небольшие конопляные мешки с белой вышивкой. Хотя на самом деле это не совсем мешочки, как объясняет хозяин музея. Оказывается, это обрезанные рукава старой мужской сорочки. «В них моя теща как-то передала нам сельский гостинец», — объясняет Александр Кисилев.