Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Тимошенко тоже кашляет

104

Призрак Конституционного переворота / За Два Шага От Короны / Придет Юля И Наведет Порядок! / «Друзьям — Все, Врагам — Закон!»

Евгений Положий специально для читателей

Наверное, любому человеку, который берется за перо (сейчас — садится перед клавиатурой компьютера) хочется, чтобы его не только услышали, но и поняли и поддержали большинство его читателей. Что уж говорить о журналисте — конечно, для него это идеальная ситуация.

Такая, как, например, была у нашей газеты в 2003–2005 гг., когда подавляющее большинство сумчан как минимум разделяли нашу оппозиционность по отношению к властям, а как максимум проявили свои лучшие гражданские и человеческие качества в борьбе против фальсификаций на выборах. Но с той поры много утекло не только воды, но и других напитков, в том числе и горячительных, а политики, которые некогда были вместе и вызывали всеобщее восхищение, побили не только горшки, тарелки, но и всю имеющуюся в украинском политическом доме посуду. Еще немного — и, кажется, треснет само государство. А с ним — и наши неокрепшие надежды на светлое настоящее. Его сменит беспросветное будущее.

На досрочных выборах 2007 г. в Верховную Раду БЮТ в Сумской области поддержали более 50% сумчан. Точнее, как правильно отмечают эксперты, избиратели поддержали Юлию Тимошенко, чья энергия и жажда борьбы, кажется, навсегда покорила сумчан. Впрочем, со словами «навсегда» и «кумир нации» надо быть осторожнее: совершенно недавняя, уже упоминавшаяся история 2004 г. четко дает понять, что популярность политика в наших условиях — вещь крайне недолговечная и в силу лукавства и непоследовательности тех же политиков — быстро преходящая. Тем не менее сегодня мы имеем то, что имеем, то есть огромную популярность Юлии Тимошенко (как следствие — и ее блока) в Сумах. Поэтому писать критические статьи по этому адресу — мероприятие заранее неблагодарное и лавров не приносящее. И все же, следуя логике и своему пониманию происходящего, я рискну сказать: Тимошенко тоже кашляет. Естественно, это метафора, мягкая провокация, призванная привлечь внимание к проблеме. Другими словами, мы приглашаем читателя порассуждать и подискутировать на заданную тему.

А поводом нам послужил проект изменений в Конституцию Украины, подготовленный БЮТ, который, вероятнее всего, будет внесен 13 мая на рассмотрение Верховной Рады. Вкратце смысл изменений в Конституцию, предлагаемый Юлией Тимошенко, сводится к абсолютной минимизации полномочий президента Украины Виктора Ющенко и абсолютной максимализации полномочий премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. При этом оппозиции дается право избирать (впрочем, в данной ситуации это звучит как плохая шутка — скорее, назначать) спикера ВР. Собственно, эти желания Юлии Владимировны и есть предмет нашего сегодняшнего разговора. Особенно учитывая тот факт, что Партия регионов вполне может поддержать БЮТ в этом вопросе. То есть все очень реально.

С такими изменениями в Конституции нельзя согласиться как минимум по двум причинам. Во-первых, если изменения будут-таки приняты (это может случиться осенью или даже летом), то это будет значить, что воля народа, высказанная им в декабре 2004 г. на выборах президента, беспардонно выброшена на помойку. Люди, отдавшие голоса на тех выборах за президента Ющенко, голосовали за его полномочия и программу, учитывая в том числе и время пребывания его у власти, то есть, согласно Конституции, пять лет. Любое искусственное прерывание президентских полномочий перечеркивает результаты голосования 2004 г. и сводит к нулю все голоса и мнения избирателей. То есть, если и вводить новую форму правления в государстве, то следует это делать накануне новых президентских выборов, когда люди будут четко знать и понимать, за какие полномочия и функции такой важной фигуры, как президент государства, они отдают свои голоса. Ведь при подходе, который предлагается сейчас, ничто не мешает через пару-тройку лет (месяцев, дней, часов), когда политическая ситуация изменится и три главных политических оппонента рассядутся в ином порядке, вернуть все обратно, потом снова что-то переголосовать, и так — до бесконечности. Так всегда бывает, когда во главу угла ставится задача как можно быстрее прийти к абсолютной власти, а не государственные интересы. Поэтому возможное принятие предлагаемых Юлией Владимировной изменений в Конституцию, да еще и в такой приятной компании, как БЮТ, КПУ и ПРУ, иначе как конституционным переворотом назвать будет сложно.
Вторая причина уже достаточно ясно прозвучала выше: нет объективных условий для таких изменений в Конституции государства. Есть желание, не дожидаясь президентских выборов, получить очень много власти.

Третья причина, которая делает меня ярым противником такого шага, — это возможный следующий шаг БЮТ и ПРУ, а именно поднятие проходного барьера на следующих выборах в ВР до 9–11%. Это тоже шаг к абсолютной власти. По крайней мере, на большей части территории Украины, потому как вторую часть, как и вторую часть парламента, будет контролировать верхушка ПРУ. То есть произойдет то, к чему так давно и активно стремятся некоторые наши соседи — страна разделится на две части. Мы-то, конечно, окажемся в бело-сердечной. Но хорошо ли это все в комплексе?

Идею парламентской республики, если помните, на закате своего президентства активно пропагандировал Леонид Кучма, а идеологом этого мероприятия выступал Виктор Медведчук. Последний, как и многие другие близкие к Кучме люди, сегодня в орбите влияния ЮВТ. Так, по крайней мере, говорят люди, знающие толк в этих делах.

Оппоненты, конечно, могут достаточно веско возразить: мол, и правильно, хватит уже терпеть этого никуда не годного Ющенко, пусть Юля наведет порядки! В том-то все и дело, что этот тезис очень сильно смущает. По идее, в тех селах, поселках, районных и областных городах, где блок БЮТ имеет очень веское влияние, а то и большинство, повсеместно должен осуществляться тот самый порядок и торжествовать та самая справедливость. Однако не торжествует. Далеко ходить не надо — возьмем город Сумы. Все земельные скандалы, проистекавшие за последние два года, так или иначе связаны с фракцией БЮТ в городском совете. В земельной комиссии большинство, естественно, у БЮТ, и возглавляли ее поочередно два бютовца. Даже, казалось бы, еще недавно самый идеологический боец за справедливость, человек во времена оппозиции бесконечно многими уважаемый, а теперь секретарь горсовета Петр Гученко не устоял перед искушением. То же можно заметить и об областном совете. Но самое главное даже не в этом — тенденции работы этого блока в Сумах пока ну никак не направлены на реализацию тезиса «Справедливость есть!».

Возможно, мы ошибаемся — более того, мы рады были бы ошибаться, но фактов, которые убедили бы нас в этих ошибках, нет. Конечно же, нельзя одной черной краской перечеркнуть всю депутатскую деятельность фракции БЮТ и отнести это ко всем депутатам-бютовцам, но если выделить самое главное и самое громкое, то это так. Увы, но так!

Поэтому тезис «Юля уберет Ющенко и наведет порядок» очень сомнителен — кроме того, если наведение порядка начинать с игнорирования волеизъявления людей, то потом, прикрываясь этим же наведением порядка, можно игнорировать все что угодно. Как, например, наведением порядка в столице оправдывается неслыханное дело — досрочные выборы мэра Киева. Мы уже писали, что это открывает ящик Пандоры с огромным потенциалом. А ну как завтра выборы выиграет ПРУ и одним решением назначит досрочные выборы во всех городах, где мэры — не члены Партии Регионов? А то порядка нет, понимаешь! Элементарно же. В этом же ряду стоит и попытка — ненужная, плохо организованная и абсолютно юридически нелегитимная — снятия с поста мэра Сум. Зачем, почему? Партия сказала — надо! То, что аналогичные попытки предпринимались и в других городах, говорит лишь об одном: акция по дестабилизации местного самоуправления четко спланирована сверху. Это были, так сказать, первые попытки подготовить фундамент для реализации плана ЮВТ. «Выстрелил» только Киев, но не факт, что удачно: Турчинов по всем прогнозам, выборы не выиграет. На первый взгляд, это, конечно, смешно, что вице-премьер баллотируется на мэра, а премьер-министр возглавляет списки кандидатов в местный городской совет. А если бы выборы по всей стране были, тогда что, Тимошенко шла бы №1 по всем сельским, рай- , гор- и облсоветам? Но после того как мы улыбнемся, спросим у себя: им что, на таких важных государственных постах больше заняться нечем?

Предполагаем еще одно возражение: мол, ладно, местные советы, там люди разные, такое время было, много чего не учли, в следующий раз почистим списки и наведем порядок. Но деятельность Тимошенко как премьера хоть не вызывает нареканий? В том-то и дело, что да. И вопрос здесь не в пресловутой инфляции — правительство ЮВТ если и виновато в разбушевавшихся ценах, то явно не только оно, и не стоит их здесь делать крайними. Зато Тендерная палата, деятельность которой заставляла умываться горькими слезами все бюджетные организации и частные предприятия, имеющие дело с тендерами, контролировал и БЮТ в том числе. И только под нажимом президента что-то изменилось. Не могло не измениться — слишком радикально и нагло происходил процесс перекачки денег.

Назовем еще две причины, которые стали камнем преткновения между Ющенко и Тимошенко. Это имущество и земля. А что же еще! Ситуация с ФГИ парадоксальна, а высказывания Турчинова, Портнова и Тимошенко в адрес президента страны, мягко говоря, некорректны. В Конституции четко сказано, что за главу ФГИ голосует парламент. Пока такого голосования нет, нет и нового главы Фонда госимущества. Намерение же правительства Тимошенко создать единый аукционный центр по продаже земли очень напомнил аферу с Тендерной палатой. Отдать всю землю в одни руки — просто и гениально. Чего там местному самоуправлению мучиться — достаточно оскандалились…

Это стремление к централизации и сосредоточении всех материальных ресурсов в своих руках Тимошенко начала проявлять не так давно, но оно очевидно. Как показывает история, в том числе и недавняя, за этим следует показательная «посадка» парочки олигархов за решетку и монополизация идеологических ресурсов, а как следствие, абсолютизация власти. Все правильно, «…пусть придет Юля — и наведет порядок». Если народ хочет — значит, так тому и быть.

Не хочется ни в коей мере быть адвокатом Виктору Ющенко. Но в сложившейся в стране ситуации он — единственный полноправный и легитимный, наделенный народом полномочиями президент. Так и должно быть — по крайней мере, до новых президентских выборов. Ситуация, как две капли воды напоминающая кризис весны 2007 г.: Янукович и Мороз стремятся вырвать у Ющенко власть, а тот за нее отчаянно борется. Но Тимошенко в своем стремлении к власти — это Янукович в квадрате. И схватка за вершину в этот раз будет куда как более жестокой. «Друзьям все, врагам — закон», — как любил повторять испанский диктатор Франко.

Пожалуй, это все по заданной теме. Приглашаем вас к дискуссии, готовы выслушать и опубликовать любые ваши мнения. Надеюсь, мы были если не поняты, то услышаны: Тимошенко тоже кашляет.

Будьте приветливы, до новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна!