Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Пассивность хуже динамита

144

Старейший сумской храм тихо разрушается

Алексей Сикорский

Пишут люди президенту страны отовсюду и по разным вопросам — не отстают и сумчане. У нас на руках текст письма Виктору ЮЩЕНКО от прихожан Свято-Воскресенского храма. Прежде чем перейти к сути дела, авторы рассказывают об истории храма, о том, что основан он практически вместе с городом. Долее — о событиях совсем недавних: «… Під час „помаранчевої революції“ Сумська Єпархія Української Православної церкви Київського Патріархату була з народом… Було відкрито благодійні пункти обігріву та харчування виборців, які в морозні грудневі дні пікетували місцеві осередки власних структур…»

Но главная мысль письма — рассказать не о том, что «вот какие мы хорошие» а обратить внимание на плохое: «…Храм починає поступово руйнуватися. Особливо це стало помітно після реконструкції вулиці Воскресенської в 2003 р. При проведенні будівельних робіт і прокладенні підземних комунікацій не витримувались будівельні норми. Тобто поблизу церкви був виритий котлован, а в цей час йшли великі дощі і в котловані зібралось багато води, що також вплинуло на стан будівлі. Зараз церква вкрита продольними и поперечними тріщинами, і ширина тріщин весь час збільшується, що являється ознаками деформації ґрунтів і руйнування підвалини.

По стінам розповсюджується плісень, грибок, що приводить до руйнування штукатурки і стін».

Священник Александр ДВИНЯТИН, к которому мы обратились за комментариями, полностью подтвердил оценку состояния храма, данную в письме. Он добавил: «Свій час, десь півтора століття назад, будівля тріснула. Стіни храму тоді вирішили скріпити прутами, які можна побачити і сьогодні. Того ж часу було засипано підвалини храму. Там були великі льохи і починався підземний хід до Псла. Все засипали, аби зміцнити ґрунт під будівлею. В період реконструкції у 60-ті роки під храм закачали бетон для зміцнення фундаменту. Але наскільки якісно було виконано цю роботу?! Треба бурити ґрунт, досліджувати».

Как видим, тема аварийности здания и попыток его спасения не нова. Добавим, что в 1966 г. храм хотели взорвать. Спасли его сумчане. А реконструкция началась потом, по приказу из Киева.

Сколько же денег требуется на спасение Свято-Воскресенской церкви? Никто ничего сказать не может. Техническая экспертиза и разработка проекта — это тоже деньги. Отец Александр уверен, что сумма потребуется такая, что ее не сможет выделить даже область, не говоря уже о церковной громаде. Замкнутый круг: сколько стоит реконструкция — неизвестно, а на то, чтобы определиться, тоже нет денег.

Авторы письма просят о создании государственной программы соответствующего направления. Но уникальный для Сум собор наверняка не единственный в масштабах Украины — значит, и программа должна быть общенационального масштаба.

Ну а мы здесь, на месте, наверняка тоже сможем что-нибудь, если захотим. Не только верующие стояли зимой 2004 г. на сумском майдане. Священники и прихожане оказали помощь всем, кто замерз и проголодался. Историческое значение Свято-Воскресенского храма понятно всем здравомыслящим людям вне зависимости от религиозных и других убеждений.

Многие не очень набожные, но вполне интеллигентные сумчане говорили примерно следующее: «Мы охотно бы поучаствовали в сборе средств на капремонт. Лишь бы была гарантия, что наша небольшая лепта будет использована строго по назначению. А то ведь бывало, что скидывались всем университетом на „науку и духовность“, а получался джип для ректора…»

В общем, идея нуждается в более детальной проработке и, разумеется, доступна для любой критики. Но что-то делать для спасения храма можно на всех уровнях: городском, областном, государственном. Пассивность может оказаться опаснее динамита, которым в «веселых шестидесятых» хотели решить судьбу памятника истории раз и навсегда.