Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Остров Валаам

337

Древняя христианская обитель

Леонид Савин

Валаам является одной из знаменитых христианских обителей, куда стремятся попасть многочисленные паломники, послушники и просто туристы. Христианский православный монастырь расположен на острове посреди Ладожского озера. Зимой сообщения с островом практически нет, поэтому основной наплыв (в буквальном смысле) совершается в летнее время.

Сумчанин Сергей НЕГОВСКИЙ побывал прошлым летом на Валааме и поделился с “r” своими впечатлениями.

Дорога на Валаам заняла почти трое суток: сначала в Курск на автобусе, там следовала пересадка на поезд Мариуполь — Санкт-Петербург. К полудню следующего дня Сергей был уже в Питере, откуда на электричке поехал в Приозерск.
«Нигде не видел столько хвойных лесов», — рассказывает Сергей. «Очень богатая и красивая природа, так называемые Ладожские шхеры. В Приозерске (сам городок чистый и аккуратный) сторож на пристани предложил ночлег и объяснил, что пароход на Валаам будет завтра в 9–30. Разместился в домике прямо на берегу, где река Вуокса впадает в Ладогу. Ночью было очень светло, лишь туман лежал над водой. Белые ночи…»

На Валаам

Экскурсии на Валаам в основном происходят организованно, группами. Можно попробовать попасть на пароход индивидуально, но это уже зависит от благосклонности капитана и предлагаемой ему наличности (обычная такса — 500 руб. с человека). В беседе с капитаном победила меркантильность. Путь до острова неблизкий — 70 км по водному пространству, это около трех с половиной часов. После вояжа под свежим ветром по живописным просторам озера — долгожданная остановка. В монастыре есть гостиница, но, опять-таки, для «автостопщиков» перспектива попасть в нее сведена к нулю.

Все решает случай. Сергей в беседе с отцом Мефодием, помощником игумена, сказал, что ночевать ему негде. Отец Мефодий отвел его в свой кабинет, подарил репродукцию иконы, четки и написал благословение на поселение в монастырское общежитие с трехразовым питанием.

«Рабочий кабинет» отца Мефодия небольшой, но роскошно обставленный.

На переднем плане фотография монаха с Путиным, ноутбук, компьютер, дорогая мебель…

Соседом Сергея оказался послушник 25 лет Антон из Петрозаводска. Питерские старшеклассники, продвинутая молодежь. Для них Валаам своего рода «колхоз», куда они приезжают на сельхозработы. Много паломников, в основном женщин бальзаковского возраста с печатью одиночества на лице (эдакий стандарт). Местные монахи — хорошие шахматисты. С ними Сергей коротал ночные часы.

Нашествие «шведов»

День четвертый. Утром прибывает пароход с иностранными туристами, которые с воодушевлением фотографируют каждый камень…

Прогулка на игуменское кладбище по пихтовой аллее, затем вместе с отцом Антонием (одного бы не впустили) — в Никольский скит. Путь по берегу Ладоги занял около часу. Скалы очень красивые.

“Здесь чудесная атмосфера. И у местных людей лица добрые”,

 — отмечает Сергей Неговский. Но пора собираться в дорогу — идти к Никоновской бухте. Возле нее два скита — Воскресенский и Гефсиманский. Следующая «вписка» — на теплоход «Кабаргин». Дед нынешнего хозяина теплохода был до революции судовладельцем на Волге. Внучок выкупил судно, отреставрировал и возит всех желающих. Об этом поведал боцман. Он же решил и вопросы с размещением. Одноместная суперкомфортабельная каюта, включая обед досталась за 500 руб. Вполне неплохо, если учесть, что путевка стоит 3500 руб.

А на острове звонят колокола. Троица. Идет праздничное богослужение. Под этот прощальный звон теплоход отчаливает от острова. Следующая остановка утром, уже в Питере.

История Валаама

По преданию, в I веке святой апостол Андрей, пройдя славянские земли, дошел до Новгорода, а оттуда до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест. Спустя 9 веков на Валаам пришли и первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы. Они и положили начало обители.

Монастырь располагался на границе России и Швеции и неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Валаамские монахи никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую смерть.

В начале XVII в. монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. После Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. Основывались скиты, часовни, прокладывались дороги, работали производства, фермы, создавались огороды и сады, необычные для северных широт. Остров относился к Финляндскому княжеству, но в 1940 г. отошел к СССР, и монахи вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В зданиях монастыря открыли школу боцманов и юнг, а потом дом инвалидов. С 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас Валаамский монастырь насчитывает более 100 насельников. Жизнь проходит в соответствии с монастырским уставом. Возрождаются скиты и знаменное валаамское пение.