Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Из глубин памяти

509

Несколько эпизодов из истории создания завода им. Фрунзе

Марина Приходько

Сегодня ОАО «СНПО им. Фрунзе» — одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны. За 110 лет его существования сменились десятки руководителей, тысячи сумчан прошли трудовой путь в заводских цехах, сотни предприятий пользуются оборудованием сумского производства. Но сейчас речь не об этом. А о том, как все начиналось. Наш консультант — заведующая музеем истории завода Лариса БУГАЙЧЕНКО.

110 лет назад

Конец XIX века. Украина. Слобожанщина. Промышленность развивается неимоверными темпами, одних сахарных заводов в Сумском уезде насчитывается около девяти (больше — только в Каневском уезде Киевской губернии). Но при этом ни российская, ни украинская буржуазия еще не владеет необходимым капиталом для развития предпринимательства. И этим незамедлительно воспользовались западноевропейские инвесторы. Иностранный капитал вкладывается в наиболее прибыльные отрасли промышленности — угольную, машиностроительную и металлургическую.

У истоков флагмана

В сентябре 1895 г. известный промышленник г. Сумы Павел ХАРИТОНЕНКО, ставший впоследствии главным акционером завода, а также бельгийцы Еме РОБЕРТС, Альберт и Поль ЖИЛЕН заключают договор с сумским купцом второй гильдии Антоном РОЗЕНКВИСТОМ о передаче имущества. Розенквист передает котельные, машиностроительные и литейные мастерские со всем оборудованием в 10-летнюю аренду. Мастерские находятся в версте от города, на хуторе Чехова. Цена вопроса — 150 тыс. рублей. Харитоненко и бельгийцы обязуются выплачивать по 15 тыс. рублей ежегодно. В договоре записано, что арендаторы имеют право построить в Сумах аналогичный завод, остановив при этом производство на заводе Розенквиста, но продолжая выплачивать ренту. Розенквист же обязуется не заниматься машиностроительной и литейной деятельностью в пределах Харьковской губернии.

Условия более чем привлекательные для обеих сторон, и они это понимают. Сделка заключена. Господа Харитоненко, Жилен, Робертс уступают права вновь созданному обществу «Сумские машиностроительные мастерские» (по запродажной записи от 28.09.1895 г. Сумской городской думы) на принадлежащий городу участок земли около 6-6,5 га земли около Харьковско-Николаевской железной дороги по цене 1 тыс. карбованцев за десятину.
Через год, 15 ноября 1896 г., Его Императорское Величество самодержец Всероссийский Николай II подписывает указ, которым определяет

«условия деятельности в России Бельгийского акционерного общества под названием «Сумские машиностроительные мастерские» (анонимное общество)»

. Общество на высшем уровне получает право выпускать оборудование для сахарных заводов, шахт Донбасса, железных дорог, производить литье из разных металлов. Преобладал капитал бельгийцев, и предприятие считалось бельгийским АО. Основной капитал завода составлял 1 млн. 620 тыс. франков, разделенных на 3240 акций. Акционерами общества стали 28 российских и иностранных предпринимателей. Самым крупным акционером (14% акций) стал почетный гражданин Сум, сын известного сахарозаводчика Павел Харитоненко. В состав правления вошли известные в губернии и за ее пределами люди: главный директор сахарного завода в Янковке Иван АСМОЛОВ, инженер Владимир РОЗЕНКВИСТ, промышленник Донат ГОВИН, промышленник, почетный гражданин Сум Николай СУХАНОВ. У них не более чем по 3% акций завода.

В феврале 1896 г. начинается набор рабочих. Часть из них переходит со старого завода Розенквиста, часть набирают из близлежащих сел. Первым директором «анонимного общества» назначен специалист по строительству сахарных заводов Альбрехт БЕРОУНСКИЙ. Он имел 10-тысячный оклад, меблированную квартиру, выезд и 10-15% от прибыли завода. Среди руководящего состава иностранцы тоже не были редкостью. За неимением своих специалистов из-за границы приглашают бельгийцев, французов, чехов, поляков. Довольно изношенное оборудование на завод привозят из-за границы, часть станков берут на заводе Розенквиста. К концу 1896 г. основные цеха завода (литейный, механический, кузнечный, котельный, модельный, меднокабельный, паровичная, машинное отделение) уже построены. Сооружены также административные здания, казармы для учащихся, бараки для рабочих и жилые дома для служащих. Через год на заводе работают до 350 человек и выпущена первая партия продукции. Первым заработал котельный цех. Остальные цеха начали функционировать позже. В мастерских изготовляют аппараты для выпаривания сахара, центрифуги, насосы.

Деньги и власть

Из воспоминаний слесаря завода Григория ОБОЗНОГО (1908 г.) узнаем, что рабочий день на заводе длился 11,5 часов — с 6 утра до 7 вечера с двумя перерывами на завтрак и обед. Во время обеда рабочий выходил через контролируемую проходную, забирал принесенный обед и возвращался, чтобы поесть. Летом обедали на пустырях и в оврагах возле завода. Столовой или буфета не было. В конце рабочего дня люди выстраивались в шеренгу и таким образом выходили через проходную, где их обыскивали надсмотрщики и вооруженный урядник.

Главным в цеху был мастер, которого называли господином мастером, господином механиком, в редких случаях взрослые бригадиры обращались к нему по имени-отчеству.

Мастер вершил суд: принимал на работу и увольнял, штрафовал, определял зарплату и надбавки к ней, инициировал или тормозил продвижение по службе, переводил в другой цех. При поступлении на работу каждому выдавалась рабочая книжка с табелем штрафов — для стимулирования работы и дисциплины.

Работали на заводе по бригадам и индивидуально, но в любом случае под строгим надзором мастера и механика завода (они проводили инструктаж и требовали точности исполнения работы). За спор с начальством полагался штраф от 15 до 25 коп., за опоздание на 5 минут — в лучшем случае штраф 15 коп., в худшем — вообще не пускали на территорию завода. Штрафы предусматривались и за изготовление бракованной детали, поломку инструмента, распитие алкогольных напитков, спор со старшими по должности. За эти прегрешения рабочий мог лишиться месячного заработка.

Изредка для поощрения назначались надбавки к зарплате: раз в году мастер мог добавить квалифицированному работнику от 0,5 до 2 коп. за час.

Молодежь на заводе чистила накипь на паровых котлах. Обучение длилось 3-4 года, первые три месяца ученик работал бесплатно, потом — за 4 рубля в месяц.
К иностранной рабочей силе отношение было куда более лояльное. Им платили по 120-130 рублей в день. Зарплата заграничных мастеров, по меркам начала XX века, была непостижимо высока — 200 рублей в месяц плюс бесплатное жилье. Русские мастера получали 60-75 рублей в месяц. Средняя зарплата рабочего составляла 2 руб. 80 коп. в день.

Тяжкие будни и первые недовольства

Поначалу завод не пользовался доверием заказчиков, и, соответственно, заказов было немного. В 1897 г. завод принимает два заказа на сооружение сахарных заводов, но впоследствии вынужден отказаться от них за неимением средств.

В дальнейшем поступают более крупные заказы: подъемные лебедки, паровые машины мощностью 300-800 лошадиных сил для Кияницкого, Угроедского, Воскресенского, Носово-Коцарского сахарных заводов.

В последующие несколько лет дела поправились, но экономический кризис 1900-1903 гг. принес предприятию только убытки. Из Бельгии прибывала новая группа специалистов.

К 1903-1904 гг. число рабочих-иностранцев уменьшилось, поскольку местные работали не хуже, а иногда и лучше, а оплата их работы была значительно меньшей.
В 1905 г. в Сумы дошли отголоски стачек на промышленных предприятиях на юге страны. 21 февраля заводчане, прервав рабочий день, вышли на заводской двор и изложили администрации ряд своих требований. Рабочие потребовали сократить рабочий день, отменить штрафы, установить повышенные расценки. В противном случае они пригрозили сорвать работу предприятия. Такого администрация допустить не могла, поэтому частично требования были удовлетворены. Примеру Сумских машиностроительных мастерских последовали рабочие завода «Вулкан», рафинадного завода Харитоненко и завода Погуляйченко.

На пути к совершенству

В 1908 г. на бельгийском заводе впервые была изготовлена большая паровая машина, послужившая хорошей рекламой заводу. Недоверие заказчиков исчезло. С 1910 г. количество заказов стало постепенно увеличиваться. На заводе появляются сильные конструкторские группы по проектированию сахарных заводов и оборудования для них. По проекту группы Симонова завод изготавливает перекрытия для киевского крытого рынка, железные конструкции для городского театра в Николаеве, для железнодорожного депо в Ташкенте. Изготовляются насосы, котлы, центрифуги. Завод набирает обороты.

Таким было начало основания завода, ставшего флагманом национального машиностроения. Но путь к совершенству не заканчивается. Он длится уже 110 лет…