Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Школа №4 — кузница реалистов

789

В Сумском реальном училище получили путевку в жизнь многие сумчане

Владимир Бубнов
Дмитрий Литовченко

Одно из красивейших зданий старинного Перекопа остается и сегодня его исторической ценностью. В разные годы в нем поочередно размещались реальное училище, мужская гимназия народного университета, Высшие педагогические курсы, трудовая школа, средняя школа №3. Во время финской компании 1939-1940 гг. в здании располагался военный госпиталь, а в годы фашистской оккупации оно подверглось варварскому разграблению. В 1944 г. после капитального ремонта здания сюда переехала средняя школа №4.

Реальное образование в Сумах

Реальное училище было организовано в 1873 г., и первые годы занятия проходили в арендованном помещении Александровской гимназии (на ул. Дзержинского). Свое собственное здание реалистам построили только в 1877 г. (по другим данным — в 1882 г.) на средства земства и пожертвования сумчан. Это и есть здание нынешней четвертой школы.

В главном корпусе в центральном ризалите (выступающая часть здания) на средства Ивана Герасимовича ХАРИТОНЕНКО была оборудована домашняя Александро-Невская церковь. На фронтоне здания располагался крест.

Интересно отметить, что разрешение правительства на строительство местные власти получили только после полного обеспечения сметной стоимости. Министр образования России назначил директором Сумского реального училища статского советника Михаила ПАПКОВА.

Реальное училище с самого начала своего существования имело два отделения: механическое и химико-технологическое в высшем, дополнительном классе. Современники отмечали удобство помещений и высокий уровень оборудования лабораторий. В училище преподавали русский, французский, немецкий языки, а также математику, физику, географию, природоведение, историю, каллиграфию, рисование, пение, гимнастику. Священнослужители православного, римско-католического, лютеранского и иудейского вероисповеданий читали Закон Божий. Кроме этих дисциплин, в 70-х гг. XIX в. в училище преподавали коммерческую бухгалтерию, счетоводство, политэкономию (позже ее отменили из-за увлечения учеников марксизмом), товароведение и технологию. В 1912-1916 гг., согласно решению земских губернских органов власти, во всех образовательных учреждениях Харьковской губернии было введено изучение истории отчизны. Была попытка создать в реальном училище краеведческий музей.

В 1913 г. в Сумское реальное училище для преподавания изобразительного искусства был переведен Никанор Харитонович ОНАЦКИЙ. С конца XIX в. действовало Общество организации путешествий учеников, существовала экспозиция из документов, посвященных истории заведения.

Стоит упомянуть об отличительных чертах реального и классического образования. В то время классические гимназии акцентировали внимание на иностранных языках, в том числе древних — латинском, греческом. Реальное образование было средним образованием с практической направленностью. Оно имело в основе естественнонаучные и математические дисциплины. Вместо древних языков преподавались современные.

Поступление и обучение

В подготовительный класс брали детей не младше 8 и не старше 10 лет. От поступающих требовалось знание первоначальных молитв, умение писать и читать, а также считать до тысячи, производить сложение и вычитание в пределах тысячи. От поступающих в первый класс требовалось уже знание основ Закона Божия, то есть знание главнейших молитв и важнейших событий из Священной истории. Дети должны были читать наизусть стихотворения, уметь пересказывать после прочтения несложные отрывки, переводить с церковнославянского на русский язык молитвы и рассказы из Священной истории. Из грамматики требовалось понятие о предложениях и частях речи. Письменные экзамены состояли из упражнений на склонение-спряжение и диктанта. Без экзаменов в реальное училище не принимались даже ученики гимназии.

Заведение готовило своих воспитанников к поступлению в институт, а с начала XX в. выпускники начали поступать в университеты на физико-математические или медицинские факультеты.

В 1901 г. в училище насчитывалось 253 ученика, в 1906 г. — 265, в 1917 г. — 324. Содержалось училище на средства уездной казны, Сумской городской думы и на взносы за право обучаться. Плата за обучение составляла 40 руб. в год.
В помощь ученикам из бедных семей постановлением Сумской городской думы от 8 декабря 1891 г. выплачивалась стипендия им. Ивана Харитоненко. Также существовали стипендии им. Михаила БУРДЮГОВА, им. Вениамина САВИЧА. В 1904 г. Дума установила две стипендии по 120 карбованцев для детей, чьи родители погибли в Русско-японской войне. Были стипендия в ознаменование 50-летия земства и стипендия для детей и внуков георгиевских кавалеров войны с Германией (Первой мировой). Размер благотворительного капитала на стипендии достигал 16 тыс. руб.

За 5 копеек учащийся мог позавтракать горячей котлетой с хлебом, или парой пирогов с мясом, или стаканом молока с хлебом, или парой яиц с хлебом.

Ни пансиона, ни общежития при училище не имелось, поэтому иногородний ученик помещался на одной из одобренных начальством училища ученических квартир.

Соседи

«Напротив реального училища в саду Куколь-Яснопольского — одного из самых богатых людей Сумского уезда — собирались скауты. Они постоянно участвовали в спортивных состязаниях, выступлениях, парадах. Форма скаутов — шорты и рубашки — была серого цвета. Они носили широкополые шляпы с синими лентами.

Воспитанники реального училища нередко разглядывали необычные наряды скаутов, смотрели на них, как на дикарей.

Дело в том, что в то время в шортах практически никто не ходил, и такая форма одежды была в диковинку», — рассказала сумской краевед и историк Рита СЕРГИЕНКО.

Реальные личности

Из стен Сумского реального училища вышли ученый мирового масштаба в области рудной геологии академик Н. СВИТАЛЬСКИЙ, художник В. БАРТ, всемирно известный певец И. СТЕШЕНКО, член-корреспондент в области термической переработки топлива И. КОРОБЧАНСКИЙ.

Директор училища статский советник (эквивалент полковника) И. ПОСАДСКИЙ-ДУХОВСКИЙ окончил Санкт-Петербургский университет, был награжден орденами св. Анны и св. Станислава 2-й степени. Имел в год жалование 1200 руб., стол на 800 руб., за уроки 720 руб. и казенную квартиру. Инспектор, преподаватель физики и математики, статский советник А. КУЗЬМИЦКИЙ окончил Харьковский университет, награжден орденами св. Станислава и св. Анны, получал 2516 руб. Учитель механики, коллежский асессор (полковник) А. ПАЛЬШАУ имел университетское образование и зарабатывал 2250 руб. в год.

В этом училище получили путевку в жизнь лауреат Государственной премии СССР в области космической связи Г. ПОДОПРИГОРА (1948 г. выпуска), генералы Г. ЧАЩИН (1949 г.) и Е. ГЕРАСИМОВ (1950 г.), адмирал В. БАРАННИК (1954 г.), Герой Социалистического Труда и Украины В. ЛУКЬЯНЕНКО (1955 г.), доктор медицинских наук З. КРАСОВИЦКИЙ и многие другие известные сумчане.