Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Игорь Бойко. Класс джаза

199

Известный российский джазовый гитарист впервые участвовал в «Jazz-fest» в родном городе

Эльвира Мамонтова

Есть люди, даже короткое общение с которыми оставляет в душе глубокий след. Один из таких собеседников — известный джазовый музыкант и композитор Игорь БОЙКО.
Сдержанный и в то же время очень открытый, интеллигентный человек, без признаков звездной болезни и сопутствующих ей гордыни, чванливости и высокомерия.

С ним легко общаться на любые темы, единственное табу — личная жизнь музыканта. О ней он не любит рассказывать. У Игоря есть семья, взрослый 20-летний сын и мама. Они живут здесь, в Сумах, а Игорь — в Москве. В родном городе он бывает несколько раз в год. Впервые за время своей музыкальной карьеры он выступал в городе детства в качестве джазовой звезды на «Jazz-fest».

Досье

Игорь Александрович Бойко, джазовый гитарист, композитор, определяющее направление в творчестве — музыка в стиле джаз-фьюжн. Родился 30 июня 1961 г. в Сумах. Свою профессиональную карьеру начал в 1980 г. в городской филармонии в качестве гитариста. Закончил Киевское музыкальное училище им. Глиера по классу гитары. Под руководством известного джазового гитариста — педагога Владимира Молоткова — освоил основы современной джазовой импровизации. В начале 90-х работал в Московском концертном оркестре под управлением Анатолия КРОЛЛА. Одновременно начал сотрудничать с джазовым певцом и композитором Сергеем МАНУКЯНОМ, дружба с которым не прерывается по сей день.

С сентября 1993 г. живет и работает в Москве. В 1996 г. по опросу музыкального журнала «MUSIC BOX» по итогам года в категории «электрическая гитара» вошел в тройку лучших гитаристов России.

Работал со многими эстрадными исполнителями, в т.ч. с Валерием СЮТКИНЫМ. В 1999 г. работал в составе группы «Арсенал» саксофониста Алексея КОЗЛОВА.
В 1999 г. на лейбле S&B Recording Company вышел второй сольный альбом Игоря Бойко под названием «Время вдохновения».

С 1998 г. на страницах журнала Music Box ведет рублику мастер-класса по импровизации на электрогитаре под названием «Советы гитаристам от Игоря Бойко».
Игорь Бойко — автор четырех учебных пособий по импровизации, объединенных в серию под общим названием «Импровизация на электрогитаре».

В 2002 г. вышла книга «Мой метод», которая объединила в себе все четыре части, посвященные искусству импровизации.

Имеет свой собственный коллектив под названием «Игорь Бойко Бэнд».

[q]r: В каком городе Вы чувствуете себя наиболее комфортно? [/q]
И.Б.: Конечно, чего скрывать, комфортнее всего я чувствую себя в квартире у мамы. Но здесь, в родном городе, я бы не смог так продвинуться в музыке, как в Москве. Не могу сказать, что там я чувствую себя особо комфортно, все-таки такое скопление людей, приехавших завоевывать столицу…

[q]r: Кем Вас хотели видеть родители? [/q]
И.Б.: Инженером. (Улыбается.) В то время профессия музыканта не считалась чем-то серьезным. Помню, как-то один папин друг, будучи у нас в гостях, спросил меня, чем я занимаюсь. «Играю на гитаре», — ответил я. «Ну это понятно, а по профессии ты кто?» — «Музыкант». — «А, лишь бы не работать…»

[q]r: А сейчас отношение родителей к Вашей профессии изменилось? [/q]
И.Б.: Конечно! Папы нет уже десять лет, но он застал время моего карьерного роста. Он понял меня.

[q]r: Почему Вы выбрали для учебы Киевское училище им. Глиера? [/q]
И.Б.: Там работал замечательный преподаватель по гитаре — Владимир МОЛОТКОВ. Встреча с этим человеком очень помогла мне как музыканту. Именно он увидел во мне способности к преподаванию.

[q]r: Сейчас у Вас есть своя школа? [/q]
И.Б.: Да, в ней я обучаю джазовой импровизации. Вспоминаю поговорку моего преподавателя: «Уча, учусь». Это очень интересный процесс, от которого я получаю огромное удовольствие. Радость от того, что ты чем-то делишься, отдаешь знания. Первый выпуск уже состоялся, второй тоже скоро. Они все как будто мои дети. За два года с каждым учеником у меня сложились приятельские отношения, с некоторыми мы стали даже друзьями. Мне интересна их судьба. По мере возможности я им помогаю, слежу за их успехами.

[q]r: А разве можно научить импровизировать? Наверное, это нужно чувствовать… [/q]
И.Б.: Конечно. Именно этому я и учу. В обычных музыкальных учебных заведениях этому не учат. Там никому не интересно, что у тебя в голове, что ты чувствуешь. Неважно, выучил ты текст по нотам или тебе кто-то показал. Нет места индивидуальности. Поэтому я и отказался от нескольких предложений преподавать в вузах и создал собственную школу, в которой ведется индивидуальное обучение.

[q]r: Случается, что «импровизация» больше напоминает набор звуков, понятный только исполнителю… [/q]
И.Б.: Да, это направление в джазе называется «Free». Я тоже его не люблю. Это музыка для музыкантов, математика.

[q]r: По каким критериям Вы отбираете учеников? [/q]
И.Б.: Нам предстоит общаться два года, поэтому нужно, чтобы с человеком было легко. Важно, как он слушает, вообще, умеет ли слушать, корректен ли и т.д. Дальше проверяются элементарные навыки. Потом уже объясняю условия обучения и даю время подумать.

[q]r: Среди Ваших учеников много девушек? [/q]
И.Б.: Одна была. Очень хотела играть джаз. Прозанималась девять месяцев и… вышла замуж, уехала за границу. Но теперь, когда бывает в Москве, приезжает заниматься. Сейчас девчонки очень подтянулись, среди них уже есть немало хороших джазовых музыкантов. Но у них часто случается любовь-морковь, и музыка идет по боку…

[q]r: Сейчас Ваша основная деятельность связана с гастролями или преподаванием? [/q]
И.Б.: Основное сейчас — преподавание. Раньше у меня был довольно плотный гастрольный график, когда нужно было заявить о себе как о музыканте. Сейчас же мне это уже не нужно, это ничего не дает, ни по статусу, ни по финансам. Я уже давно не играю в клубах и принимаю участие только в тех мероприятиях, которые мне интересны как музыканту. К примеру, приехал по приглашению Владимира Прихожая в Сумы на «Jazz-fest».

[q]r: Как Вы можете оценить этот фестиваль? [/q]
И.Б.: Очень хороший, полноценный фестиваль, который можно сравнить с подобными фестивалями, которые проходят, к примеру, в Донецке, Коктебеле, Киеве. Я вообще считаю, что в Украине сейчас наблюдается небывалый подъем джазовой музыки. Думаю, люди просто уже устали от массовой музыки, от фонограммы… На джазовых концертах много неискушенных слушателей, которым просто хочется услышать живое исполнение. Теперь джаз уже не имеет «американской» национальности, он интернационален. Конечно, колыбель джаза — Америка, но он давно и прочно обосновался в Европе.

Позднее понял, что джаз — это именно тот жанр, в котором можно проявить свою индивидуальность, есть возможность импровизировать

[q]r: Можно ли придать джазовому исполнению национальный колорит? [/q]
И.Б.: Конечно. Джаз тем и хорош, что музыкант может внести в исполнение что-то свое, глубоко личное. Существуют джазовые стандарты мирового значения, но и их нужно играть в своей интерпретации, желательно со своим национальным колоритом. Тогда это будет интересно. Просто копировать исполнение американских музыкантов — неинтересно да и не нужно. Джаз многогранен.

[q]r: Инструмент для музыканта — это его душа, его Я? [/q]
И.Б.: Да. Когда я беру в руки гитару, я могу определить, кто на ней играл, как играли, может, она лежала долгое время без дела. Она отвечает. Играющий вкладывает в гитару свою душу.

[q]r: Какой инструмент тогда более «живой»: акустическая гитара или электро? [/q]
И.Б.: Если говорить о той музыке, которую исполняю я, то она рассчитана больше на электрическую гитару. А классическая музыка или бардовская песня нуждаются в акустической гитаре.

[q]r: Существуют ли для Вас в музыке какие-то очевидные авторитеты? [/q]
И.Б.: Сегодня меньше, кумиров нет. С уважением отношусь ко многим музыкантам. У меня большая фонотека, но музыку сейчас слушаю редко — слишком память загружена мелодиями.

[q]r: Какие книги Вы любите? [/q]
И.Б.: Люблю исторические книги, не люблю фантастику. Одним из лучших авторов, работающих в жанре детектива, считаю Чингиза Абдуллаева. В моей библиотеке есть все его книги. Понятно, что после Агаты Кристи трудно написать что-то уж очень оригинальное, но его книги интересны тем, что очень познавательны. В каждой книге события происходят в разных странах, и автор попутно рассказывает и об особенностях этой страны. Он вкрапляет описание традиций, нравов, обычаев страны, национальной кухни. Так можно узнать, к примеру, где в Париже подают самый вкусный горячий шоколад, в каком ресторане можно попробовать замечательное вино и т.п. Эту книгу можно брать с собой в Париж как путеводитель — все соответствует действительности.

[q]r: Следите за современным искусством? [/q]
И.Б.: Не очень. На мой взгляд, в театре и литературе происходят странные вещи, особенно когда трогают классику. Те постановки классических произведений, которые я видел, на мой взгляд, кощунственны. Хочется сказать: не трогайте классику! Напишите что-то свое и поставьте… Современные авангардные постановки настолько искажают оригинал, что даже люди, знакомые с произведением, не всегда могут понять, что происходит. Не хочется играть строго по тексту, прямолинейно, все какими-то намеками, полутонами…

То же происходит и в литературе. Взять хотя бы рублевскую «писательницу» Оксану Робски. Ничего интересного и оригинального. А превозносится как оригинальный автор… Почему-то многие авторы сейчас, как в начале 90-х, пытаются снова поднять со дна всю грязь и вывернуть ее на читателя. Зачем?

[q]r: На что тратите свободное время, когда оно у Вас бывает? [/q]
И.Б.: На отдых. Люблю гулять по лесопарку. Сейчас я стал затворником, редко выхожу из дому.

[q]r: Как у Вас со звездной болезнью? [/q]
И.Б.: Откуда ей взяться?!

[q]r: Но ведь Вы в тройке лучших гитаристов СНГ? [/q]
И.Б.: Это не для меня, не тот жанр. Как-то меня звездная болезнь миновала. Я как-то никогда не думал о том, кто я, что я. В искусстве есть две категории людей. Одни честно служат искусству, другие хотят, чтобы искусство служило им. Я просто делаю свое дело.

[q]r: Вы считаете себя счастливым человеком? [/q]
И.Б.: Думаю, да. Мне повезло, потому что мое увлечение — музыка — совпадает с моей профессией. Этим немногие могут похвастаться. Очень часто люди занимаются совсем не тем делом, о котором мечтают.