Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Четыре памятника

245

Воспоминания о христианских и антихристианских традициях на Сумщине накануне Пасхи

Алексей Сикорский

Многие культурные и духовные ценности сохранились, материальные памятники тоже уничтожены не все, некоторые из них уже восстановлены, другие восстанавливаются. Любой храм или монастырь возводился как некий духовный центр, но вокруг бурлила неспокойная жизнь, накладывая определенный исторический отпечаток. Позже заговорили об архитектурных школах и стилях и все построенное стали рассматривать еще и с этой точки зрения. Сумщина богата объектами, интересными во всех отношениях. Рассмотрим только четыре, относящихся к различным эпохам и расположенных в разных районах области.

Бренд города

О Воскресенском кафедральном соборе в Сумах не вспомнить нельзя. Это старейшая каменная постройка в городе и ярчайший образец архитектуры украинского барокко. Впрочем, говорят и о заимствованиях российских традиций храмового строительства.
Свято-Воскресенскую церковь начал строить основатель Сум Герасим Кондратьев, а заканчивал строительство его сын Андрей. Здание задумывалось не только как храм, оно при необходимости могло служить оборонительным сооружением.

Храм пережил несколько общегородских пожаров, но уцелел. В декабре 1708 г. в Сумы лично прибыл Петр І, он отмечал здесь им же установленный праздник Нового года. А в Свято-Воскресенском храме, как писали современники, «сам читал за литургиею Апостол». Это после того, как Меньшиков по его приказу вырезал все население Батурина. Набожный был царь!

Воскресенский храм помнит и другие безобразия. В 1759 г. потомок Герасима отставной полковник Степан Кондратьев жаловался на священника Михайла Ставровского, который из устроенного при церкви фамильного склепа «кости предков его, полковника, выбросивши, похоронил купца». Слово «коррупция» тогда не употребляли, но само понятие было! Останки основателя города тогда вернули на место.

Пережил храм и екатерининские гонения на церковь, и дальнейшее усиление государственного контроля над церковной жизнью, и даже первый, довоенный приступ воинствующего атеизма. Его сняли с государственной регистрации только в 1961 г. Храм закрылся, но продолжал существовать. В 1966 г. при строительстве Дома советов (теперь здание госадминистрации) храм пытались снести. Сумчане, понимавшие ценность памятника, восстали и защитили.

Богослужения здесь возобновились в 1995 г. Последний раз храм ремонтировали недавно, во время правления «двух В. П.» Штукатурка кое-где осыпалась, но Свято-Воскресенский кафедральный собор все равно красив.

Реабилитированный монастырь

Софрониево-Молченская Печерская мужская общежительная пустынь находится в 20 км от Путивля, посреди леса, на горе Чудной, около болота, которое называли Молча. По преданию, это один из наиболее старых монастырей в наших краях. Есть мнение, что его основали монахи Киево-Печерской Лавры, которые ушли сюда после разорения Киева татарами в 1240 г. По другой версии основателями были греческие монахи-“черноризцы”. Первые из них поселились в специально вырытых пещерах, заботясь об уединении и духовном совершенствовании, а не о бытовом благоустройстве. Капитальным строительством стали заниматься их преемники.

В 1405 г. монастырь был прославлен явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Истории чудотворных икон во многом похожи. Эту нашел бортник, собиратель дикого меда. Увидел икону прямо на дереве, посреди леса. Объяснить ее появление там невозможно, люди просто в это верят. И услышал бортник слова: «Да построится на сем месте церковь Пречистой Богородицы», — о чем поспешил сообщить церковному начальству в Путивле. Оттуда сразу же снарядили крестный ход к иконе, во время молебна произошло много чудес и исцелений, об этом сохранились свидетельства. На месте явления иконы построили деревянную часовню, а после «под патронатом» великого князя московского Василия Дмитриевича — деревянную церковь. Считается, что это было началом монастыря как архитектурного комплекса, хотя центр православия, монашеское поселение существовали здесь давно.

Как и все монастыри, Софрониево-Молченскую Печерскую пустынь не раз грабили и разоряли. В 1605 г. это проделали поляки, пришедшие с Лжедмитрием. Монахи спаслись в Путивльском монастыре, туда же унесли самую ценную утварь и иконы, в том числе и чудотворную. В 1653 г. по указу царя Алексея Михайловича Молченскую пустынь стали восстанавливать, а в 1656 г. настоятелем монастыря стал старец Софроний, стараниями которого обитель разрослась и окрепла и в 1670 г. получила статус самостоятельного монастыря. До этого она была приписана к Путивльскому монастырю. По имени старца стали называть обитель после его кончины.
В лучшие времена здесь был город в миниатюре. Посреди леса — архитектурный ансамбль из 48 зданий!

При большевиках все стало совсем некрасиво. Из всех построек сохранились только три: надвратная Покровская церковь, остатки больничного корпуса со Свято-Ильинским храмом и трапезный храм. Многие постройки разобрали на кирпичи для сараев и коровников.

Церковная жизнь возобновилась здесь в 1998 г., когда на руины прибыли новые поселенцы — архимандрит Герман и несколько монахов. Они своими руками начали восстановление, к процессу подключились местные миряне. Монастырю была подарена чудотворная икона Иверской Богоматери, в 2002 г. состоялось богослужение в первом возрожденном храме — Свято-Ильинском. Сейчас восстановительные работы продолжаются, духовная святыня оживает. Там есть на что посмотреть и о чем задуматься.

Памятник «гетманщине» и «старой буржуазии»

Сейчас Трех-Анастасиевская церковь — одна из главных архитектурных доминант Глухова, но интересна она не только этим. Храм, который можно увидеть сейчас, еще называется новой Трех-Анастасиевской церковью, а старая стояла чуть поодаль. Ее построила Анастасия Скоропадская на месте еще более старой, сгоревшей во время пожара, что было обычным делом для деревянного Глухова. Церковь, находившаяся рядом с гетманской резиденцией, служила домовым храмом и строилась по образцу Воскресенской церкви в Суботове, где похоронен Богдан Хмельницкий. Нет уже ее, а новая церковь стоит, но это уже новая история.
В 1884 г. Черниговским губернским правлением был утвержден план строительства новой Трех-Анастасиевской церкви. Средства на строительство пожертвовали известные сахарозаводчики, братья Николай и Федор Терещенко, автором проекта был академик архитектуры из Санкт-Петербурга Андрей Гун. Освятили новый храм в 1893 г.

В эпоху борьбы с «религиозным дурманом» нашей области еще повезло по сравнению с другими

Судьбу старой постройки решали киевские профессора Петр Лашкарев и Николай Петров. В своем отчете они написали: «… С зданием этой церкви соединяются только воспоминания об опустошительных пожарах в Глухове». Видимо, сохранение исторической памяти об украинских гетманах не было тогда приоритетным направлением. На месте старой церкви долго стояла часовня, но при советской власти снесли и ее.
Зато новая церковь сохранилась. Специалисты утверждают, что это один из наиболее ярких архитектурных памятников Украины. В интерьере храма имеются росписи, выполненные братьями Павлом и Александром Сведомскими и Николаем Пимоненко. Предалтарная перегородка сделана из каррарского мрамора по проекту глуховского иконописца Николая Мурашко. В ризнице храма обнаружили много редких церковных книг, созданных в XVII-XVIII вв.
Церковь придает цельность общему архитектурному ансамблю центра Глухова, который в настоящее время реставрируется.

Церковный детектив

Покровский собор в Ахтырке строился в 1753–1762 гг., в 70-х гг. прошлого века отреставрирован. Его автором считали молодого Растрелли, позже выяснилось, что в постройке принимал участие русский архитектор Дмитрий Ухтомский.
Постройка считается уникальной по объемно-пространственному решению, не имеющей аналогов в архитектуре украинского барокко. Собор изначально построен как место пребывания чудотворной иконы, названной «Богоматерь Ахтырская».

Была себе в Ахтырке деревянная Покровская церковь, и однажды ее священник Василий Данилов отправился косить сено. На покосе, в траве он обнаружил икону Богоматери — уникальную по исполнению, не принадлежащую к распространенным композиционным типам. В отличие от многих легендарных чудес, дата явления «Богоматери Ахтырской» известна точно — 15 июля 1739 г.

Священник сначала хранил икону дома, но вскоре она проявила свою чудотворную силу, исцелив от лихорадки дочь священника. В течение пяти лет следовала серия исцелений. Сведения о чудесах дошли до святейшего Синода. Прибыла комиссия из авторитетных церковных иерархов, опросила свидетелей и пришла к выводу, что икона чудотворная. Это не устроило императрицу Елизавету, она назначила новую комиссию, выводы которой были не в пользу о. Василия. Батюшку лишили права совершать богослужения и заточили в монастырь. Из монастыря он сбежал и некоторое время скрывался в Иерусалиме, о чем позже предъявил свидетельство патриарха. История приобрела черты детектива. Потом была еще одна комиссия, которая в 1752 г. окончательно признала икону чудотворной. И пошли чудеса… Широкую известность в высшем свете приобрело одно из них. Баронесса Вейдель молилась перед иконой об исцелении от какого-то тяжелого недуга. И было, вроде бы ей видение: явилась Богородица и сказала, что молитвы напрасны, час баронессы определен. Тогда она взмолилась о дочерях, и Богородица пообещала не оставить барышень в беде, но баронессе нужно будет поспешить раздать все имущество бедным. Она так и сделала, рискуя, между прочим, оставить дочерей еще и без приданого, и вскоре умерла. А дочери были взяты ко двору, обласканы императрицей, и потом обе перспективно вышли замуж за графов Чернышева и Панина.

Впоследствии с иконы было сделано множество списков, один из них увез в свое имение граф Трубецкой и в честь чудотворной иконы переименовал подмосковное село Дудкино в Ахтырку.

А Елизавета поняла, что все эти годы делала что-то не то, и распорядилась построить в нашей, сумской Ахтырке каменный соборный храм Покрова пресвятой Богородицы. Пожертвовала императрица на строительство полной горстью — 2000 рублей серебром.

Храм до сих пор стоит, а судьба иконы оказалась сложнее. В 1919 г. ее увезли в Петроград, якобы на реставрацию. С тех пор больше ее никто не видел. Только в 1990 г. митрополит Никодим передал храму список этой иконы, привезенный аж из Сан-Франциско. Теперь икона снова почитается, возобновлена традиция крестного хода в ее честь. Но некоторые моменты истории остаются загадкой.