Прямая речь
Крах Троллейбусов / А Был Ли Чмырь ? / Если В Кране Есть Вода / Теневая Приватизация ТЭЦ
Что же, дорогой читатель, в этой буре в графине всеукраинских политических страстей мы, громада г. Сумы, можем уже в ближайшее время лишиться стратегических объектов, отвечающих за жизнеобеспечение города, и коммунального транспорта. По крайней мере, из информации, которую выдает на публику городская власть, вывод можно сделать такой. Речь идет о ТЭЦ, водоканале и коммунальном транспорте.
Наверное, пришло время честно поговорить об этих проблемах и тех, кто их создал. Ибо мы понимаем, что сегодняшняя критическая ситуация – плод неумелых, а, может быть, и заранее спланированных действий группы людей, которая таким образом готовит эти объекты к приватизации обманным путем.
Начнем с самого больного вопроса – троллейбусного управления, где уже долгое время сохраняется предзабастовочная ситуация из-за невыплаты заработной платы. Официально причин несколько: не поступили государственные субсидии, малые сборы денег за проезд. Неофициальные причины лежат в поле зрения любопытного сумчанина.
Рецепт у городских властей пока один – поднять цену, но, как показывает практика, это проблему в принципе не решает. Потому что задача коммунального транспорта –регулярная и эффективная работа. Но меняются директора КП, вводятся новые транспортные схемы, а сумской троллейбус и поныне там. Ну, вы поняли где – в парке на ремонте, ибо состав т/с устарел и морально, и физически. При этом городское руководство не знает, как решить вопрос принципиально. Или не хочет знать. Давайте вспомним, что новую транспортную схему (очень-очень спорную!) вводили под флагом спасения коммунального транспорта. Но прошло совсем немного времени, и с молчаливого согласия мэра маршрутки снова вернули в центр города, а троллейбусное управление вернулось на прежние экономические показатели сбора средств за билеты. Это был удар в спину коммунальщикам в угоду маршрутчикам. Так в реальности выглядит спасение коммунального транспорта мэром, который вместо того чтобы признать эти ошибки, обвинил водителей и контролеров в том, что они не сдают выручку полностью. «Мы тут проводим мониторинг…», – заявил в прямом эфире ТВ Минаев. Кто такие «мы», и где и когда будут обнародованы официальные результаты мониторинга, какую юридическую силу они будут иметь – вопросы интересные, но не ко времени. Вопрос ко времени — другой. Да, водители и контролеры работают с наличными деньгами; естественно, что в моменты нестабильности с выдачей зарплаты (да и вообще – тоже) существует большое искушение. Но что делали и делают директора предприятия, куда они смотрят, чем они занимаются? Это что, только сегодня стало известно? Словом, порядка на предприятии не было и нет, и сам мэр это признает. Только почему-то упрекает людей в нечестности (абсолютно бездоказательно, между тем) и в этом ищет оправдание тому, что не смог за семь лет власти решить эту проблему.
Еще одна сказка, рассказанная на эту же тему, гласила, что Минаев и партия «Рідне місто» ложатся под Партию регионов еще и потому, что глава ОГА Юрий Чмырь обещал привезти в Сумы невиданное количество новых троллейбусов. При этом все слышали, как об этом говорит Минаев, но никто не слышал, чтобы об этом говорил Чмырь. Да и говорил ли он это вообще? Ведь за два с половиной года Минаев ни разу публично не спросил у Чмыря: «Где обещанные троллейбусы?» Ни разу ни пригрозил: «Если завтра не будет троллейбусов, мы выходим из коалиции с ПРУ!» Словом, почти по Горькому: «А был ли троллейбус?!»
Следующий объект, который впал в экономическую кому, – водоканал. Огромные долги энергетикам только чего стоят. Как видят решение этой проблемы городские власти? Они говорят, что мы мало платим за воду и тариф нужно опять поднимать. Напомним, что именно это городские власти говорят о водоканале всегда, абсолютно всегда – потом они поднимают тариф, проходит года два-три – и опять заводится старая пластинка: «Надо поднимать тариф, люди мало платят за воду, это нас спасет…» Причин для поднятия тарифа – и не на 5-10%, а, как правило, на 25-30% – всегда достаточно: выросла минимальная зарплата и т.п. Но реально эффективней работа водоканала все равно не становится – опять сплошные долги, судебные издержки (мы еще и за это будем платить!) и т.п. Заметим: речь даже не идет о том, чтобы водоканал генерировал средства на ремонт сетей и коллекторов, очистных сооружений, которые находятся в критическом состоянии. Город на грани экологической катастрофы, мы каждый день убиваем наши реки стоками – и никому до этого нет дела. При этом директор КП «Сумыводоканал» на хорошем счету, еще немного – и ему вручат какой-нибудь Знак почета за заслуги перед Минаевым.
Но все ли так действительно плохо с водоканалом? Ведь в прессе неоднократно писали о том, что предприятие буквально облеплено частными предпринимателями. Они связаны с топ-менеджментом и выполняют заказы, которые мог бы осуществлять водоканал самостоятельно. Сколько же теряет коммунальное предприятие денег? Много. А куда и каким образом поступают выписанные инспекторами штрафы? А сколько объектов получают воду, но платят не водоканалу, а другим фирмам? Вы думаете, об этих фактах ничего не известно руководству? Вы глубоко заблуждаетесь – нормальные сотрудники неоднократно его информировали. Никакой реакции! Потенциал такого предприятия, как водоканал, огромен, но им так управляют, что иного пути, кроме как банкротство или очередное вымогание денег у населения, нет.
???Что проще всего, «бутылка плохого пива», – как сказал мэр.
Какое-то похмельное сравнение, однако. И это при том, что уровень оплаты населения за воду в Сумах превышает 90% – поищите еще такие города в Украине! Да городской власти досталось исключительно дисциплинированное и лояльное население, на такого плательщика молиться надо! Но не молятся – наоборот, ругают нас…
И, наконец, то, что может случиться уже в ближайшее время, – теневая приватизация Сумской ТЭЦ. Фирма «ТехНова» арендует нашу ТЭЦ с2005 г., и за это время, по большому счету, у потребителей больших претензий к ней нет: батареи теплые, вода горячая в наличии. Можно, конечно, поговорить и о недостатках, а они есть, но это не наша тема сейчас.
Что же сегодня предлагают громаде городские власти и арендатор? Продлить договор аренды на десять лет. Без конкурса, без тендера, просто взять – и продлить. Ну если арендатор приличный, то почему бы и нет, правда? Но давайте посмотрим, на каком фоне все это происходит. Мэр говорит, а нанятые пиарщики через СМИ распространяют информацию, что, во-первых, «…мы должны заставить арендатора построить новую ТЭЦ», а во-вторых, в экологическую безопасность нужно вложить огромные деньги. Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, что «построить новую ТЭЦ» – значит нивелировать работу действующей ТЭЦ, которая без нового объекта функционировать не сможет (технически обосновать чисто теоретически такой вариант – для инженеров не проблема). Но этот новый объект на 100% будет собственностью «ТехНовы» – таким образом, любое поползновение в сторону изменения условий договора в будущем или его разрыва будет мгновенно пресечено уже де-факто не арендодателем, а собственником энергетическо- отопительного комплекса, где соучредителями, кстати, могут выступить и другие люди. Поэтому правильно будет назвать то, что предлагают мэр и арендатор, именно теневой приватизацией. Чуть не забыл: «деньги на экологию» тоже можно будет зачесть в «копилку приватизации».
Думаю, расклад понимают все, кто следит за этой историей. Непонятно тогда, зачем городские власти и «ТехНова» прибегает к столь незатейливым методам, пытаясь выдать эту операцию за обычное продление аренды? Не знаю, согласятся ли депутаты горсовета с ролью безмолвных болванов, но мне кажется, что в этой сделке выигрывают несколько чиновников и фирма-арендатор, но город не получает при данных раскладах ничего, а теряет стратегический контроль над ТЭЦ. Цена очень высока. До новых увлекательных встреч. Будьте бдительны. Жизнь прекрасна.
Вопрос к сумскому радио: «В чем разница между Януковичем и Минаевым?» Сумское радио отвечает: «Янукович дважды уже сидел»