О буднях, проблемах и перспективах экстренной медпомощи
«Повышенное артериальное давление, головная боль, боль в горле – не повод для приезда скорой. Мы должны приехать тогда, когда существует угроза жизни. Не здоровью, а жизни», – так заместитель директора по медицинской работе Сумского областного Центра экстренной медпомощи и медицины катастроф Максим НОВИКОВ сформулировал главное различие, когда нужно идти к участковому или специалисту, а когда вызывать скорую.
Формальным поводом для встречи стало сообщение об изменения вызова скорой в Киеве. Мы решили выяснить как обстоят дела у нас.
Максим Новиков: Сегодня экстренная медицинская помощь принимает вызова так же, как и принимала. Есть разделение на экстренные, и неэкстренные вызова. Экстренные должны обслуживаться службой экстренной медпомощи, неэкстренные – службой неотложной помощи, которая должна быть организована в каждом городе. На сегодня такие службы есть только в 11 райцентрах. В Сумах, Белополье, Ямполе и Шостке такая служба отсутствует. Поэтому разделить вызова мы не можем. Если население обращается и нет возможности передать такой вызов на неотложную медпомощь или поликлинику, выезжает наша бригада.
r: Этот вызов бесплатный для пациента?
Максим Новиков: В соответствии с Законом Украины от 19 октября 2017 № 2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», для всех жителей страны государством гарантировано бесплатное оказание экстренной медицинской помощи. Сегодня это так, как будет в 2019-2020 гг. сказать не могу. Была реформа экстренной медслужбы, сейчас идет реформа первичной медицинской помощи. Такая же реформа планируется и вторичной (специализированная), третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, будут переформатироваться медучреждения. Как говорит Министерство, деньги будут ходить за пациентом. С 1 января 2020 финансирование службы ЭМП будет опираться на новые механизмы, частично за счёт медицинской субвенции, частично за счёт оплаты оказанных медицинских услуг. Но платить будет не больной. Государство гарантирует первичную медпомощь, родовспоможение и экстренную медслужбу бесплатно.
r: Какая ситуация в районах? Кареты скорых успевают доехать по нормативам?
М.Н.: Сегодня существует норматив для экстренных вызовов – 10-минутный доезд по городу и 20-минутный доезд в сельскую местность. Пытаемся успеть вовремя на все вызова. Например сегодня (с 7 утра 24 сентября до 7 утра 25 сентября) по области своевременность доезда по городу 83%, т.е. в 17 вызовов из 100 опоздание может быть 1-2 минуты, и по селам – 61%. Считаю, что это хорошо.
r: Сколько у нас бригад?
М.Н.: Ночью работало 89 бригад, днем – 92. В дневное время вызовов больше.
r: Они все приезжают из Сум?
М.Н.: У нас есть станции. Например – Сумская, у нее есть Белопольская подстанция, Краснопольская и Первая Сумская. В апреле мы открыли подстанцию на территории нашего подразделения на Привокзальной. Мы там поставили 5 бригад (2 врачебных, 3 фельдшерских) и благодаря этому увеличили своевременность доезда на 20%. Стали быстрее доезжать на Барановку, на Героев Крут, Курскую, Горького. Нам необходимы такие же места базирования на Химгородке и на Курской.
r: А вы давали свои предложения?
М.Н.: Мы об этом просим пять лет. Для нас не могут найти помещения. Раньше мы были на территории пятой больницы, но они посчитали, что мы им мешаем. Были мы при Сумской ЦРБ, но они нас тоже спровадили. Мы были на территории четвертой поликлиники, но там уже открыт кабинет врача-фтизиатра. Теперь мы ищем и спрашиваем. Нам необходимо, чтобы радиус обслуживания бригад был не более 7 км.
r: Сколько в Сумах в идеале должно быть подстанций?
М.Н.: Хотя бы четыре. У нас есть две. По сумской станции своевременность доезда днем была 85%, ночью – 92%, потому что транспорт не мешает. Если бы у нас были еще две станции, то эти показатели были бы близки к 100%. Скорость движения в городе ограничена, и получается, что 1 км проезжаем где-то за минуту. Чтобы успевать и быстро приезжать, мы заставляем людей «отстаиваться» на улице: вызов обслужил, мог бы отдохнуть на базе, но ему ждать в машине на улице. В этой ситуации мы больше думаем о пациентах, чем о сотрудниках. Это неправильно: у человека должно быть свободное время отдохнуть, поесть, почитать и переключиться от работы. Хотелось бы, чтобы и местная власть нас услышала, пошла нам навстречу в поисках и выделении помещений. Наш центр областной, мы обслуживаем всю область, но 40% средств тратим на жителей г. Сумы. Сегодня из 372 городских вызовов почти 180 были из Сум. И так во всем: тратим бензин, запчасти, медикаменты и изделия медицинского назначения.
r: Жители областного центра составляют значительную часть населения области.
М.Н.: Да, но если в других районах очень сложная ситуация с врачами и медсестрами, посещением медучреждений, то в Сумах все намного проще. Есть поликлиники и специалисты. Вызов скорой помощи обходится государству более чем в 600 грн. У нас есть люди, которые за год вызывают скорую 700 раз! И таких много. И это вместо того, чтобы участковый врач назначил необходимое лечение и он принимал таблетки и выполнял предписания.
r: У вас много ложных вызовов?
М.Н.: Этот вызов называется безрезультатный. У нас таких вызовов до 3%. Когда выехали по поводу заболевания, несчастного случая или другого состояния, представляющего угрозу жизни пациента, а в результате больного не оказалось на месте, вызов был ложным, не найден адрес, указанный при вызове, пациент оказался практически здоровым и не нуждался в помощи. Если у нас в 2017 году было 225 тысяч вызовов, то получается, что безрезультатных больше 6000. В деньгах это около 4 млн грн. в год. И львиная доля опять-таки приходится на областной центр. Если в селе кто-то находит лежащего человека, он его знает, поэтому его пытаются поднять и довести до дома. Сценарий один и тот же – прохожий, увидев лежащее на улице тело, вызывает скорую и с чувством выполненного долга уходит по своим делам. Часто людям даже не приходит в голову подойти и узнать, нуждается ли человек в медицинской помощи или ему нужно просто помочь проснуться или подняться с земли. Многие вызывающие не считают нужным дождаться бригаду ЕМП.
r: Сколько человек работают на скорой?
М.Н.: Штат большой, наверное, самый большой среди медицинских учреждений области. По штатному расписанию: 120 врачей, 625 фельдшеров, 490 водителей. Мы можем сформировать 97 бригад (16 врачебных и 81 – фельдшерская), но реально ежедневно работает 87-92 бригады. В основном по всей области экстренную медицинскую помощь оказывают фельдшерские бригады.
r: Заметила, что сотрудники очень молодые.
М.Н.: Молодые. У нас сильная текучка кадров: на сумской станции – до 60%, а по Центру – более 40%. Люди приходят и уходят. График работы либо день, ночь по 12 часов и два дня дома или сутки-три дня дома. Тяжело. Много внутреннего совместительства, чтобы заполнить вакантные должности. Раньше шли работать на скорую и оставались, так как было преимущество в деньгах: 10-летний стаж работы – это практически 100% доплата к зарплате, но в связи с введением минимальной зарплаты это все нивелировалось. Человек, который проработал 10 лет, и человек, который только пришел, получают 3700 грязными, чистыми – порядка 3200 грн. За эти деньги можно просидеть в тёплом месте, а можно отъездить 10 вызовов на холоде и морозе, выслушивая жалобы и недовольство. При этом человек работает один, берет медицинский ящик, кардиограф, папку с тонометром. Могут понадобиться носилки, их надо принести, ищет, кто ему поможет снести, просит водителя. Хорошо, если больной весит 70-80 кг, а если 120-150 кг, тогда вынуждены высылать вторую бригаду или просим помочь МинЧС. Я каждый день людям, которые приходят с заявлениями на увольнение, говорю: потерпите, в 2019 году обещают, что ситуация улучшится. Никто не верит.
Кабинет министров Украины планирует в 2019 г. запустить пилотный проект по реформированию системы экстренной медицинской помощи в пяти-шести областях. Предусматривается в том числе повышение заработной платы работникам экстренной медпомощи
r: Почему у нас все так сложно…
М.Н.: За рубежом есть четкие показания для приезда скорой: или это улица, где человек потерял сознание, умирает или попал в ДТП или аварию; и домашние условия – если какой-то серьезный криминал, инфаркт, инсульт, человек находится без сознания или существует угроза остановки дыхания и кровообращения. Все остальное – люди сами добираются до больницы. Связываются с лечащим врачом, договариваются о приеме или встрече или едут в больницы с отделениями экстренной неотложной помощи.
r: У нас тоже в больших городах есть больницы скорой помощи?
М.Н.: Раньше такие больницы строились в городе с населением свыше 500 тысяч. Наша первая городская больница в перспективе планировалась под больницу скорой помощи.
r: В соцсетях часто критикуют медиков. У вас много жалоб?
М.Н.: Жалобы есть, и их стало больше. Основные жалобы на то, что мы отказываем в выезде бригады. У нас есть четкие критерии, на какие вызова мы не должны ехать. У нас есть старший врач оперативной диспетчерской, чтобы контролировать эту работу. Старший врач и старший диспетчер по телефону осуществляют консультации людей, которые обращаются на 103. Сегодня, например, по телефону была проведена 31 консультация.
У нас единая диспетчерская, и некоторые люди недовольны тем, что им приходится звонить в Сумы, хотя вызов автоматически перенаправляется в тот район, откуда поступил звонок, и к пациенту выезжает местная бригада.
Нет жалоб на то, что мы опаздываем, даже если по нашей статистике на вызов прибываем с опозданием, то люди расценивают что бригада приехала быстро. Человеку 9 минут или 11 почти одинаково. Мы проводим анкетирование. Каждый день наши диспетчеры обзванивают тех, к кому мы выезжали, и спрашивают: есть ли претензии, удовлетворил ли осмотр, требовали ли деньги, помогло ли лечение и т.д.
r: Как относитесь к идее объединения всех экстренных служб?
М.Н.: В рамках подготовки и проведения в Украине чемпионата Европы по футболу 2012 г. планировалось создание системы экстренной помощи «112». Это создание диспетчерской системы экстренной помощи населению по единому бесплатному телефонному номеру вызова экстренных служб «112». Система должна координировать действия таких специальных служб, как полиция, МЧС, экстренная медицинская помощь, другие спасательные службы и прочее. Пока в Сумах функционирует в зачаточном состоянии на базе МЧС.
r: У них экстренная медслужба – это парамедик – работник, оказывающий медпомощь до стационара. Фельшер тем же занимается?
М.Н. Это наше название. Профессиональные качества у них примерно одинаковые. Сейчас идет реформировании в направлении введения парамедиков в службу экстренной медпомощи. На госпитальном этапе оставят парамедиков и медицинских техников – обученных водителей, способных не только вести машину, но и помогать. А врачи нашей службы будут работать на этапе экстренных неотложных отделений, в которые переименуют приемные отделения крупных больниц. Каким бы профессиональным ни был парамедик, голова и руки врача всегда могут помочь.
Есть набор стандартных мероприятий: у них из 100 выездов 90 заканчиваются госпитализацией, у нас из 100 только 30. Остальных оставляем дома. Если мы привезем всех больных, больницы станут.
r: Вы нарушаете протоколы или они у нас иные?
М.Н.: У нас не иные протоколы. У нас иные причины вызова – голова болит, зуб, 10% связано с алкогольной интоксикацией. Человек сломал мизинец – вызывает скорую, а не идет в травмпункт. За рубежом такого нет.
Материально-техническая база
В последние несколько лет вложены средства в развитие материальной базы Центра.
В достройку 4-этажного админздания Центра в пер. Гражданском в Сумах и капремонт – 13,603 млн грн. На 7,242 млн грн. проведена реконструкция гаража на 26 санитарных автомобилей с обустройством современной мойки, ремонтной зоны и обустройством прилегающей территории.
Создана и обустроена современная серверная и единая оперативно-диспетчерская служба на 12 автоматизированных рабочих мест. Сначала планировалось, что оборудование для нее поступит в рамках нацпроекта «Своевременная помощь», но в итоге запустить единую диспетчерскую службу удалось при поддержке областного и местных бюджетов. Потрачено 7 млн грн., в том числе 4 млн грн. за счет субвенций городов и районов области.
В Сумах и Сумском районе диспетчерская официально запустилась в феврале 2017 года, постепенно подключили все районы, и к 2 апреля 2017 г. заработала вся область.
Создана Служба телеметрического диагностического кардиологического консультирования на основе комплекса «Юнет» и современных электрокардиографов «Юкард-100» для обеспечения удаленной ЭКГ-диагностики, на что в 2016-2017 годах потрачено 4,07 млн грн. Служба обеспечивает оперативную связь врача-консультанта с медицинскими работниками на местах и позволяет в кратчайшие сроки установить правильный диагноз.