Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

С открытой душой

198

Новый руководитель старого театра

Алексей Сикорский

В Сумском областном театре драмы и музыкальной комедии им. М.С. Щепкина новый руководитель. Решением сессии облсовета от 29 ноября директором назначен Анатолий ЛЕЩЕНКО, и это повод задать новому руководителю театра некоторые вопросы. Анатолий Лещенко до нового назначения семь лет был директором Театра для детей и юношества, который в городе до сих пор называют по-старому – ТЮЗ.


Театр им. Щепкина он называет “старшим братом”. С известной долей почтения, как видите. Но что характерно, несмотря на новое назначение, о ТЮЗе он говорит “мы”, а о театре им. Щепкина – “они”. Сила привычки, хотя оба театра делают одно общее дело. Наш разговор состоялся на старом рабочем месте Анатолия Ивановича, в стенах Театра для детей и юношества. Новый директор еще не был представлен новому для него коллективу, хотя формально вопрос с назначением уже решился.

[q]r: Анатолий Иванович, поскольку Вы назначены директором по результатам конкурса, расскажите о других претендентах на эту должность.[/q]
– Кроме меня в конкурсе участвовали еще три человека. Вполне достойных на мой взгляд. Из состава театра им. Щепкина – Сергей СИДОРЕНКО и Игорь ЛЕВЕНЕЦ и возглавляющий Союз офицеров Леонид СТРИГУНОВ. Поскольку комиссия выбрала меня, буду работать…
(Оставлять Театр для детей и юношества, о котором до сих пор говорится “мы”, Анатолию Лещенко явно не очень хочется. Он ни словом об этом не намекнул, но почувствовать можно. Хотя участие в конкурсе на замещение вакансии – сугубо добровольное дело, но все же… – “r”).

[q]r: Семь лет работы и жизни отданы ТЮЗу. Не жаль расставаться?[/q]
– Предложение руководить театром им. Щепкина не первое в моей трудовой биографии. Такое уже было в 1998 году, после того как упразднили должность заместителя начальника управления культуры, которую я занимал. Тогда я стал перед выбором – тот театр или этот. ТЮЗ в то время больше нуждался в помощи. Скажу больше, театра тогда практически не было. Был коллектив, были люди. Талантливые, желающие работать. Но не было материального обеспечения, огромная задолженность по зарплате. Тогда для себя я поставил вопрос так: “Где я больше нужен?” И выбрал Театр для детей и юношества. За семь лет работы кое-что удалось сделать. Театр вошел в пятерку лучших театров Украины. Это независимые данные Министерства культуры. По финансам мы встретили новый, 2006 год 10 ноября, при том что по уставу мы “планово збиткове підприємство”.

[q]r: То есть от спектаклей существует материальная отдача?[/q]
– И моральная тоже. Вернее, это взаимосвязано. На плохой спектакль зритель просто не пойдет. Но, с другой стороны, любая новая постановка требует материальных затрат, это звенья одной цепи. Рекордным по финансовым вливаниям был спектакль “Лес” в постановке Юрия БЕРЕЗЫ. Спектакль идет 3 часа, что непривычно для зрителя. И тем не менее люди идут. Добротные аншлаговые спектакли Владимира САВИНОВА “Миссис Пайпер ведет следствие” и “Дорогая Памела”.

[q]r: В театре им. Щепкина все спектакли Савинова сняты, не играются. А в Театре для детей и юношества они сохранены. Как это получилось?[/q]
– Дело в нюансах составления договоров. В ТЮЗе спектакли – собственность театра. Автору отчисляется определенная плата, но снять спектакль он не в праве. Видимо, с театром им. Щепкина отношения оформлены иначе.

[q]r: В конкурсе на вакансию Вы чувствовали себя уверенно?[/q]
– Формально я имел преимущество в том, что по условиям претендент должен иметь стаж руководящей работы не менее 5 лет. У других соискателей такого стажа не было. То есть если бы выбрали другого, то с юридической точки зрения это можно было бы оспорить. Но случилось то, что случилось, на этом точка.

[q]r: Вы могли бы охарактеризовать обстановку в новом коллективе?[/q]
– Мне кажется, что работники театра занялись несвойственными им делами. Разделились на партии, группировки, решают какие-то второстепенные вопросы. Что угодно, только не сцена! А артист без сцены, без своей прямой работы деградирует. Сезон театр открыл только в декабре. “Проделки Ханумы”, конечно, масштабный спектакль, но все же столько времени потрачено на дела, далекие от театра…

[q]r: Вы смотрели “Хануму”?[/q]
– Пока нет. Но еще успею.

[q]r: В Театре для детей и юношества обстановка иная?[/q]
– Четыреста спектаклей в год! Гастроли в Харькове, Киеве, Брянске, выезды в райцентры области. Театр им. Щепкина уже забыл, что такое гастроли. А этот, наш театр, кроме всего, еще находит возможность давать благотворительные спектакли. Сами заработали деньги на новую звуковую аппаратуру… В общем, перечислять можно много, а в двух словах – все направлено на поддержку театра и людей.

[q]r: Кто займет Ваше место?[/q]
– Не знаю. Это одна из причин, почему я здесь. Мой контракт заканчивается 31 декабря. Контракт на руководство театром им. Щепкина будет четвертым в моей жизни. Вообще, по закону, первый контракт заключается на срок в 3 года, следующие – на 5 лет. Со мной до сих пор контракты подписывали только на 2 года.

[q]r: Какие проблемы Вы будете решать в качестве директора театра драмы и музыкальной комедии им. Щепкина?[/q]
– Стратегическая задача – сохранить статус театра. Дополнить штат до соответствующих норм. Сейчас в театре драмы и, подчеркиваю, музыкальной комедии 5 вокалистов, а нужно, чтобы их было 20. Нужно найти хорошего главного режиссера. Для этого – конкурс в масштабах Украины. Обязательное условие – предоставление жилья. Талантливые люди есть, их необходимо привлечь. Например, в Хмельницком работает сумчанин Александр БОЙЦОВ – очень перспективная кандидатура. Или Александр РЫБЧИНСКИЙ, который долгие годы был ведущим актером в театре им. Щепкина, а сейчас работает в Кривом Роге. Я не говорю, что эти люди примут участие в конкурсе, просто хочу назвать имена возможных кандидатов.

Далее, в театре нет главного художника – его предстоит искать в Сумах.
Главный дирижер Анатолий КИРНОЗ совмещает работу в театре с преподаванием в училище – тоже не дело. Найти людей, сформировать команду, загрузить всех работой – такова общая задача.

[q]r: Поговаривают, что перемены в театре им. Щепкина будут крутыми и жесткими.[/q]
– Не знаю, что говорят, но я далек от мысли кому-либо “пускать кровь”.
Дисциплина, работа – другое дело. Да вы спросите у любого из коллектива ТЮЗа, как я отношусь к людям театра. Скажу честно: я их люблю, уважаю и стараюсь всегда понимать.
На новое место, в новый коллектив иду с открытой душой… И объятиями.

Справка

Анатолий Иванович Лещенко – заслуженный работник культуры. С 1998 г. – директор Театра для детей и юношества. Под его руководством театр вошел в пятерку лучших областных театров Украины. До работы в театре возглавлял отделение Всеукраинского музыкального союза, работал заместителем начальника управления культуры, пока эта должность не была сокращена. Должность директора областного театра драмы и музыкальной комедии будет занимать как победитель конкурса.