Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

«Золотой альбом» Ивана Боршоша

228

Или как мастерски «выставить» городской бюджет почти что на 150 тыс. гривен

Макс Бондоренко

Альбом «Сумской художественный музей им. Онацкого» тиражом 1 500 экземпляров, преподнесенный сумской городской властью к 350-тилетию Сум как невероятное достижение, обошелся городскому бюджету суммарно в 297 350 грн. То есть себестоимость одного экземпляра — около 200 грн. Согласитесь, такая цифра, пусть даже и за очень хорошую книгу, вызвала как минимум недоумение. Полиграфисты в один голос восклицали: «Не может быть!» Однако может.

Редакция “r”, чтобы прояснить ситуацию, 13 октября 2005 г. обратилась к и.о.мэра Сергею КЛОЧКО с информационным запросом. Ответ пришел через два с половиной месяца, 27 декабря, что само по себе нарушает срок, установленный законом, — 30 дней. Однако мы уже привыкли к такой расхлябанной неуважительности со стороны городской власти к соблюдению законодательства. Спасибо, что вообще ответили.
Информационный запрос содержал четкие вопросы, которые касались как самого тендера, так и производства книги. Письмо, пришедшее за подписью управляющего делами исполнительного комитета Виктора ВОЛОНТЫРЦА, содержало не менее четкие ответы. Что и позволило нам провести подробный сравнительный анализ. Мы обратились к сумским фотографам и харьковской типографии «Торнадо» с просьбой посчитать, во сколько нам обойдется точно такой же заказ с теми же техническими характеристиками. И вот что из этого вышло.

Часть 1.

Сразу скажем, что ведущие издательства города — «Собор» и «Университетская книга» — в этом тендере участия не принимали. Не потому, что не хотели — не знали. Это у нашего тендерного комитета всегда хорошо получается — делать так, чтобы в тендерах участвовали не те, кто может дешевле сделать, а те, кто может больше дать.

Часть 2. Фоторепродукции

Итак, согласно заявке исполнительного комитета городского совета от 25.08.05, тендерный комитет 29.09.05 провел торги по закупке исключительного авторского права на использование комплекта фоторепродукций «Сумской художественный музей». Результатом торгов стала покупка у В. С. СОКОЛОВА фоторепродукций на сумму — не падайте, а если стоите, то сядьте — 153 тыс. грн. В письме-ответе тендерного комитета не указано точное количество приобретенных фоторепродукций, цитируем: «Количество иллюстраций — более 270 шт….» Примем, что все иллюстрации — это и есть фоторепродукции. Примечательно, что тендерный комитет даже не знает, сколько точно он купил — «более 270…», из этой цифры и исходим. Итого, средняя стоимость 1 (одной) фоторепродукции получается около 110 долларов США.

Совершенно понятно, что в нашей местности фоторепродукция, к тому же сделанная несколько лет назад, когда картинами художественного музея активно интересовался Владимир ЩЕРБАНЬ, реально стоить столько не может. Точнее, конечно же, может, это право автора — назвать любую цену за свою работу. Но вот только зачем покупать за такие деньги? То есть почувствуйте разницу между стоимостью и ценой.

Опрошенные нами сумские фотографы сошлись на том, что максимальная цена, которую они бы запросили за такую работу, — 50 долларов США за штуку.

Видимо, понимая абсурдность цифры, тендерный комитет покупает у В. С. Соколова «исключительное имущественное авторское право» на использование этих фоторепродукций. В принципе, мы должны благодарить В. С. Соколова за то, что он запросил 110 долларов, а не допустим, 500 за один снимок. Тендерный комитет с удовольствием бы заплатил.

Если кто-нибудь расскажет, зачем Сумскому городскому исполкому авторские права на эти фоторепродукции, мы готовы забрать последующие слова обратно. Но в «сухом остатке» получается, что сумма — 153 тыс. грн., потраченная только на приобретение иллюстраций завышена в два раза, а выкуп «исключительного авторского права» в данном случае — это стыдливое прикрытие для переправки бюджетных денег.

Часть 3. Набор и изготовление

В тот же день был проведен тендер на набор и изготовление альбома. Так вот, набор, изготовление типографских форм и изготовление оригинал-макета обошлось бюджету в 44 900 грн. Выиграл этот тендер — не поверите — ЧП. Г. С. СОКОЛОВ. Сравнительную характеристику по работам смотрите ниже.

Часть 4. Печать

Торги проводились в тот же день. Отпечатать альбом стоило налогоплательщикам 99 450 грн. Почетное право реализовать гениальный замысел настоящего героя этой истории, заместителя и.о. мэра по социальным вопросам Ивана БОРШОША, курировавшего этот вопрос, получило ООО ИД «Фолигрант». Здесь нужно немного приоткрыть занавес — это ООО входило в круг фирм, близких к фирме «АС-Медиа», по крайней мере, по другим видам полиграфической продукции, которые нам известны, можно сделать такой вывод. То есть, все, выигравшие тендер, имеют либо прямое, либо косвенное отношение к «АС-Медиа» руководит которой Влад СОКОЛОВ. Судя по инициалам, это — тот же самый человек, так удачно втюхавший тендерному комитету фоторепродукции за 110 долларов за штуку. А ЧП. Г. С. Соколов — не иначе как однофамилец. А если серьезно, то только тот факт, что все три тендера под разными обличьями выиграли три субъекта, два из которых носят одинаковую фамилию, а третий — деловой партнер, не могут не настораживать.

«АС-Медиа», без сомнения, зарекомендовала себя как хорошая полиграфо-дизайнерская фирма, которая успешно работала и при прошлой власти. Наверное, ее руководство знает какие-то волшебные слова и умеет найти дополнительные аргументы для убеждения чиновников. Впрочем, это лирика. Обратимся к неумолимым цифрам. Ниже в таблице мы приводим цену, которую запросила за аналогичную работу на аналогичных материалах харьковская (не самая дешевая к тому же) типография «Торнадо». Для убедительности накинем еще 15 тыс. грн. на верстку (сканирование, обработка и т.д., пусть).

Часть 5. Результат

Общий итог такой. Команда крепких профессионалов тендерного комитета в вверенной заммэра Ивану Боршошу отрасли потратила на производство альбома «Сумской художественный музей» 300 тыс. бюджетных денег, редакция газеты «Панорама» на такие же точно работы — 149,5 тыс. виртуальных гривен. Почти 150 тыс. грн. разницы! Потратив совсем немного времени, мы на цифрах показали, что городской бюджет на одном только сувенирном альбоме ко Дню города «обули» почти на 150 тыс. грн. На одном только сувенирном альбоме! После этого пусть они расскажут тем пенсионерам и студентам, перед которыми они выступают с отчетами, что в городском бюджете нет денег, а городская власть из штанов выпрыгивает для того, чтобы улучшить жизнь сумчан. Они либо воруют, причем нагло, либо очень плохо разбираются во вверенном им предмете.