Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Зе!Покращення. ТОП-7 сюрпризов в Госбюджете-2020

333

Или почему украинским учителям так и не суждено дождаться зарплат в 4000 долларов

В сентябре новое правительство Алексея ГОНЧАРУКА представило Верховной Раде и обществу проект Государственного бюджета на 2020 г.

Какие же сюрпризы в нем правительство подготовило украинцам?

Незадолго до презентации бюджета премьер заявил, что за будущие пять лет экономика Украины должна вырасти на 40% от нынешнего уровня. Многие предполагали, что главный финансовый документ страны на 2020 г. будет предусматривать выполнение социальных предвыборных обещаний президента и ныне правящего большинства партии «Слуга народа», а также средства, необходимые для упомянутого скачка экономики. Однако ничего подобного в проекте бюджета найти не удалось – документ оказался достаточно консервативным, но не без сюрпризов. Без стимулов.

Предвыборные обещание Владимира ЗЕЛЕНСКОГО и партии «Слуга народа» были сформулированы предельно размыто, однако общая направленность звучавшей во время выборов риторики позволяла украинцам надеяться на общий рост доходов, в том числе за счёт повышения зарплат и пенсий. В частности, во время предвыборной кампании президента прозвучал тезис о зарплате учителей в 4 тыс. долл. Конечно, мало кто из педагогов верил, что их зарплаты внезапно вырастут так резко, но определённые надежды на серьёзное повышение были. Но рост доходов бюджетников невозможен без общего роста экономики.

Бюджет 2020 вырастет, но скачка в зарплатах бюджетников не будет

Заявленный премьером Гончаруком рост в 40% – это скорее скачок, подобный скачку экономики так называемых стран азиатских тигров в 90-х гг. прошлого столетия. Судите сами: в 2019 г., по разным прогнозам, рост ВВП Украины составит от 2,7 до 3,5 %. Тогда как для роста в 40% по итогам пятилетия нужно, чтобы в 2020 г. он вырос минимум до 6-7%. Нынешняя сырьевая экономика страны на подобное не способна – нужны глубокие институциональные реформы, которые займут не один год. К тому же положение страны усугубляется продолжающейся агрессией России и оккупацией, которая лишила страну почти 20% экономики и требует высоких военных расходов.

Инструментов для развития экономики в разных странах современного мира создано множество, в том числе бюджетных. Как правило, это прямое или непрямое финансирование из бюджета инфраструктурных проектов, в том числе энергетических, компенсация процентов по кредитам и затрат на лизинг техники или оборудования и т. п. Таковых стимулов, кроме увеличения расходов на строительство дорог, в Госбюджете-2020 практически не предусмотрено. Налоговая реформа, которая также могла стимулировать развитие экономики, отложена на весну-лето 2020 г. Более того, правящее большинство решило увеличить фискальное давление на предпринимателей – соответствующие законы №1073 и 1053-1 уже приняты и ожидают подписи президента. А значит, надежды на скачок в экономике и скачок в доходах в 2020 г. точно не оправдаются.

Рост, но не тот
В 2020 г. минимальный прожиточный минимум повысится с 2027 грн. в январе до 2189 грн. на конец года. Также возрастёт минимальная зарплата: с нынешних 4123 грн. она достигнет 4723 грн. Повышение прожиточного минимума приведёт к росту других социальных расходов государства, таких как выплаты нетрудоспособным лицам, малоимущим семьям, детям-сиротам и другим. Сколько это будет стоить госбюджету и откуда на него появится ресурс – из проекта неясно. Также рост «минималки» должен привести к росту зарплат в негосударственном секторе экономики – предприниматели обязаны платить работникам установленную ею сумму.

А вот повышения зарплаты учителей до 4 или хотя бы до 1 тыс. долл. точно не будет. По словам министра образования Анны НОВОСАД, зарплаты педагогов вырастут, но насколько – неясно. Для повышения хотя бы на 20-70% с января 2020 г. необходимо 45 млрд грн., которых в проекте бюджета нет.

Минимальную и максимальную пенсии пересчитают трижды. Так, с января минимальная пенсия вырастет до 1638 грн., с июля – до 1712 грн., с декабря – до 1769 грн. Параллельно вырастет максимальная пенсия – с 16,38 до 17,69 тыс. грн. На резкий рост пенсий пенсионерам также особо рассчитывать не стоит. Пенсионному фонду много лет подряд не хватает собственных средств на выплату пенсий, его дефицит растёт. В 2020 г. из бюджета на покрытие этого дефицита выделят дополнительно 5 млрд грн – таким образом, дефицит составит 172,57 млрд. Экономисты подсчитали, что на покрытие дефицита каждый налогоплательщик вынужден будет доплатить в ПФ за год 4 тыс. грн.

Больше – на дороги
У автолюбителей и в целом пассажиров есть повод для радости – расходы на ремонт и строительство дорог государственного значения вырастут. Дорожный фонд был создан в 2018 г. специально для этих целей. Наполнялся фонд поэтапно – с каждым годом в него поступала все большая доля акциза от произведённых в Украине и импортированных транспортных средств, ввозной пошлины на нефтепродукты, транспортные средства и шины. С 2020 г. в фонд будет поступать 100% этих платежей. Объем дорожного фонда на следующий год запланирован в размере 69,6 млрд грн., что на 19,2 млрд грн. больше, чем в 2019 г.

Без компенсаций
В Госбюджете-2020 не предусмотрены средства на компенсацию разницы между ценой импортируемого природного газа и ценой, по которой он продаётся населению. С 1 мая 2020 г. теряет силу положение о специальных обязательствах «Нафтогаза» поставлять населению голубое топливо по сниженной цене, а значит – цена на газ в Украине должна стать полностью рыночной. Означает ли это её повышение – пока
неясно, все будет зависеть от цен на мировом и европейском газовых рынках.

Меньше субсидий
Одновременно правительство планирует сократить размер субсидий на жилищно-коммунальные услуги. В проекте бюджета-2020 на выплату коммунальных субсидий в денежной форме предусмотрено 47,6 млрд грн., что на 10,4 млрд грн. меньше, чем в этом году. В правительстве это объясняют тем фактом, что в 2019 г. расходы государства на субсидии меньше запланированных. Действительно, в первом полугодии количество субсидиантов сократилось, но это произошло из-за ужесточения требований предоставления субсидий правительством Владимира ГРОЙСМАНА. Смягчать эти критерии правительство Гончарука не собирается.

Кроме уменьшения размера субсидий, правительство также запланировало полностью их монетизировать.

Без субвенций
После прочтения проекта Госбюджета на 2020 г. повод загрустить появится у глав городов и территориальных громад. Последние пять лет они получали средства на ремонт и утепление социальных объектов, дороги, реконструкцию водоснабжения и т. п. из Государственного фонда регионального развития и субвенции на социально-экономическое развитие регионов. В проекте Госбюджета 2020 субвенция вообще не предусмотрена. Для понимания – в 2019 г. она составляла 30 млрд грн.

Перевооружение подождёт
Согласно Бюджетной декларации на 2020-2022 гг., подписанной бывшим секретарём СНБО Александром ТУРЧИНОВЫМ, расходы на оборону и силовые структуры в 2020 г. должны были вырасти вдвое по каждому ведомству. Вместо этого проект госбюджета предусматривает, что на 400 млн грн. меньше получит пограничное ведомство, почти на 100 млн меньше – Нацгвардия, на 170 млн грн. – СБУ, на 20 млн грн. меньше выделено внешней разведке, на 345 млн грн. меньше – госслужбе спецсвязи и защиты информации, на 600 млн грн. меньше – госслужбе чрезвычайных ситуаций, наконец, на 16 млрд грн. уменьшится финансирование Министерства обороны. Больше получит только Совет национальной безопасности и обороны – за ним числится сумма в 28 млрд грн., что в 15 раз больше, нежели финансирование этого органа в 2019 г. Очевидно, что эта сумма пойдёт на латание дыр в оборонном бюджете в ручном режиме. Формально проект бюджета для Минобороны на 2020 г. вообще покрывает менее 50% нужд от заявленных Генеральным штабом Вооружённых сил. А именно: в бюджет военного ведомства заложено 102 млрд грн. при оценке необходимости в 220 млрд грн. Наибольшее сокращение предусмотрено по статье «развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования» – на 1,14 млрд грн. И это во время войны, когда для армии процесс перевооружения критически важен.

Аппарату – больше
Во время предвыборной кампании нынешний президент намекал на сокращение расходов на государственное управление, в частности на собственную Администрацию (ныне Офис), аппарат правительства и т. п. А что в реальности? На содержание Кабинета министров расходы действительно сокращаются: с 1,832 млрд грн. в 2019 г падают до 1,777 млрд грн. А вот на Офис президента незначительно, но растут с 2,475 млрд. грн. в 2019 до 2,476 млрд на 2020 г. Ранее АП (ныне Офис президента) и КМУ часто противостояли друг другу, поэтому Администрация Президента фактически дублировала Кабмин. Теперь же, когда вся власть контролируется из Офиса президента, часть аппарата на Банковой можно было сократить. Но, увы…

Но это только цветочки… Содержание Госбюро расследований в 2020 г. вырастет на 700 млн грн., судебной администрации (содержание судов) – на 500 млн грн., Национального антикоррупционного бюро – на 340 млн грн., Национального агентства по борьбе с коррупцией – на почти 60 млн гривен. Насколько это соответствует предвыборным обещаниям «Слуг народа» – судите сами.

Конечно, данный проект Госбюджета – далеко ещё не бюджет, до его принятия в декабре многое может измениться. Но мы уже можем видеть, какие приоритеты на грядущий год расставила нынешняя власть.

Сергей Бондаренко
Панорама №41-2019