Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Здравоохрененние

466

С пяти утра родители и бабушки в любую погоду занимают очереди под двумя детскими поликлиниками, чтобы записать ребенка на прием к врачу

Татьяна Репина


Как вы думаете, где в г. Сумы можно обнаружить самую многочисленную очередь в пять-семь часов утра? Около водочных магазинов, на проходных заводов, в налоговой инспекции? Не угадали, место действия – Сумская детская клиническая больница Святой Зинаиды по ул. Труда. Среда, рабочий день, 6.30 утра.
Светает, на улицах пустынно – горожане досматривают сладкие сны. Но к детской поликлинике стекается народ. Это пришли родители за талонами к врачам-специалистам, которые выдаются накануне приёма. Заняв очередь, все начинают поглядывать на часы. За время утренних бдений многие успевают познакомиться и обменяться мнениями насчет талонной системы, ведь ждать на улице приходится в любую погоду. И хорошо, если есть с кем оставить ребенка дома, а если нет? Наконец ровно в 7.00 заветные двери открываются, и родители гурьбой устремляются внутрь.

Поликлиника начинается с регистратуры
Очередь численностью 53 человека не в пример многим другим движется к окошку регистратуры с завидной быстротой. Это потому, что талоны удается взять только первым десяти счастливчикам. Те, кто стоят дальше, в ответ все чаще будут слышать: «Талончиков к этому врачу уже нет». Значит, и сегодня, как вчера и позавчера, у больного ребенка отсутствуют шансы попасть к врачу. Если, конечно, у него нет острой боли или высокой температуры.
С 7 до 7.15 в холле поликлиники бушуют страсти: недовольные родители ругаются с медсестрами и между собой, плачут дети, которых пришлось разбудить ни свет ни заря и взять с собой, потому что дома оставить не с кем.
Пример диалога родителей с медсестрой:
– Мне к ортопеду номерок.
– Уже нет!
– Дайте на завтра.
– Нет приема.
– Тогда на послезавтра.
– Прием будет в понедельник. И талоны выдаются только в день приема!
– Но невестка не может прийти в поликлинику в семь утра с трехмесячным малышом.
– Тогда вы приходите.
– Я уезжаю.
– Помочь ничем не могу, до свидания…
Журналист «Панорамы» поинтересовалась у родителей, стоящих в очереди, каково это в Сумах доставать талончики к специалистам.
Талонная система, вернувшаяся в поликлиники вместо самозаписи, себя не оправдывает
Галина, бабушка: «Встала в очередь в шесть утра. Сказали, что к офтальмологу было пять номерков, но мне не досталось. Первый раз обратились в больницу неделю назад. Лечащий врач номерок не следующий прием не дал – сказал, что получать его нужно в порядке общей очереди. Завтра снова придется приходить, а ведь всей семье нужно на работу. Внука в школу не пускаем, потому что глаза закапаны – читать и писать нельзя. А к врачу попасть не можем. Больница — это удовольствие для здоровых неработающих граждан…»
Елена Ивановна: «У меня невестка — глухонемая, и я прихожу уже в четвертый раз вместо нее. Обещали, что на комиссии для садика принимает ортопед, но оказалось, что его не будет до понедельника. Комедия просто. Зато умудрились пару дней назад зачем-то выдать мне талон к невропатологу. Я без очков плохо вижу – положила в сумку и ушла. Но мой внук уже был на приеме у невропатолога, а кому-то из-за халатности медсестры в регистратуре в тот день этого талончика не хватило».
Наталья: «Я пришла к поликлинике в 6.30, отстояла очередь и только у окошка регистратуры узнала, что кардиолог в этот день не принимает. Неужели так трудно вывесить хотя бы от руки написанное объявление?»
Николай Иванович: «Мой ребенок болен, его направили к лору. Я занял очередь возле поликлиники в 5.55 утра. Оказался одиннадцатым. За мной тоже стояло много людей. В итоге (я специально наблюдал) к лору выдали три талончика. Просил в регистратуре сказать, сколько талончиков было предусмотрено на день к каждому специалисту, но, похоже, эта информация охраняется лучше, чем самая важная государственная тайна. И это потому, что талоны они продают. Я знаю, что некоторые дети уже пять дней не могут попасть к врачу. На УЗИ выдали всего два талона. Это что же, за целый день примут два пациента?»
Ирина Анатольевна не может попасть к лору уже четвертый день подряд: «Нам врач-терапевт дала направление в эту поликлинику и параллельно предложила визитку платной поликлиники. Услуга стоит 70 грн. Не стесняются рекламировать платную медицину, потому что знают — в поликлинике царит беспредел, и честным путем получить талончик крайне сложно».
Маленькому Даниле всего четыре года, он задумчиво скачет по ступенькам перед поликлиникой. Его бабушке Ольге пришлось разбудить внука в шесть часов утра и приехать сюда. Однако талона на злополучное УЗИ не было уже в 7.05, а Ольга с внуком приехали в 7.15. Даня замечает кота, крадущегося по лестнице: «Бабушка, а котик тоже пришел сюда лечиться?» «Котик не дурак», – вздыхает бабушка.

Очередь для тех, кто «вне очереди»
Если талончик на прием все же удалось добыть, это практически гарантирует попадание к врачу, но ничего не говорит о затратах времени. Работающих людей обычно возмущает то, что попасть к врачу по талону в назначенное время нереально и на ожидание иногда уходят часы, даже если у талона первый или второй номер. Ирина, которая привела на прием внучку, сетует: «Детям до года талончик брать не нужно. Это хорошо для них, но несправедливо по отношению ко всем остальным. Вчера выстроились параллельно две очереди: те, кто с талонами, и мамы с грудничками…»
А еще всегда найдутся люди, которых будут принимать без очереди. К ним относятся пациенты с высокой температурой или острой болью, дети из многодетных семей, дети-инвалиды. Но кроме тех, кому это положено по закону, есть еще и платные пациенты, знакомые, начальники, родственники и те, кого завели в кабинет за руку.
Да, это несправедливо, и, конечно, можно устроить скандал и пожаловаться на врача. Вот только портить отношения с лечащим врачом не всегда разумно. В этом случае появляется великолепный шанс проверить степень высокодуховности эскулапа. Ведь медика можно заставить работать, но не лечить.
Другая проблема – врач не может знать, сколько времени он будет занят с каждым из пациентов. Чаще всего пациенты у доктора разной сложности, и времени отведенного на первичный прием (12-14 мин.) недостаточно.
В принципе можно воспользоваться услугами платной медицины. Другие, менее этичные и легальные, но самые действенные способы попасть в желаемое время к нужному специалисту – договоренности с регистратурой, знакомства с врачами и пресловутая «двадцаточка» в карточке.

Борзыми щенками не берут
Редакция «r» решила провести эксперимент и проверить профессиональную этику врачей поликлиники №2 по ул. Д. Коротченко. К выполнению этого плана мы привлекли семью, которая два дня подряд безуспешно пыталась взять талончик на прием к специалистам, чтобы пройти медкомиссию для оформления в детский садик. Потеряв надежду взять номерок легальными методами, мама Ольга отправилась по врачам, вложив между страничками медицинской карты купюру достоинством 20 грн. Для очереди перед кабинетом был заготовлен стандартный аргумент: «Мне только спросить». В общей сложности они с сыном за один день побывали у шести врачей, истратив 120 грн. Когда мы попросили прокомментировать эту ситуацию заведующего поликлиникой Владимира СТАВНИЧЕГО, то в ответ услышали категоричное: «Нет! В моей больнице этого не может быть. И с талончиками никаких проблем нет. Вот если бы у нас была компьютерная система записи через Интернет, было бы как за границей».
Кстати, попутно мы решили узнать, почему в детской поликлинике туалеты работают только на 1-м и 3-м этажах. Владимир Дмитриевич в ответ пожал плечами и парировал: «А может, еще в каждом кабинете нужно сделать туалет?» Действительно…

Кто виноват и что делать
У многих родителей создается впечатление, что руководство поликлиник не знает о том, что творится в их стенах. Или считают нормальной ситуацию, когда нужно ночевать возле регистратуры, чтобы попасть на прием к врачу. Да, узкопрофильных специалистов не хватает везде и платят им немного. Но это же не повод издеваться над родителями и детьми, которые доверяют медикам самое дорогое — здоровье.
Подозрения родителей о «неосведомленности» врачей получили подтверждение. Вот что думает медперсонал о сложившейся ситуации. Старшая медсестра поликлиники №1 по ул. Труда Лилия СУЯРКО: «Никаких проблем с талонной системой в нашей больнице нет. В некоторые дни действительно талонов может быть немного – это зависит от наличия врачей. Если один из врачей какой-либо специализации болен или на курсах, то количество талонов, естественно, сокращается. Жалоб на то, что пройти к врачу можно без талонов, за деньги, к нам не поступало».
Размер зарплаты врача зависит от того, молодой ли он специалист или уже имеет аттестацию и категорию. Минимальная зарплата — 1200 грн., самая высокая — не более 2500 грн.
Заместитель главного врача детской горбольницы Святой Зинаиды Валентина САЙ: «Как известно, перед тем как вернуть талонную систему, мы проводили анкетирование в 1-й и 2-й поликлиниках. 80% респондентов отнеслись к ликвидации системы самозаписи положительно. При самозаписи мы регулярно получали жалобы, что к специалисту попасть невозможно. Заболевшему первым делом нужно обращаться к участковому врачу, который назначит анализы и даст направление. А так у ребенка банальный насморк, а его тащат к лору, занимают его рабочее время. Вы говорите о том, что можно пройти медосмотр за деньги? Я не знаю о таких случаях и отношусь к тому, что медик берет взятку, очень негативно. Если кто-либо знает о таких фактах, пусть приходит лично ко мне и сообщает. У меня 600 подчиненных, и каждого поймать за руку я не могу».
Комментарий по «талонному» вопросу согласился дать и главврач детской городской клинической больницы им. Св. Зинаиды Александр ЕМЕЦ, у которого в этот день собрались на совещание заведующие поликлиниками (Владимир Ставничий, заведующий поликлиникой №2, Валентина Сай, заместитель Емца, и др. Здесь приведены ответы всех врачей).

«r»: Почему никак не модернизировали талонную систему? Ведь очевидны проблемы: очереди, постоянно не хватает талонов?
А.Е.: Мы посчитали, что талонная система будет удобнее для родителей. С самозаписью были проблемы: списки крали, вписывались туда на всякий случай. Почему возникают очереди? Не знаю. Объясните, почему они возникали, когда был дефицит сапог 20 лет назад? Такой менталитет у нас. Поликлиника открывается в семь утра. Зачем приходить ни свет ни заря? И потом, талончиков мало, потому что больницы недоукомплектованы персоналом. Каждый врач принимает в день определенное количество пациентов, на которых выделено определенное количество времени (от 12 до 22 минут). Давайте врач примет 15 человек за 10 минут? Вы останетесь довольны качеством приема? Кроме приема по талонам, врач принимает еще и повторных пациентов, и льготные категории населения: детей до года, больных с острой болью. Поэтому талонов мало, а пациентов много. Если в направлении не написано слово cito, что значит «срочно», не обязательно мчаться к врачу в этот же день.
«r»: Вы считаете, что родители могут с пяти утра стоять в очереди каждый день? Тем более если не с кем оставить ребенка дома?
Врачи: Я вот к нотариусу не могу попасть – это же не повод жаловаться в газету?
А.Е.: Ну не будем сравнивать нотариуса и врача. Здоровье важнее.
«r»: Почему нельзя усовершенствовать систему – например, вывешивать списки с количеством номерков на текущий день, чтобы люди не стояли в очереди зря?
А.Е.: Вот это нормальное предложение! Пусть над каждой регистратурой висит список с количеством номерков на текущий день к каждому специалисту! И я сам лично позвоню и проверю: соответствует ли реальное количество талончиков той информации, которую дает регистратор.
«r»: А почему нельзя ввести запись по телефону?
В.С.: Потому что регистратору не видно, есть ли у родителей направление.
«r»: То есть родители будут врать, что направление есть?
– Ну что вы, родители не врут, врут только медики, – иронизирует Александр Михайлович.
В.С.: Кроме того, телефонные линии постоянно перегружены. Если кроме консультации еще и разрешить талончики заказывать, то нужно еще десять телефонных линий и взять на работу еще десять человек!
«r»: Запись через Интернет тоже для нас нереальна?
А.Е.: Почему же? Реальна. Но обращений будет еще больше. Так вы общаетесь с живым регистратором, если проблема взять талончик так и не решена, можете подойти к заведующему и объяснить ситуацию. А в Интернете вы будете видеть только «Талонов на сегодня нет», и так три дня подряд. Возьмет человек и разобьет этот компьютер.
«r»: Известны факты, что врачи принимают без талонов, но за деньги. Как вы к этому относитесь?
А.Е.: А за сколько принимают?
«r»: За 20 грн. принимают, а к хирургу даже за 10 грн. удалось попасть.
А.Е.: С такими жалобами следует обращаться к заведующим или лично ко мне. Врач, который берет деньги, сразу вылетит с работы.
«r»: Люди боятся жаловаться, зная о том, что их ребенку еще предстоит лечиться в этой больнице, и не очень надеются на лояльность коллег врача, вылетевшего с работы.
А.Е.: Ну, слушайте, никакой круговой поруки у нас нет!
В.С.: Есть платные клиники, в которых можно сделать тот же профосмотр за деньги. Вот на детсадики, где с них сдирают 600 грн., деньги находятся, а на осмотр в платной клинике – нет? Не надо провоцировать врачей – сами просят принять за деньги, говорят, мол, «это вам на бумагу, ручки, вы же пользуетесь», а потом сами же жалуются.

Неутешительные выводы
Получается, что ситуация патовая — врачи не хотят принимать никаких мер без конкретных личных жалоб и обращений, хотя о ситуации с очередями знают. Но считают, что все нормально – в наличии очередей виноваты сами родители. К тому же письменных жалоб нет – значит, можно спокойно жить дальше. Закон бюрократии.
Родители тоже молодцы – боятся жаловаться. Знают, что их ребенку еще долго стоять на учете и лечиться в поликлинике. А когда подумаешь о времени и нервах, которые придется потратить на доказательство того, что медик берет деньги, сумма в 20 грн. за посещение специалиста уже не кажется веским поводом. Кроме того, врачи ведь не вымогают деньги – просто у нас такие условия, при которых легче и выгоднее заплатить, нежели сделать все в установленном порядке.
А о том, что даже в таких условиях можно просто нормально организовать процесс и не мучить больных детей и родителей, главврач как-то даже не задумывается.