Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Юрий Фомин. Любовь — гитара

1,704

Когда в его руках оживает гитара, время словно замедляет ход, растворяясь в звуках, струящихся из-под пальцев. Каждый его концерт — событие для города, собирающее полный зал

Эльвира Мамонтова

Юрий ФОМИН — наш земляк, редко заезжающий в гости. Разве что на ежегодный фестиваль «Органум». В этом году его сольный концерт проходил в зале ТЮЗа при полном аншлаге. Для всех поклонников творчества не хватило мест в зале, пришлось довольствоваться приставными стульчиками и скамеечками. Впрочем, эти мелкие неудобства не отвлекали от главного — музыки, стирающей все преграды…

[q]r: После сегодняшнего великолепного концерта появилось ощущение, что Вы и гитара — это одно целое… А Вы это чувствуете? [/q]
Ю.Ф.: Такое ощущение у меня есть постоянно, когда я в форме, когда мысли выходят наружу. Когда гитара является той гранью, которую нужно переступать. Когда что-то получается, мы с гитарой — одно целое.

[q]r: Сегодня у Вас были какие-то проблемы с рукой… Что-то серьезное? [/q]
Ю.Ф.: Нет, просто я несколько часов провел за рулем и, наверное, перенапряг ее. Такое у меня впервые. После концерта всегда есть ощущение, что что-то не получилось, но сегодня я особенно собой недоволен.

[q]r: И напрасно! Выступление было замечательным. [/q]
Ю.Ф.: Дай бог. Не хотелось бы разочаровывать такую замечательную публику. Такой публики больше нигде нет. Разве что еще на БАМе.

[q]r: Как пришла любовь к гитаре? [/q]
Ю.Ф.: Это самый коммуникабельный музыкальный инструмент. Он мне попался под руку, правда, довольно поздно — я уже учился в восьмом классе. Наверное, я бы с удовольствием дирижировал бы — меня сейчас к этому тянет. Или играл бы на фортепиано. Но, наверное, уже поздно.

[q]r: В юности Вы успели попутешествовать по Союзу, учились в разных заведениях. Что дали Вам годы обучения как музыканту? [/q]
Ю.Ф.: Это очень больной вопрос. В Украине настолько слабенький гитарный класс, что это просто катастрофа! Не преподавая в консерватории, я знаю всех гитаристов. Многие из них приходят ко мне на занятия. Те, кто хочет научиться играть на гитаре. Я не знаю, что причина этому, а что следствие. Может быть, за такую зарплату так и надо преподавать…

Я счастлив, что познакомился с замечательными преподавателями Александром Камилычем и Камилом Артуровичем ФРАУЧАМИ. Они действительно открыли мне глаза на звукоизвлечение. Ведь гитара — это целая бесконечность всевозможных оттенков: можно мягче, можно жестче… Этим нужно уметь пользоваться. Александр Фрауч мне много дал, и еще московская среда… Знаете, среда много значит. Начинаешь подтягиваться за одним, за другим. В Киеве я этого не вижу. Там не надо ни за кем тянуться, все и так хорошо…

[q]r: Сейчас для Вас существуют музыканты, до уровня которых Вы бы хотели дотянуться? [/q]
Ю.Ф.: Для меня есть два имени, за которыми я слежу на протяжении лет 20. Это Дэвид РАССЕЛ и Мануэль БАРРУЭКО. Это музыканты, которые понимают, с чем имеют дело. Они вышли за рамки гитаристики, а гитаристика сама по себе — довольно болезненная ситуация. Человеку достаточно знать четыре аккорда, чтобы заявить: «Я умею играть». И он где-то прав. Но эти музыканты смогли выйти за рамки, играют очень серьезную музыку так, как лучшие виолончелисты или клавесинисты. Еще, пожалуй, могу назвать итальянца ДЕЗИДЕРИО, который просто купается в звуках, погружаясь в какое-то морфейное состояние. Он ломает все представления о построении фразы. Фраза — как прилив и отлив, который помещается в 4, 8 или 16 тактов. И он нарушает эти законы прилива и отлива, как бы медитирует звуками… Да, еще Карло МАРКИОНЕ. Вот на них можно равняться.

[q]r: По сегодняшнему концерту я заметила, что Вам по душе меланхоличная музыка… [/q]
Ю.Ф.: Да, она отвечает моему внутреннему состоянию. Больше приемничков открывается внутри. Я часто слышу пожелание сыграть что-нибудь повеселее.

[q]r: «Мурку», например? [/q]
Ю.Ф.: Можем и «Мурку» сыграть. Но гитара — это не гармошка, под которую можно пускать россыпи. Гитара призывает к душевности, интимности, к теплоте какой-то, к тихой радости… Фламенко — да, это другая история. Играть фламенко, если территориально вырос не в Испании и в генах у тебя нет этого огня, невозможно. Во мне этого нет.

[q]r: А Вы не пытались писать собственную музыку? [/q]
Ю.Ф.: Как-то пытался, но все время ловлю себя на мысли, что я что-то повторяю. Нот-то всего семь, и не повториться невозможно. Мне кажется, написано много хорошей музыки, которую нужно просто умело подавать. На это можно жизнь положить.

[q]r: Чем сейчас наполнена Ваша жизнь? Это ведь не только гастроли, участие в фестивалях, но и ученики… [/q]
Ю.Ф.: Да, у меня есть ученики, и хорошие ученики. У меня нет потока хороших-плохих учеников, как в музучилище. Занимаются только хорошие, и это приносит удовольствие. Среди них уже пять лауреатов международных конкурсов. Участвуют и, как правило, побеждают. Если не первое место, то второе-третье — обязательно. Так что с этим тоже все складывается, хотя мое имя нигде не афишируется. Но мне это и не нужно. Я получаю удовольствие от того, что вижу, как музыкант становится на правильный путь. Роль преподавателя очень ответственна. Он может направить как на правильный, так и на неправильный путь, а это для музыканта целая трагедия. Те знания, которыми я сейчас обладаю, получены путем проб и ошибок. Если бы все это я знал в 20 лет, я бы, наверное, перевернул мир. Мне очень помог Орест Романович (КОВАЛЬ. — r) как музыкант.

[q]r: Что дает Вам участие в фестивалях, подобных «Органуму»?[/q]
Ю.Ф.: Я счастлив, что я жив, а не упал тут на втором отделении. (Смеется.) Когда концерт проходит удачно, хочется жить и работать, и этого заряда хватает на целый год, до следующего фестиваля.

[q]r: Ваша жена тоже музыкант? [/q]
Ю.Ф.: Да, она скрипачка. Сейчас мы работаем над совместным музыкальным проектом. Программа уже готова, и я предлагал ее Оресту Романовичу для этого фестиваля, но он человек очень осторожный, что в общем-то правильно. Значит, программа недостаточно готова. Надеюсь, в следующем году на «Органуме» мы выступим уже вместе.

Досье

Юрий Фомин, виртуоз игры на гитаре. По собственному признанию, свободный художник. Родился в Конотопе в 1962 г. Увлекался футболом, мечтал о спортивной карьере. Игрой на гитаре увлекся случайно и довольно поздно. Так страна, возможно, потеряла перспективного футболиста, зато приобрела гениального музыканта.

Учился много и с удовольствием: в Киевском государственном высшем музыкальном училище им. Р. М. Глиера, в знаменитой «Гнесинке», Ташкентском институте культуры… Сейчас он один из лучших (если не самый лучший) гитарист Украины. Местом постоянного жительства для себя выбрал Киев — здесь он чувствует себя дома.

Знак Зодиака — Близнецы
Любимые авторы — Федор Достоевский, Виктор Пелевин
Любимая музыка — эпоха барокко
Время суток — раннее утро
Хобби — рыбалка и охота
Домашнее животное — трехмастная кошка без имени