Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Выберем всех

155

Верховная Рада Украины приняла решение провести местные выборы 26 марта

Максим Пятницкий

Верховная Рада Украины 29 ноября приняла постановление о назначении очередных выборов депутатов местных советов пятого созыва и сельских, поселковых, городских голов на 26 марта 2006 года. Несмотря на настойчивые разговоры о необходимости разведения выборов в Верховную Раду и местные советы во времени, 377 из народных депутатов поддержали данное постановление.

В постановлении отмечается, что выборы назначаются в соответствии “с пунктом 30 статьи 85 Конституции Украины”. Как говорится в решении парламента, необходимо принять к сведению, что избирательный процесс начинается за 90 дней до дня выборов.

Фиаско возможно

В Законе “О выборах в органы местного самоуправления” записано, что постановление парламента должно быть обнародовано не позже, чем за 120 дней до дня голосования. Однако парламентарии фактически нарушили эту норму. Теперь можно оспорить в Конституционном суде дату проведения местных выборов.
На переносе местных выборов настаивали в основном пропрезидентские силы: у них низкий рейтинг на востоке и юге страны, где победителем местных выборов, скорее всего, станут Виктор ЯНУКОВИЧ и его сторонники. После введения политреформы окажется, что Виктор ЮЩЕНКО может очень быстро потерять рычаги влияния на большую часть страны.

За проведение параллельных выборов ратовали местные органы власти – они таким образом экономят значительную часть собственных бюджетных средств.

Закон требует изменений

Уже год многие политики говорят, что пропорциональная система выборов в местные советы неодназначна. Люди на местах привыкли голосовать за конкретных людей, а не за общие партийные лозунги. Но мажоритарная система выборов сохранена только на выборах в сельсоветы.

Глава Центризбиркома Ярослав ДАВИДОВИЧ более месяца назад заявил, что проведение местных выборов по существующему закону грозит их срывом. Мол, что ни сделай по этому закону, обязательно нарушишь его или другие положения. И это не удивительно, ведь документ готовился в интересах КПУ и социалистов, которые в последние годы проигрывали в мажоритарных округах чиновникам и бизнесменам.

Самые ощутимые проблемы кроются в разных подходах к формированию избирательных комиссий для парламентских и местных выборов и составлению списков избирателей для голосования за депутатов ВР и местных советов. Наблюдатели нашли в законе о местных выборах и юридические “перлы”. Например, законодатель потребовал вносить в итоговые протоколы данные о количестве голосов, поданных за каждого депутата из списка партии или блока, хотя в действительности избиратели голосуют за список в целом, а не за отдельных кандидатов. Однако пока парламент не спешит исправлять эти несуразицы. Есть вопросы и по формированию на местах блоков и коалиций, которые практически поставлены в прямую зависимость от формирования их на национальном уровне. Это существенно урезает права как отдельных граждан, так и громады. Президент Виктор Ющенко пока еще не подписал этот закон, поэтому не исключено, что некоторые коррективы будут внесены в ближайшее время.

Комментарии

Алексей ШЕВЧЕНКО,
[q]председатель областной организации партии “Общественный контроль”:[/q]
“С точки зрения экономии средств местного бюджета, проведение местных выборов параллельно с выборами в Верховную Раду является целесообразным.
С другой стороны, выборы по спискам на местном уровне – своего рода спекуляция. Списки очень туманны, и, скорее всего, мы все равно выберем не тех, кого хотим видеть в советах. Нужно подумать и об изменениях в законе о местных выборах. Но считаю, что в итоге его вряд ли изменят – честные выборы наверху никому не нужны. Вот и получается, что обычно проходят в советы те, кто служит своим руководителям, очень часто пренебрегая при этом моралью и здравым смыслом. Одним словом, нам всем есть, над чем работать”.

Владимир ДАНИЛЕНКО,
[q]первый секретарь Сумского обкома КПУ:[/q]
“Есть сложность проведения этих выборов, но их надо проводить в данный момент одновременно. Идёт структуризация нашего общества, и впервые это происходит на основе на доверия избирателей к той или иной партии. В случае разведения выборов во времени может случиться такое: в результате парламентских выборов какая-то одна сила будет диктовать свои условия на местном уровне, что может повлиять на результат местных выборов. В противном случае ситуация с местными выборами могла сложиться, как в 2002 году с выборами в парламент – на мажоритарных округах работал админресурс, и провластные партии забрали почти все 250 мест.
Пока несовершенен закон о выборах в местные советы, и в него, возможно, внесут изменения. Считаю, что время расставит всё на свои места и подскажет, что нам делать дальше”.

Владимир МИХАЙЛОВСКИЙ,
[q]председатель областной организации Народно-демократической партии Украины:[/q]
“Решение Верховной Рады абсолютно законно и целесообразно. Переносить местные выборы на более поздний срок нельзя. В этом случае их результат был бы поставлен в зависимость от результатов парламентских выборов: у победителей появился бы соблазн использовать админресурс.
Кроме того, две предвыборные кампании за 1 год – это слишком тяжело для нашей страны. В это время все политики занималась бы только выборами и войной компроматов. Параллельные выборы – это ещё и экономия средств местных бюджетов”.

Олег СОКОЛОВ,
[q]депутат горсовета, глава фракции Партии защитников Отечества:[/q]
“Решение совместить парламентские выборы с выборами в местные советы оцениваю позитивно. Верховная Рада приняла это решение в целях спокойствия в обществе и экономии денежных средств местных бюджетов. У нас вся страна после президентских выборов не работала. Когда же тогда работать, если бы у нас было две избирательные кампании за год? Думаю, политизация населения не идёт на пользу обществу – мы тратим на выборы слишком много сил”.