Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Война на дорогах

156

ДТП становятся национальной катастрофой

Андрей Поляков

Медики бьют тревогу — в «войне на дорогах» в Украине гибнет генофонд нации. Руководитель клиники травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук, доцент Владимир ШИЩУК сообщил, что смертность от тяжёлых дорожных травм людей в возрасте от 20 до 40 лет стоит на первом месте, обогнав онкологические и сердечно-сосудистые заболевания.

Специалисты Харьковского научно-исследовательского института ортопедии и травматологии им. профессора СИТЕНКО, Киевского и Донецкого институтов ортопедии шокированы резким увеличением количества пострадавших.

До недавнего времени ситуация на дорогах Cумщины была не самой плохой. По данным журнала «Корреспондент», ездить по нашим дорогам было безопаснее, чем, скажем, по дорогам Киевской, Донецкой, Днепропетровской, Одесской, Харьковской областей. Но события последних месяцев уходящего года заставили жителей города просто задуматься над своей безопасностью. Трагические случайности постепенно становятся трагической закономерностью.

Сумские баталии

Цифры впечатляют. За 11 месяцев 2007 г. в Сумах в результате ДТП погибли 17, ранены больше 300 человек. По сравнению с 2006 г. количество ДТП увеличилось на 17,5%, а пострадавших — на 15,4%.

Непонятно, кто на кого нападает в дорожной войне — водители или пешеходы. Жертвы есть всегда — это люди, получившие физические или психические травмы. Пешеходы утверждают, что все ДТП в городе связаны с безнаказанностью водителей и равнодушием городских властей. Деятельность ГАИ в расчет не берется.

Типичный ответ на вопрос о сложившейся ситуации на дорогах выглядит примерно так: водителям всё «по барабану». «Крутые» и их «подкрученные» детки носятся по городу со скоростью, превышающей допустимую в 2–3 раза. Светофоров мало, как и пешеходных переходов. Да и толку от переходов нет никакого — машины всё равно перед ними не останавливаются. Часто едут даже на зеленый свет. Вот и переходят люди дорогу в неустановленных местах, подвергая себя и своих детей смертельной опасности.

На пути к Евросоюзу с такими показателями смертности Украине установят дорожный знак «кирпич» — проезд запрещён

Заведующий одним из ортопедических отделений городской больницы говорит, что приходит в ужас, глядя, как подвыпившие компании, выйдя из ресторана, рассаживаются в свои автомобили. Однако, стражей порядка рядом с рестораном он ни разу не видел. Рост численности ДТП он связывает в первую очередь с отсутствием элементарной культуры вождения и нежеланием властей решать эту проблему. Пешеходные переходы в ночное время не освещены. Часто маршрутки останавливаются перед переходом, закрывая обзор дороги для пешехода. Он считает, что если нет средств на приобретение «лежачих полицейских», то их надо изготовить из асфальта, по примеру Полтавы или Киева. Грязь на тротуаре заставляет людей, обходя её, выходить на проезжую часть дороги. Но главную претензию он предъявляет ГАИ, считая, что инспекции давно уже пора проснуться и вспомнить о чести мундира.

Травмы все сложнее

«Часто ДТП происходят по вине водителей и пешеходов в нетрезвом состоянии. Движение на дорогах стало интенсивным, а культура заметно отстала. Обидно и больно, но в ДТП всё чаще начали попадать дети. И это несмотря на то, что в школах с ними проводится воспитательная работа. Да и вообще, с людьми творится что-то необъяснимое», — считает заместитель главврача городской станции скорой медицинской помощи Ольга КАЛИНИЧЕНКО. Процесс выздоровления иногда затягивается на годы. Лечиться приходится не только в Сумах, но и в клиниках других городов.

“Я связываю это с нашим менталитетом: плохо учимся, права покупаем, освещение — ноль, на перекрёстке не смотрим, маршрутки останавливаются, где хотят”, — считает заведующий городским травмпунктом Александр ЯКОВЕНКО. По его словам, в травмпункт часто обращаются пассажиры маршрутных такси: одним дверью прищемило палец, другие выпали из маршрутки, т.к. водитель не закрыл дверь. После ДТП в травмпункт самостоятельно обращаются люди, получившие лёгкие травмы. Людей с переломами костей и другими серьёзными травмами привозит скорая помощь или попутный транспорт.

Заведующий нейрохирургическим отделением областной больницы Александр ДМИТРЕНКО не скрывает, что нет практически ни одного дня, чтобы в отделение не привозили пострадавших в ДТП. Среди них — маленькие дети и старики. По данным медиков, травмы становятся все более тяжёлыми.

Автоинспекция бессильна?

За этот год около 900 водителей в Сумах и в Сумском районе по решению суда лишены права управлять своим автомобилем. Несмотря на то, что суд вынес постановление о лишении права водителя управлять автотранспортом, они не спешат сдавать свои удостоверения. Провинившиеся поступают иначе — ездят как ни в чём ни бывало до того момента, пока не попадутся за очередное нарушение.

Сотрудники автоинспекции считают, что только их усилиями невозможно решить проблему безопасности движения на дорогах. Они даже шутят, рассказывая анекдоты о себе. «Наверное, любой житель города догадается, — смеются они, — что значит 90х60х90: это скорость автомобиля перед постом ГАИ, рядом с ним и после». А где стоят наряды, водители прекрасно знают, тем более что их в городе, как правило, не более пяти.

Статистика утверждает, что Украина за год потеряла в авариях вдвое больше людей, чем США за пять лет войны в Ираке

По словам начальника отделения оформления ДТП и дознания ГАИ города Сергея МИХАЙЛЕНКО, за 11 месяцев получено 1560 сообщений о ДТП в Сумах.

«Всё зависит от воспитания человека, — говорит он, — от его совести. Штрафы за нарушение правил дорожного движения — маленькие, всего 17 грн., поэтому водители и пренебрегают ими». Водительский стаж также не имеет решающего значения. К основным причинам он причисляет расхлябанность водителей, их нежелание соблюдать правила дорожного движения (установленную скорость, правила маневрирования и обгона).

Сотрудник ГАИ говорит, что ему неоднократно попадались водители, которые основательно подзабыли правила. В них периодически вносятся изменения, поэтому не мешало бы водителям один раз в 5–10 лет их пересдавать. Особым незнанием правил дорожного движения отличаются скутеристы. «Вот уж кому необходимо основательно изучить их. А то задержишь его за нарушение, а он тебе и говорит: „А зачем мне правила, у меня объём двигателя до 50 кубиков, воспринимайте меня как велосипедиста, ведь они же не сдают экзамены!“ Раз такой горе-водитель выехал на дорогу, он хотя бы должен уметь ориентироваться в правилах, а не создавать на дороге напряжение своими действиями», — говорит Сергей Михайленко.

По вине нетрезвых водителей произошло 14 ДТП (5,1% от общего количества ДТП с пострадавшими). Сергей Михайленко считает, что нетрезвый водитель уже тем нарушил закон, что сел за руль и начал движение. Кроме этого, он ещё нарушает и правила движения, ставя под угрозу не только свою, но и чужую жизнь. Если такой водитель попался в первый раз, он будет оштрафован на 255–340 грн. или лишен права управления от одного до двух лет. Во второй раз его за это же нарушение оштрафуют на 340–720 грн. или лишат права управления на срок от двух до трех лет. Если подвыпивший водитель попадётся в очередной раз, а такие случаи бывали, то по решению суда у него могут изъять автомобиль. Эксперты проведут его оценку, после чего его продадут с аукциона, а деньги от продажи возвратят бывшему хозяину. Но такие случаи в нашем городе очень редки.

Где выход?

Действительно, где же он? Люди гибнут и становятся калеками, врачи в ужасе, ДАИ бессильно. Впрочем, так уж ли бессильно? Даже поверхностные наблюдения говорят о том, что сотрудники этого ведомства предпочитают нести дежурство не на социально важных или потенциально опасных участках дороги, а там, где водителя удобнее штрафовать. Разметка, знаки – иногда создается впечатление, что они созданы лишь для того, чтобы загнать водителя в безнадежную ситуацию – и снова оштрафовать. В общем, чтобы там ни говорили, а ДАИ есть, над чем работать. Качество дорог и всего, что с ней связано – срочно необходимо улучшать. Хотя бы элементарную разметку, «зебры», «лежачие полицейские». Это не так дорого, и задача городских властей реализовать такую программу в ближайшее же время.

Но, как бы отлично не работало ДАИ, какой бы ни была разметка, самая главная проблема – это не соблюдение участниками дорожного движения правил. При чем, пешеходами даже в большей степени, чем водителями. Видимо, это в крови сумчан: разгильдяйство и неуважение к закону. И пока такое поведение на дороге будет нормой, печальная статистика будет расти. Есть, о чем задуматься, не правда ли?