Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Тендеры по Бендеру

260

Часть 1. Государственные закупки медпрепаратов и оборудования в городе проводят с нарушениями

Анастасия Мазур

Человеку, который идет на прием к врачу со своими резиновыми перчатками, трудно поверить, что их централизованно закупают во все больницы города. Те, кто не может сделать флюорографию, потому что половина аппаратов в городе сломана, не поверят, что в прошлом году на закупку флюорографов потратили более 1 млн. грн. Главное заблуждение состоит в том, что медицину все считают бедной.

На самом деле из бюджета выделяются большие деньги на приобретение медоборудования, препаратов, лабораторного инвентаря и прочего. В прошлом году на государственные закупки всего этого горздрав потратил 8,5 млн. грн. И тут о бюджетных медицинских учреждениях можно сказать словами Остапа Бендера: «Талант к нищенству заложен с детства». В городе и области проводятся тендеры на крупные суммы, но все равно в больницах недостаточно препаратов и материалов, а медоборудование регулярно ломается. Результаты нашего расследования показывают, что в городе была создана система закупок, которая в ряде случаев шли в разрез с законом. Ею руководили начальники управлений здравоохранения и главврачи, которые часто самостоятельно выбирали, кого допускать к бюджетным деньгам и кому позволить победить. Городскому и областному бюджету методично наносился ущерб на миллионы гривен.

Love me tender, love me do

Госзакупки в 2006–2007 гг. регулировались Законом «Про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти». Как и многие законы, он имел слабые места, которые оставляли свободу действий и заказчикам, и участникам тендеров. В таких случаях полагаться можно только на того, кто руководит процессом. Если человек хозяйственный и думает о том, как эффективней вложить деньги и получить максимальную выгоду для больниц и пациентов, он пригласит на тендер профессионалов, предъявит им высокие требования и выберет лучший товар в пределах имеющихся денег. На самом деле — это единственная схема, по которой должны действовать госслужащие, которые распоряжаются деньгами громады. Однако это не наш случай.

Мы проанализировали тендеры, проведенные горздравом, облздравом и больницами в 2006–2007 гг. и их соответствие законам о госзакупках, которые действовали на тот момент. Выводы получились следующие: в части процедур был нарушен закон, в честность проведения остальных процедур трудно поверить с точки зрения здравого смысла.

Посторонним В.

Медицинские госзакупки в медицине в Сумах и области проводят тендерные комитеты управления здравоохранения Сумского горсовета (глава — Ольга БРАТУШКА), управления здравоохранения Сумской ОГА (был Николай БЛИЗНЮК, теперь — Петр ПАВЛЮК), а также тендерные комитеты крупных больниц. Для нашего города это областная больница (Леонид ГОРОХ), больницы № 1 (Владимир ГОРОХ), №4 (Фидель ЧУВИКОВ), №5 (Вячеслав ПЕТРЕНКО), детская городская (Александр ЕМЕЦ) и областная (Аркадий ЛУШПА). Они принимают решение, что и у кого нужно купить и сколько на это потратить. Главы тендерных комитетов — ключевые фигуры в госзакупках.

Участники тендерных процедур, продавцы — это фирмы, которые предлагают купить у них медикаменты и аппаратуру. На протяжении нескольких лет в тендерах участвует определенный круг фирм. Первая из них — ОООПКФ «Силмет», которое занимается поставкой и гарантийным обслуживанием медоборудования и чье дочернее предприятие «Силмед» владеет клиникой на ул. Металлургов. Каждый третий тендер по горздраву в 2006–2007 гг. выигрывали именно они. Этой компании не уступает АО «Медтехника-Сумы», существующее с 1995 г. Его учредителем раньше был бизнесмен и депутат горсовета от НСНУ Игорь ЗБУКАРЕВ. По его словам, в августе этого года он передал свои корпоративные права другим людям, однако в государственный регистратор эта информация еще не поступила. Еще один постоянный участник госзакупок — ЧП «Медсервис», учредитель которого Сергей ЛИПОВОЙ — сын начальника финансового управления Сумского горсовета Светланы ЛИПОВОЙ. Среди других фирм — ООО «Сарториус», ООО «Медтехника», ООО «Сумская аптечная компания», «Современные лаборатории», ООО «Областной донорский центр» и другие. Эти предприятия занимаются поставками медпрепаратов, инвентаря, дезинфицирующих средств и в крупных тендерах побеждают нечасто. В сумских тендерах редко участвуют, а тем более побеждают иногородние фирмы. Исключение составляют покупки специфического товара — например, препаратов инсулина или материалов гемодиализа, когда приходится приглашать фирмы из других областей, так как это не профильный товар для сумчан.

Опытные игроки знают несколько секретов успеха в закупках. Нашим экспертом в подготовке материала был Александр (имя изменено), который работал в крупной фирме, занимающейся поставками медоборудования. Вскоре, однако, он сделал вывод, что в Сумах этот рынок уже поделен и попытки прорваться туда бесполезны. «В сумских тендерах участвуют только сумчане. Всеукраинские компании, которые могли бы предложить городу более выгодные условия, даже не пробуют подавать документы: знают, что проиграют», — говорит он.

В следующих публикациях мы расскажем, как это происходит. Сейчас же важнее узнать, каким образом работает схема городских закупок, куда посторонним вход строго воспрещен.

Кто еще бизнесмен

Все вышеперечисленные фирмы трудно упрекнуть в использовании лазеек в законах — бизнес есть бизнес. Совсем другое дело с чиновниками, которые проводят эти тендеры и несут ответственность перед теми, за чьи деньги ведутся закупки. За последние два года в Сумах прошло немало тендеров, в которых тендерные комитеты горздрава и больниц были как минимум недобросовестными. Мы расскажем о нескольких чиновничьих «финтах».

Финт №1. Приглашение на тендер

Одна из процедур закупок — это запрос ценовых предложений (см. виды тендерных процедур). Естественно, заказчик сам решает, кого пригласить участвовать в этой процедуре. По логике, чем большему количеству фирм отослать запросы, тем больше предложений можно получить и тем более выгодный выбор можно сделать. Но почему-то тендерный комитет горздрава поступает совсем не так.

От нескольких сумских фирм приходилось слышать, что их никогда не приглашают на эти тендеры, несмотря на то что они не раз присылали письма с желанием в них участвовать. Что уж говорить об иногородних, чьи цены по многим позициям могли бы быть куда ниже. Что касается «гигантов» сумской медицины — «Силмета» и «Медтехники-Сумы», то их чаще всего приглашают участвовать в разных тендерах. В 2006 г. горздрав отослал шесть запросов «Силмету» и четыре тендера выиграли они. «Медтехника-Сумы» в тот год получила аж одно приглашение, но победить не удалось. Стоит заметить, что ни одно из медучреждений города и области не отличается таким перекосом в сторону одной фирмы. И облздрав, и больницы отправляют заявки разным фирмам и зачастую получают разных победителей. Правда, на их фоне отличается горбольница № 1. Она приглашает разные предприятия, но чаще всего выигрывает «Медтехника-Сумы». Приоритеты налицо!

А тендер, проведенный горбольницей № 1 в 2006 г., заслуживает отдельного внимания. Больница нуждалась в услугах прачечной, сумма лота составляла 70 тыс. грн. Тендерный комитет во главе с главврачом Владимиром Горохом отправил запросы ценовых предложений следующим фирмам: ООО «Восточно-строительное объединение», которое занимается строительством, ООО «Орион-сервис» (изготовление и установка окон) и ЧП «Иней» — единственная среди этих фирм, которая предоставляет услуги прачечной. Сама фирма «Иней» расположена на территории больницы. Еще одна настоящая прачечная получила запрос 27 января 2006 г., а тендер прошел… на день раньше.

Финт №2. Время – деньги

В процедуре запроса ценовых предложений есть еще одна тонкость, которая заставляет усомниться в честности проведения нескольких закупок. В Законе «Про закупівлю товарів…» 2006 — 2007 гг. не сказано, какой срок дается фирме на подготовку документов. В то же время там указано, что предприятие должно предоставить справку об отсутствии долга по налогам и сборам (ст. 15 ЗУ «Про закупівлю товарів, робіт та послуг…» 2006 г., 2007 г.). По информации налоговой инспекции г. Сумы, эта справка готовится в течение 15 дней и действительна десять дней. В следующих примерах нужно обращать внимание на даты объявления тендера и определения победителя.

В декабре 2006 г. управление здравоохранения покупало медицинскую мебель. Ответственный за проведение тендера — главврач горбольницы № 1 Владимир Горох. Сумма лота — 99 тыс. грн. В отчете указано, что запросы участникам отправляли 18–20 декабря, а конечный срок принятия заявок был 21 декабря. Заявки подали два участника — частный предприниматель Товстокор и ООО «Силмет», которое и победило в тендере.
В связи с этими закупками возникает ряд вопросов. Во-первых, насколько справедливо, что какой-то участник получил заявку 18 декабря, а какой-то — на два дня позже? Во-вторых, тендер проводился 21 декабря, то есть через один — три дня (для кого как) после получения запроса. Как такое возможно, если только справка из налоговой готовится 15 дней? Чтобы принять участие в этом тендере, нужно иметь хорошие связи в налоговой инспекции или заранее знать о готовящихся закупках.

Приблизительно так же прошел тендер 22 декабря 2006 г. Горздрав купил эндоскоп стоимостью 46 тыс. грн. Заявки отправили 21 декабря, а победителя определили уже на следующий день. Из ЧП «Медакор» и ООО «Силмет» выбрали последнего.

Еще один пример из многих — закупка медаппаратуры на сумму 67 тыс. грн. Заявки отправлены 21–22 декабря, победитель определен 22 декабря. Те же участники — «Медакор» и «Силмет», побеждает «Силмет». Результаты всех этих торгов никто не оспаривал. Прокуратура тоже не усмотрела в этом противозаконных действий. Но если это не нарушение закона, тогда что?

Нынешнее Временное положение о госзакупках не сильно изменило ситуацию с запросом ценовых предложений. Теперь тендерные комитеты не могут установить срок подачи предложений меньше пяти дней. Появилась конкретика, но она не отменяет подачу справки из налоговой. Таким образом, законодатели сами оставляют лазейки для злоупотреблений.

Финт № 3. И один в поле воин

Еще одна тендерная процедура — закупка у единственного производителя. В Сумах и Сумской области она применяется крайне редко. Областной и городской горздравы ее использовали по разу в год — при покупке крови и ее компонентов в Сумском областном донорском центре.

Горбольница № 1 тоже умудрилась совершить закупку у единственного производителя. Им стала фирма «Медаппаратура», которая в декабре 2005 г. продала больнице флюорограф по цене 380 тыс. грн. Прокуратура г. Сумы возбудила уголовное дело по факту незаконного использования бюджетных денег относительно служебных лиц городского управления здравоохранения и больницы № 1 (ч.2 ст.364 — злоупотребление служебным положением, которое повлекло тяжкие последствия). Дело в том, что «Медаппаратура» не единственный производитель флюорографов в Украине, а красная цена на момент покупки аппарата была 299 тыс. грн.

80 тыс. грн. пропали бесследно для бюджета. Тем не менее прокуратура передала это дело в городской отдел милиции по подследственности, где его закрыли… из-за отсутствия состава преступления. А главврач Владимир Горох стал заслуженным врачом Украины (это не шутка).

Финт №4. Ты мне — я тебе

Как правило, в Сумах в открытых торгах предугадать исход тендера можно с самого начала. Если у заказчика под конец года есть деньги и фирма, у которой можно что-то купить, то тендер обязательно состоится. Документацию могут готовить под определенную фирму. «При подготовке документов достаточно взглянуть на технические требования к аппаратуре. В них не укажут, что нужен аппарат Toshiba или Siemens, но по описанию техники специалисту будет видно, какая это фирма. Узнав, кто в городе занимается поставками этой продукции, легко понять, кто выиграет тендер», — рассказывает наш консультант Александр.

Дальше фирмы действуют по описанной схеме: договариваются с заказчиками, приводят на тендер фирмы-“фоны”. В случае этих «пустышек» трудно доказать связь между фирмами, но иногда нарушения закона очевидны.

В октябре 2006 г. горздрав провел открытые торги по закупке препаратов на основе инсулина на 158,4 тыс. грн. В тендере участвовали ЗАО «Медфарком-Центр» и ЗАО «Медфарком-Восток» (www.meria.sumy.ua). В тендере победил «Медфарком-Восток», заключив договор с горздравом на 56,7 тыс. грн. Любой умеющий читать найдет некое сходство в названиях этих фирм. По информации сайта www.smida.gov.ua, фирма ООО «Медфарком» владеет 100% акций обеих фирм. То есть, по сути, в тендере стоимостью 150 тыс. грн. участвовала одна и та же фирма. В ст.28 нового Временного положения о госзакупках говорится, что заказчик обязан отклонить тендерные предложения фирм, если они связаны между собой. Под связанными фирмами подразумеваются в том числе фирмы, которые находятся под общим контролем третьей фирмы. Однако в законе о тендерах 2006 г. этого пункта нет — придраться не к чему, тендеры проходят честно. После этого случая «Медфарком-Восток» не раз участвовал в сумских тендерах, за два года получив из бюджета 1,5 млн. грн.

Переписка с горздравом

Начальник управления охраны здоровья Сумского горсовета Ольга Братушка категорически отказалась давать интервью «Панораме». Она сослалась на то, что на все вопросы она уже отвечала правоохранительным органам. 23 сентября мы направили ей письменный запрос со всеми вопросами, которые мы хотели задать. Копия запроса была направлена мэру города Геннадию МИНАЕВУ. 7 октября «r» получила письменный ответ Ольги Братушки на поставленные вопросы. Приводим нашу переписку с горздравом в виде интервью. Наполненность ответов оставляем без комментариев.

[q]r: Яким чином змінилась ситуація з проведенням тендерів у місті у зв’язку із прийняттям Тимчасового положення? [/q]
Ольга Братушка.: Із прийняттям Тимчасового положення про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти ситуація з проведенням тендерів змінилась на краще.

[q]r: У 2006–2007 рр. найактивнішими учасниками закупівель були фірми «Сілмет» та «Медтехніка-Суми». Яким чином можна пояснити, що «Сілмет» був визнаний переможником 6 тендерів із 19 у 2006 р. і 9 із 26 тендерів у 2007 р., що були проведені управлінням охорони здоров’я? А також те, що фірма «Медтехніка-Суми» перемагає більшість тендерів у лікарнях №№ 1, 5, а також дитячій міській лікарні? Чи не вбачається у цьому тенденція? [/q]
О. Б. У процедурах закупівель приймають участь всі зацікавлені юридичні та фізичні особи. Замовник визначає переможця торгів з числа учасників, тендерні пропозиція яких не були відхилені, на підставі критеріїв і методики оцінки тендерних пропозицій, зазначених у тендерній документації, основними з яких є ціна.

[q]r: Згідно зі ст. 15 ЗУ «Про закупівлю товарів, робіт та послуг…» 2006 та 2007 рр., учасники тендеру мають надавати довідку про відсутність заборгованості перед бюджетом. По інформації податкової інспекції у м. Суми, ця довідка готується протягом 15 днів. Яким чином тендерний комітет управління приймав рішення про переможця тендеру по процедурі запиту цінових пропозицій, коли запрошення до участі відсилались за два дні до визначення переможця? [/q]
О.Б.: Під час розкриття тендерних пропозицій перевіряється наявність усіх необхідних документів, передбачених тендерною документацією, правильність їх оформлення, а також оголошується найменування та адреса кожного учасника, ціна кожної тендерної пропозиції та складається протокол за відповідною формою. Ці відомості зазначаються у звіті про результати проведення процедури закупівлі. Копія протоколу подається всім учасникам. У разі невідповідності учасника кваліфікаційним вимогам, зазначеним в тендерній документації, такі пропозиції відхиляються.

[q]r: У жовтні 2006 р. тендерний комітет управління провів відкриті торги на закупівлю препаратів на основі інсуліну. В тендері приймали участь фірми «Медфарком-Центр» та «Медфарком-Схід», переможцем визнана остання. 100% акцій обох фірм належить ТОВ «Медфарком». Чи не вважаєте Ви, що тендер був проведений нечесно? [/q]
О. Б. При проведенні процедури відкритих торгів на закупівлю препаратів на основі інсуліну були витримані всі умови згідно Закону України «Про закупівлю товарі, робіт і послуг за державні кошти» (1490–14), оскільки «Медфармаком-Схід» та «Медфармаком-Центр» зареєстровані як окремі юридичні особи.

Продолжение в следующем номере

Подготовлено при поддержке программы “Сприяння активній участі громадян у протидії корупції в Україні «Гідна Україна»