Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Старейшина архитектуры

495

Анатолий Дейнека: «Стиль современной архитектуры — это нищета масштабов»

Марина Володина

Заслуженный архитектор Украины Анатолий ДЕЙНЕКА о скандальном судебном деле с экс-главным архитектором города Владимиром БЫКОВЫМ и ситуации в современной архитектуре.

[q]r: Сейчас в суде рассматриваются два дела: иск Владимира Быкова к Вам о защите чести, достоинства и профессиональной репутации и Ваш встречный иск к нему. На каком этапе находятся судебные дела? [/q]
А.Д.: Уже прошло два заседания. На первое вместо Владимира Быкова пришел его представитель. На втором заседании со стороны заявителя не было никого. Судья предложила снять его иск с рассмотрения в связи с неявкой заявителя. Но мы не согласились. Мы потратили столько усилий и нервов, чтобы доказать справедливость каждого моего высказывания и обвинения на заседаниях Союза архитекторов, есть все документы, чертежи, фотографии. Нам бы не хотелось спускать все на тормозах. Владимир Быков бросил на меня ком грязи, обвинил в клевете, и мы не хотим, чтобы эта клевета повисла в воздухе и на нее никто не ответил. Дело должно продолжиться в суде, чтобы истина восторжествовала.

Биография

Анатолий Иванович Дейнека родился 20 мая 1930 г. в с. Рясное Краснопольского района Сумской области. Пережил Великую Отечественную войну. С 1943 г. учился в школе, с 1947 г. — в Сумском химтехникуме. В 1951 г. поступил на архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. До 1961 г. занимался проектной работой. С 1961 г. по 1967 г. был главным архитектором г. Сумы. Потом два года работал заместителем, а с 1969 г. до 2000 г. — начальником Сумского областного управления архитектуры. С 2000 г. на пенсии. Заслуженный архитектор Украины, почетный архитектор России, лауреат премии Совета министров СССР. Награжден орденом Святого Владимира за разработку проекта церкви Святой Троицы в с. Пустовойтовка Роменского района.
Имеет двух дочерей, трех внуков и одного правнука.

[q]r: Вы доказываете свою правоту по девяти пунктам? Какой из них наиболее скандальный? [/q]
А.Д.: Самый главный пункт — присвоение Владимиром Быковым Государственной премии за стадион «Юбилейный». В протоколе заседания коллегии при областном управлении архитектуры он указан в числе претендентов на получение этой премии. Там четко написано, что он принимал участие в разработке архитектурно-планировочного решения стадиона и в разработке проекта благоустройства прилегающей территории. На самом деле все совершенно не так. Над проектом стадиона работали архитекторы двух предприятий. Члены творческого коллектива ЗАО «Сумыпроект» разрабатывали архитектурно-планировочное решение. Благоустройство прилегающей территории разрабатывал коллектив института «Гражданпроектреставрация». Со стороны Театральной площади была запроектирована широкая лестница с фонтанами, ротондами, беседками. Ни в чертежах, ни в каких-либо других документах подписи Владимира Быкова не значится. А это главный пункт, подтверждающий авторство проекта. То есть на самом деле он не принимал никакого участия ни в творческой, ни в руководящей работе. Если бы он действительно был автором, никто бы и слова против не сказал. А так его выдвинул коллектив только потому, что Владимир ЩЕРБАНЬ сказал: «Вова, вперед!»

[q]r: Как отреагировали архитекторы на присвоение их авторского права? [/q]
А.Д.: Несколько архитекторов подали на Владимира Быкова в суд за фальсификацию. Они оспаривают его авторство. Это авторы, которые благодаря Быкову остались неизвестными — их отстранили от проекта. Таким образом, один иск подали мы, второй — архитекторы по проекту стадиона, третий — по благоустройству.

[q]r: Авторство каких объектов Вы доказываете? [/q]
А.Д.: Надвратной церкви Софрониевского монастыря и церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Новая Слобода Путивльского района, Спасо-Преображенской церкви в Ямполе. По всем объектам был приблизительно один и тот же сценарий. Владимир Быков обращался ко мне с просьбой сделать эскизный проект реставрации церквей. По Надвратной церкви Софрониевского монастыря у меня были фотограмметические обмеры руин церкви, и на этой основе я разработал практически новый проект. Я тогда работал в институте «Гражданпроектреставрация» и занимался этим проектом параллельно с моим основным объектом — церковью Александра Невского в Гребениковке. Это может доказать Вадим ТРЕГУБОВ, который был директором института. По Спасо-Преображенской церкви Быков предоставил мне планы церкви, на основе которых я разработал несколько вариантов эскизов фасадов. Я тогда не интересовался судьбой проектов, поскольку думал, что мое авторство бесспорно. Но через несколько лет мне на глаза попались две книги — «Сумщина в именах» и «Памятки архитектуры и градостроения Левобережной Украины», где автором проектов значится Владимир Быков.

[q]r: Это было принципиально? [/q]
А.Д.: Я не ревновал и не кидался сразу защищать свою честь, мне было просто досадно. Мне знакомые рассказывали, что мои чертежи Владимир Борисович показывал другим и получал хвалебные отзывы. Принципиальное значение это приобрело только тогда, когда я высказал свои претензии на собрании Союза архитекторов. А он сказал, что мое авторство еще нужно доказать. Тогда я на второе заседание принес чертежи и спросил Быкова: «Они вам знакомы?» Он ответил: «Да». — «А кто их делал?» — «Вы». Тогда я не думал, что придется так старательно, скрупулезно, с соблюдением всех юридических тонкостей доказывать это в суде. Оно мне сто лет не надо было. Но человек обвинил меня во лжи, в клевете. Я хочу, чтобы краснел не я, а он.
Специальная комиссия Союза архитекторов выезжала на места, смотрела церкви, фотографировала, смотрела мои чертежи. Оказалось, что объекты полностью соответствуют моим чертежам. Получается, что по двум объектам мое авторство полное: по церкви Софрониевского монастыря и по церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По церкви в Новой Слободе утверждаю, что мы работали в соавторстве.

[q]r: Можно ли сейчас, по прошествии полугода с момента назначения нового главного архитектора, говорить об изменениях ситуации в лучшую или худшую сторону? [/q]
А.Д.: Разница в самой политике. Ведь методика осталась такая же. Приносят планшеты, идет обсуждение. Но изменился сам дух градосовета. Раньше как было? Например, возникает мощный объект — банк. Руководство банка объявляет тендер на выполнение проекта. Владимир Быков, не дожидаясь результатов тендера, выдает архитектурно-планировочное задание управлению Генпланом на разработку проектного предложения. Еще ничего нет, но уже идет предвкушение больших денег. Тендер выигрывает Борис БУРЯЧКОВ. Но это же наезд на финансовые интересы главного архитектора! И сколько бы Борис Борисович ни представлял на градосовет свои прекрасные работы, Быков их гробил.

Были факты, когда на совет выдвигается заведомо похороненный проект. Пример — магазин по ул. К.Зеленко. Проект делал кто-то из своих, на градосовет он ни разу не выставлялся. Документация по участку была в порядке. Но жители стали жаловаться. И Владимир Быков выставляет объект на градосовет. Архитекторы высказываются против. Тогда председатель земельной комиссии начинает уговаривать архитекторов. Мол, в случае провала проекта предприниматель обратится в суд, и горсовет вынужден будет возместить ему все затраты. Таких случаев было несколько.

[q]r: А сейчас? [/q]
А.Д.: Александр ФРОЛОВ — человек чистосердечный. Он попал под мельницу-мясорубку административных органов. Он не хитрец, не изворотливый, он искренний. Его подставляют, что-то делают за его спиной, а потом… Что он сделал лучше — организовал градостроительную секцию. Перед градосоветом собираются спецы и рвут друг другу чубы. На градосовет уже с коллективным мнением.

[q]r: Как Вы расцениваете изменения в градосовете? [/q]
А.Д.: Почему-то считается, что директора институтов могут лоббировать свои интересы. Так, например, Виктора ШАХОВА исключили, но от него была большая польза. Он человек своеобразный, категоричный, может, он что-то говорил противоречиво, но он наводил на размышления, порождал дух дискуссии. А введение в градосовет известных в городе людей, но не архитекторов, может не принести никакой пользы.

[q]r: Градосовет станет менее профессиональным? [/q]
А.Д.: Не в том дело. Просто просвечивается какой-то коммерческий подход. После каждого совета я ощущаю неприятный осадок. Где-то витает дух скандальности.

[q]r: Много ли проектов сейчас «протаскивается»?[/q]
А.Д.: Это трудно уловить. Когда архитектор докладывает, он выражает свою точку зрения. Звучит пламенная речь, высказывается гениальное решение. И как же ты узнаешь, что за этой позицией стоят деньги? Но выставляются объекты, которые проектируются в угоду заказчику, но в нарушения градостроительных норм. По вот этим нюансам можно уловить, что где-то заплачено. Поэтому тошно. Каждый объект ожидаешь с тоской. Угадывается этот денежный сквозняк, хотя этого не докажешь.

[q]r: Чем это может закончиться? [/q]
А.Д.: А ничем. Оно так и будет продолжаться. Пока у власти будут стоять люди, лоббирующие свои личные интересы. Архитектура во все времена была заложницей политики. Архитекторы своим творчеством всегда отражали социальные запросы заказчика. Современная архитектура — это слезы нищеты. Социального заказчика на архитектуру нет, основной заказчик — мелкий коммерсант. Массовый заказ — крылечки, пристроечки, надстроечки. Крупномасштабных объектов стало крайне мало. А то, что делается, может казаться просто красивым. Это нищета масштаба.

Пристрастия Досье

В кругу сумских архитекторов его называют старейшиной. К его мнению прислушиваются, его уважают. На градостроительных советах всегда прямо высказывает свое категорическое мнение по поводу того или иного проекта.
Первым высказал свои претензии по поводу работы бывшего главного архитектора Владимира БЫКОВА, за что последний подал на своего учителя в суд.

Считает себя счастливым человеком, поскольку в своей многолетней работе удачно реализовал два постулата. Первый — побороть диктатуру чиновничьей братии, результатом чего стали проекты промузлов и Генплана города, который отмечен премией Совета министров СССР. Вторым своим достижением считает формирование архитектурной элиты области. Сумщина была единственной в Украине, в которой главные архитекторы городов и районов имели высшее архитектурное образование.
Приват
Жильё — квартира-“хрущовка”
Авто — «Запорожец»
Любимый напиток — чай «Нури букет»
Еда — непереборчивый
Хобби — поэзия
Телефон — нет