Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Псёл судоходный

2,504

Историки считают Псёл родиной украинского пиратства

Андрей Поляков

Сегодня о Псле известно почти всё. Многочисленные справочники сообщают, что Псёл — это левый приток Днепра. Длина реки — 692 км (из них 502 км по территории Украины). Исток реки находится в России на границе Курской и Белгородской областей недалеко от с. Пригорки Белгородской области. Русло реки извилисто. Течение спокойное. Глубина реки — от двух до четырёх метров. Часто встречаются мелководные участки. На реке есть плотины и шлюзы.

Эта информация хорошо известна людям, интересующимся историей родного края. Среди них есть и такие, которые утверждают, что в прошлом Псёл — это и водный путь, и родина украинского пиратства.

Водный путь

50 лет назад по Пслу плавали многоместные прогулочные и моторные лодки. Это подтвердила и недавняя находка водолазов Сумской городской спасательно-водолазной службы. В апреле этого года со дна реки они подняли большую прогулочную моторную лодку, на которой в 60-е годы прошлого столетия сумчане совершали речные прогулки. В 70-е годы на смену большим прогулочным моторным лодкам пришли частные моторные лодки и катера. Много было и простых деревянных лодок. Во время разлива реки, когда понтонные мосты снимались, предприимчивые горожане за небольшую плату перевозили людей с одного берега на другой.

По словам директора Сумского филиала института «Днепрогипроводхоз» Василия ПОЛИЩУКА, до 70-х годов прошлого столетия по Пслу действительно ходили частные моторные лодки. В Сумы люди плыли из Низов, из Шпилёвки и других сёл. В 1973 г. встал вопрос о запрете использования моторных лодок. Инженеры сделали расчёты, доказавшие, что песчаные грунтовые берега размывают именно моторки. “Использовать моторные лодки, кроме спасательных, запретили “, — говорит он.

Родина пиратства

То, что по Пслу пароходы не ходили, бурлаки баржи не тянули, очевидно. Река неглубокая, на многих участках заболоченная. Правый берег высокий — иногда 30–70 м. Расчленена многочисленными старицами (участки прежнего русла реки. — r.) и протоками.

О многочисленных заболоченных участках, непригодных для судоплавания, писал Н. Гласный в №75 «Сумского вестника» за 1913 г. Якобы после постройки первого железобетонного моста в Сумах «вся пойма реки Псла сплошь достроится домами и станет лучшей частью города, который до сих пор расширялся только на север, на окрайне Засумки, удаляясь всё дальше и дальше от заболоченного Псла. Многое возможно тогда, когда г. Сумы избавится от болота поймы реки Псла». И, несмотря на это, по Пслу плавали большие лодки. В «Сумском вестнике» №54 за 1913 г. в разделе объявлений сказано, что Н. Линтварёва, проживающая на Луке, продаёт лодку, в которой свободно могут разместиться 15 человек.

В 1722 г. Пётр I наложил вето на хищническую вырубку деревьев, пригодных для кораблестроения

Исследователь старины Сергей ЗАДЕСЕНЕЦ сообщил, что в эпоху Киевской Руси Псёл имел значение пути сообщения: «Древние славяне селились по берегам рек, когда дорог в привычном понимании ещё не было. Найденные клады свидетельствуют, что в те времена активно развивалась торговля. Купцы по Пслу плыли в Днепр, а оттуда по известному маршруту — из варяг во греки».

По его словам, самым распространённым типом речных судов в разное время были ладья, струг и «чайка». Казаки ходили только на чайках. В XVI в. в летописях уже упоминается Псёл. Исследователь считает, что во времена Ивана ГРОЗНОГО места, где мы сейчас живём, ещё не были заселены украинским населением. В эпоху Запорожской Сечи в наших краях активно заготавливали лес, используемый для строительства «чаек». Такие заготовки назывались трубами. «Существует документ — царский воевода Косагов жалуется на дороговизну труб в Ахтырке на Ворскле.

Воевода должен был поставить эти трубы казакам в Сечь в качестве части жалования. Мы знаем, что в XVI-XVII вв. казаки совершали пиратские набеги на Крым и Турцию. Ходили они туда на „чайках“, многие из которых были сделаны на Псле», — сказал он.