Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Покупаем с умом

154

Знание тонкостей законодательства поможет обновить гардероб без головной боли

Юлия Карпенко

Отправляясь за обновками, мало кто знакомится с Законом о защите прав потребителей. Но, судя по количеству однотипных обращений в управление по защите прав потребителей, это было бы не лишним.
Главный специалист отдела защиты прав потребителей Сумского горсовета Ирина САВЧЕНКО «просветила» нас о том, как вести себя покупателю, если возникают проблемы.

Внимание к дефектам

Выявив дефект товара до истечения гарантийного срока, покупатель имеет право требовать или пропорционально снизить цену, или бесплатно устранить недостатки товара в разумные сроки, или возместить затраты на ремонт товара.

Однако продавец вернет деньги или заменит товар на аналогичный лишь в том случае, если сочтет дефект существенным. Это недостаток, возникший по вине производителя, который невозможно устранить и который не позволяет использовать купленную вещь по назначению. Существенный дефект после устранения проявляется снова по не зависящим от потребителя причинам, а также обладает одним из трех признаков: совсем не может быть устранен, или устранение требует более 14 дней, или устранение делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

Предприниматели лукавят, заявляя, что претензии к качеству товара, приобретенного на распродаже, не принимаются

«Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей, покупатель имеет право на информацию о продукции. Проверяйте ярлыки: на них должно быть указано наименование товара, требования к нему, адрес производителя (при отметке „Made in China“ обращаться с претензиями не к кому), дата изготовления товара, условия хранения, гарантийный срок и срок годности», — говорит Ирина Савченко.

Хитрые скидки

Когда в магазинах объявляют скидки или распродажу, большинство любителей шоппинга не утруждают себя различением этих понятий, ведь главное — опередить других и приобрести модную вещь за полцены.

На самом деле, возможности отстаивать свои права при покупке некачественного товара на распродаже или по скидке существенно отличаются. Определение «распродажа» применимо, если осуществляется распродажа всех товаров в определенном месте или четко обозначенной группы товаров; если она ограничена по времени, например, предновогодняя, и цена товаров на самом деле ниже обычной. К продукции, приобретенной на распродаже, применяются те же требования, что и к обычному полноценному товару.

«Такая точность необходима, ведь зачастую потребитель не знает, идет распродажа или уценка (снижение цены на товары с дефектами). Так, в одном из обувных отделов универмага „Киев“ продавцы предлагали товар по сниженной цене, не объясняя причины скидки. Но о том, что возврату обувь не подлежит и гарантии на нее нет, упомянуть не забыли», — отметила Ирина Савченко. По закону при уценке товара продавец обязательно должен указать его дефект, чтобы покупатель заранее знал, что это неполноценный товар.

Чтобы не попасть впросак, желательно ознакомиться и со ст. 9 Закона о защите прав потребителей — это поможет разрешить недоразумения при обмене товара.
А есть длинный список «безвозвратных» товаров, куда входят корсетные или чулочно-носочные изделия, перчатки, ювелирные изделия из драгоценных металлов, изделия из янтаря, ткани, нижнее или постельное белье и многое другое. Вернуть их или обменять не поможет даже закон.