Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

По миру на велике

290

Об ощущении абсолютной свободы, радости жизни и людях, которые срослись с велосипедами

Татьяна Репина


Жители цивилизованной Европы уже давно предпочитают передвижение на двух колесах вместо четырех, то есть не на авто, а на велосипедах. Этому популярному виду транспорта не нужно топливо, он компактен и мало весит – знай себе крути педали. На велосипед садятся даже те, кто никогда этого не делал. Им от 12 до 75 лет, пол, профессия и социальный статус значения не имеют. Существует несколько разновидностей велосипедов, удовлетворяющих любые потребности, но основных типов три: дорожные, шоссейные и горные, которые именуются маунтинбайками.
Если вы не ищете легких путей и предпочитаете серьезные физические нагрузки, а не круглосуточное возлежание на диване с пультом от телевизора в руках, вам прямая дорога в кросс-кантри, то есть на гонки по пересеченной местности. Это жизнь в движении, возможность познать ощущение абсолютной свободы, почувствовать ветер, насладиться поездкой и одновременно порадовать свой организм, оставляя позади километры дорог. Такие байки (не путать со сказками и мотоциклами) выбирают приверженцы быстрой езды и экстремальная молодежь. Любители устраивают массовые катания, соревнуются в профессионализме и просто наслаждаются своим хобби. В Сумах тоже есть приверженцы этого интересного и полезного развлечения. О сумской велотусовке нам немного рассказал Юрий ШВЫДКЫЙ, один из организаторов кросс-кантрийных гонок.

Сумы велосипедные
По словам Юрия, любительское велодвижение в нашей стране развивается активно: во многих городах каждые выходные проходит какое-либо велосипедное мероприятие, организованное энтузиастами своего дела.
За последние годы и сумчане активно включились в этот процесс – все больше адептов велодвижения путешествуют на байках по Сумщине, покоряют просторы Крыма, Карпат, другие интересные места Европы.
Одним из проявлений активной жизни велотусовки можно назвать соревнования, которые обычно проводятся три раза в год: весной, летом и осенью.
Все больше сумчан разного возраста увлекаются кросс-кантри — спортивной разновидностью маунтинбайка. Кросс-кантри – это не просто загородные прогулки на велике, это олимпийский вид спорта, который завоевывает у нас все больше приверженцев. В районе базы отдыха «Зелений гай» силами сумских велолюбителей организована одна из лучших в Украине кросс-кантрийных трасс. Кстати, 7 июля 2012 г. там пройдет чемпионат Украины по МТБ с отбором участников от нашей страны на Олимпийские игры 2012 г. в Лондоне. Не может не радовать тот факт, что именно сумчанам доверили проведение важнейшего старта сезона.
Жаль только, что власти совершенно не обращают внимания на потребности велообщественности Сум. На все обращения чиновники отвечают стандартно: «Нет средств». Поэтому велолюбители прекрасно понимают, что просить денег на организацию любительских соревнований, постройку велодромов либо, что совсем приблизило бы нас к европейской цивилизации, – велодорожек, совершенно бессмысленная на сегодня затея.
Справедливости ради нужно сказать, что Сумам повезло с руководителем СГЦФЗН ”Спорт для всех”, коим является судья национальной категории Украины по велоспорту Евгений ГОНТОВЕНКО. Благодаря его непосредственному участию и поддержке возглавляемой им организации вообще стало возможным проведение соревнований для велолюбителей.
«Наша велотусовка принимала участие в организации спортивных мероприятий мирового уровня. В феврале в нашем городе проводился Кубок мира по лыжному ориентированию, и если мы делали всё на высоком уровне для шведов, японцев, немцев и др., то почему бы не сделать это так же красиво для наших сумских детей и молодежи?» – считает Юрий Швыдкий. Ветераны городского велодвижения создают такие интересные и техничные трассы, что подготовка наших ребят позволяет им участвовать во многих любительских соревнованиях на приличном уровне. Любительских потому, что как такового отделения МТБ в сумских спортшколах нет, и на профессиональном уровне детишек никто не готовит.
Не чужды байкерам и шоссейные веломарафоны. В субботу 5 мая Сумской рандоннерский клуб “Velo-Sport Sumy Randonneurs” проводил первый официальный бревет, в котором приняли участие 92 человека. В 7.30 участники стартовали возле Мемориала Славы, проехали по специально разработанному маршруту 200 км и через 13,5 часов финишировали около памятника по ул. Героев Сталинграда. Больше всего, конечно, было сумчан, но были и гости из Киева, Львова, Харькова, Полтавы, Брянска, Конотопа и Шостки. Приятно, что маршрут преодолела и единственная участвовавшая в марафоне девушка из Сум.

Легальный кайф
Люди, которые катаются на горных велосипедах, должны обладать высокой степенью выносливости и иметь отличную физическую подготовку. Тем, кто хоть немного заботится о своем здоровье и безопасности, нужно исключить употребление любых спиртных напитков и курение. При больших нагрузках, без которых немыслим более-менее серьезный маунтинбайк, эти «увлечения» могут стать фатальными. То есть если человек «подсел» на маунтинбайк, то у него уже есть свой наркотик и больше никаких стимулирующих средств ему не понадобится.
Некоторые исследователи вполне серьезно рассматривают вопрос о велосипедозависимости. Отчасти они правы.
«Сложно описать то чувство, которое возникает весной с первыми ручейками и высохшим асфальтом. Просто невозможно усидеть в школе или на работе – мысль о том, что дома велик, и на нём сейчас так классно было бы прокатиться, просто не дает покоя. И какой же кайф дорваться до велика и промчаться с ветерком! Да, в каком-то смысле это зависимость», – делится мнением велолюбитель с пятилетним стажем Антон НИКОНЕНКО.
Но главное – лечить эту зависимость не нужно, просто совместите приятное с полезным. Если экстремальная езда и гонки на выживание не про вас, можно ездить на велосипеде на работу, на рынок и т.д. И не надо пугаться бытующего мнения о том, что велосипед – травмоопасное развлечение. Сейчас и пешком-то ходить страшно. Зато в век глобальной компьютеризации велосипед может стать чуть ли не единственным средством борьбы с гиподинамией.

Необычный уик-энд
Не нужно думать, что Сумы – это велопровинция. К примеру, под Киевом ежегодно проводится ставшая уже культовой суточная гонка «Боярка» – в течение 24 часов без остановки и отдыха велосипедисты преодолевают круг за кругом кросс-кантрийную трассу. Едут как эстафету (два или четыре человека), так и соло. В прошлом году в самом престижной сольной категории победу одержал сумчанин Игорь КАЛЬЧЕНКО, который занимается маунтинбайком больше десяти лет. В детстве он обожал гонять на велике, как и все мальчишки. Несколько лет назад он катался сам по себе, потом обнаружил, что в Сумах есть единомышленники, а командные соревнования – очень увлекательное занятие. В активе велосипедных путешествий Игоря есть довольно экстремальная поездка – в июле 2011 г. он за 36 часов добрался от Сум до Симферополя, преодолев расстояние 800 км.
«Ночь, день и еще одна ночь пути. В наушниках звучит электронная музыка. Я свободен от условностей, обязательств – только велосипед и ночное шоссе. До Мелитополя я доехал на одном дыхании, но за городом организм потребовал свое: пришлось поспать час в траве. Обратно в Сумы, к сожалению, пришлось возвращаться поездом, ведь в понедельник нужно быть на работе», – делится впечатлениями Игорь.
На работу в Сумы из Белополья, где он живет, Игорь ездит исключительно на велосипеде, ежедневно преодолевая 100 км, которые не считает серьезным расстоянием. Общественным транспортом он не пользуется вообще. Даже умеренные зимние морозы его не пугают. «До минус 20°C – это вполне нормальная температура для езды», – уверяет Игорь. А снег его велосипеду и вовсе не помеха.
В июне Игорь запланировал следующее испытание на выносливость – он собирается проехать без остановок расстояние, разделяющее две крайние точки Украины – Луганск и Ужгород. Это более 1500 км – почти в два раза больше, чем до Симферополя. По всему пути следования его будут встречать друзья из разных городов, чтобы проложить кратчайший маршрут по городу.
«Кстати, в Сумах, да и в других городах Украины ездить достаточно сложно из-за отсутствия велосипедной культуры, – жалуется Игорь. – Многие водители специально подрезают, сигналят, норовят прижать к обочине».
А пока Игорь рассказывает о том, как же это здорово ездить по лесам-полям, городам, наслаждаясь скоростью и свободой, я подумала: черт возьми, это же действительно круто! Велолюбители так красочно описывают свои впечатления, что хочется сразу же поехать с ними куда-нибудь. Или для начала хотя бы купить велосипед.

Автором идеи велосипеда считается Леонардо да Винчи. Именно он создал эскиз экипажа с использованием мускульной силы человека. На эскизе также можно заметить два одинаковых колеса, руль, седло и педали.
1791 г. – Иван Кулибин строит свою «самодвижущуюся коляску».
1801 г. – крепостной Ефим Артамонов проехал на придуманном им правелосипеде более 5 тыс. км до Москвы. Как водится, крепостного наградили, а о его игрушке забыли, пока изобретение не вернулось к нам из-за границы, сильно доработанное и улучшенное.
1821 г. – англичанин Луи Гомпертс впервые установил педали на переднем колесе.
1868 г. – парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
1874 г. – состоялся первый чемпионат мира по велоспорту на треке. Это произошло в Англии.
1883 г. – на московском ипподроме проведены первые велосипедные соревнования в России.
1903 г. – проводится первая гонка Тур-де-Франс.
1990 г. – первый чемпионат мира по mountain-байку.