Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Отели и их «звезды»

297

В Сумах пока есть только пять официально сертифицированных «звездных» гостиниц

Наталия Гончарук


С приближением ЕВРО-2012 в Украине взялись за активное обсуждение вопроса комфортабельности и цен в гостиницах и их готовности принимать иностранных туристов. Как и большинство стран, украинские гостиницы используют европейскую классификацию «звезд» от одной до пяти. Даже наш небольшой провинциальный городок может похвастаться гостиницей в четыре «звезды». Что же скрывается за «звездами»? Кто их раздает и кто получает, к чему обязывает отели такая «звездность» и что она гарантирует гостям? Чтобы выяснить это, мы отправились в небольшое путешествие по сумским отелям.

Есть разница
Как выяснилось, далеко не все сумские гостиницы могут похвастаться даже одной официальной «звездой» на фасаде. Более того, не все частные отели введены в эксплуатацию как гостиницы, а числятся пока как жилые помещения.
В общей сложности у нас в городе сегодня работает более двух десятков заведений, которые могут предоставить постояльцам номера разных категорий. Из них только пять – сертифицированные гостиницы со «звездами». Одна «звезда» есть у гостиницы Сумской дирекции железнодорожных перевозок, две — у гостиницы «Украина», три «звезды» имеют «Юбилейная» и «Химик Интурист», а четыре «звезды» – «Шафран».
Что касается сервиса и обязательных услуг всех «звездных» гостиниц, то, естественно, самые лояльные требования предъявляются к одной «звезде»: здесь и площадь у комнаты самая маленькая, и набор мебели минимальный. К тому же ванная и туалет могут быть на этаже. Две «звезды» отличаются тем, что в каждый номер вы можете потребовать телефонный справочник. Перечень услуг, которые предоставляет гостиница, тоже минимальный. Однако мелкий ремонт одежды, стирку вещей и утюг вам должны обеспечить. Три «звезды» уже гарантируют вам наличие по крайней мере двух стульев в номере, банной шапочки в ванной, холодильника и прокат спортивного инвентаря. Четыре «звезды» — это дополнительное кресло в номере, мини-бар и мини-сейф, а еще полный комплект средств гигиены в ванную комнату и по четыре полотенца на гостя. А еще ежедневно в номер вам обязаны проносить 0,2 л минеральной воды.
Если пройти по сумским гостиницам, то требования государственного стандарта в основном выполняются в номерах класса люкс. В стандартных и самых дешевых апартаментах даже четырехзвездочных гостиниц позволяют вольности: то полотенец не хватает, то вешалок для одежды, могут отсутствовать стулья или стаканы. К персоналу претензий меньше — он преимущественно вежлив и обходителен.

Испытание языком
Хотя в украинских стандартах знание языков и уровень администраторов не прописаны, а ставка делается исключительно на их внутренне содержание, мы проверили готовность сумских гостиниц принимать иностранных гостей и туристов, обзвонив все «звездные» отели. Европейцы даже в гостиницах с одной «звездой» требуют от девушки на ресепшене знания хотя бы одного иностранного языка, а в четырех- и пятизвездочных заведениях они должны говорить на четырех иностранных языках. Как на практике обстоят дела в сумских гостиницах? Самой просвещенной в языковом плане оказалась гостиница «Шафран» – девушка свободно разговаривала на английском и французском языках. Отличный английский продемонстрировали в гостиницах «Юбилейная», «Пан» и «Химик». На ломаном английском поговорили с подставным англичанином в гостиницах «Воскресенская» и «Пансион». Пару слов на английском знали в «Здыбанке». И только в гостинице «Украина» в ответ на английскую речь бросили трубку.

Сетевое поглощение
Но у этого отеля наверняка все победы еще впереди. Гостиница «Украина» уже через полгода готовится изменить свое название и прибавить в свой арсенал еще две «звезды». В этом году отель стал частью известной украинской сети гостиниц «Reikardz». По словам администратора Дениса КРАВЦОВА, гостиница готовится к полной реконструкции. «Сначала мы займемся фасадом здания и сохраним его исторический вид. Дальше глобальные перемены ждут апартаменты. На реконструкцию гостиница закрываться не будет, и наши клиенты неудобств не почувствуют. В гостинице будет работать собственный ресторан. Сегодня у нас уже есть две «звезды», а после реконструкции мы будет претендовать на четыре», – пообещал администратор. Сумму, которую готовы потратить новые владельцы на сумскую гостиницу, не разглашается.

Жить можно
Если подвести итоги нашего спонтанного набега на отели, то выразить их можно коротко: жить можно. Высшего класса обслуживания клиент в Сумах, конечно, не получит, но найти вполне удовлетворительный отель среднего и ниже среднего класса в соответствии с формулой «цена – качество» (в украинских, конечно же, реалиях) вполне возможно. Очевидно, что в Сумах гостиничное дело только начинает по-настоящему поворачиваться лицом к клиенту, который в СССР очень долгое время был стороной исключительно просящей и получающей номер в гостинице, как дар администратора в обмен на десять советских рублей. Теперь ситуация изменилась – клиент всегда прав, и он становится все требовательнее, т.к. все больше людей бывает за рубежом и имеет возможность сравнить качество услуг и цены. Обязательно будет расти конкуренция, а значит установится и вменяемый уровень цен при растущем качестве услуг.

Справка
Самой распространенной классификацией является система «звезд», применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран, участвующих в международном туристическом обмене. Но существует еще и система букв, используемая в Греции, и система корон, характерная для Англии, и система разрядов и т.д.

по теме
Архив
Назад в СССР
В Украине в советское время действовало «Положение об отнесении гостиниц к разрядам, а номеров к категориям». Это положение совместно с Прейскурантом №К-05 на услуги гостиниц издавалось дважды – в 1979 и 1984 гг. Согласно этому положению, гостиницы подразделялись на разряды: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», I, II, III, IV, мотели — «Высший А», «Высший Б», I, II и III в зависимости от уровня комфорта номеров, коммунального благоустройства, развития служб обслуживания (общественного питания, службы быта, торговли, связи), размеров и видов общественных помещений. Аттестация гостиниц проводилась министерствами и ведомствами, в ведении которых они находились.

Необычные услуги гостиниц
Сервис заграничных гостиниц для нашего человека — это уже нечто сверхъестественное. А тут еще в некоторых гостиницах мира предоставляют своим клиентам ряд весьма необычных услуг.

Флоренция
Отель Palazzo Magnani Ferroni уделяет особое внимание запахам. Каждого клиента, который бронирует номер, администрация заранее расспрашивает о предпочтениях. Что вам ближе – запах корицы по утрам или густой аромат индийских благовоний? Ваши апартаменты будут пахнуть именно так, как вам нравится. Прекрасная услуга для людей с тонким обонянием.
Нью-Йорк
Гостиница The Benjamin оберегает сон своих постояльцев лучше, чем заботливая мама новорожденного младенца. Специально для этого в штате состоит «консьерж сна». По ночам он обходит коридоры, застеленные толстыми коврами, и устраняет малейшие источники шума.
Бразилия
Hilton Sao Paulo Morumbi предлагает своим клиентам передвижение по воздуху над пробками и шумом уличного движения. Вертолеты отеля доставят вас в магазины, музеи и аэропорт. Конечно, эта услуга дорогая – зато как приятно смотреть на город с высоты птичьего полета!
Бостон
Отель Nine Zero не оставит равнодушными любителей животных. Здесь вы не просто разместитесь со своим питомцем со всем возможным комфортом, но и сможете подарить ему сервис по высшему классу: массаж, прогулки и прочие развлечения – специально для вашего любимца. Не говоря уже об отдельной кроватке и наборе блюд.
Хьюстон
Любители фитнеса наверняка будут очень обрадованы услугами Houstonian Hotel. Специальная программа включает в себя плавание в бассейне, скалолазание на специально приспособленной площадке, а также десятки других видов физической нагрузки.
Вашингтон
Отель Fitzpatrick Hotel предлагает особые апартаменты для постояльцев с детьми – комнаты оборудованы не только «взрослой» мебелью, но и миниатюрными предметами, которые создают комфорт для кукол: игрушечные кроватки, столики и шкафчики, даже крошечные тапочки у кроватки.

Самая старая гостиница мира
Самая старая гостиница в мире находится в Японии. Это традиционный японский отель «Хоши Риокан».
Гостиница была построена в 717 году, и с тех пор на протяжении уже почти 1300 лет(!) ею управляет более 46 поколений одной и той же семьи.
Как и тысячелетие назад, в «Хоши Риокан» свято чтут древние японские традиции — постояльцы могут принять участие в чайной церемонии и окунуться в целебный горячий источник под открытым небом в любое время года.

Из гостиничной истории
В сумских постоялых дворах и дореволюционных гостиницах останавливались Тарас Шевченко, братья Чеховы, помещик Хрущев. И это только те имена известных людей, которые удалось обнаружить в архивных документах сумским краеведам.

Большинство гостиниц было сосредоточено в центральной части города. Улицы Воскресенская и Соборная пестрели вывесками самых разных гостиниц. Самой старой, сохранившейся по сегодняшний день, и самой дорогой в тот период считался «Гранд отель» — здание городского управления архитектуры по ул. Воскресенской, 8а.
«Сохранились рисунки на стенах, на одной из картин изображен типичный для нашего города тех времен постоялый двор. В этой гостинице на площадке после первого марша лестницы стояло чучело медведя, он держал в лапах поднос, но котором посетители гостиницы оставляли свои визитки. Таким образом, к примеру, купцы и не только обменивались контактами. Да, это был отель для состоятельных постояльцев. А вот точной даты основания этой гостиницы пока найти не удалось. Считается, что она точно работала в 1870-х гг., поскольку сохранилась бумага одного из постояльцев, датированная тем временем», – рассказывает сумской краевед Виктор ТОКАРЕВ. В зависимости от сервиса, предоставляемых услуг и удобств гостиницы имели свои категории. Самым бюджетным вариантом были так называемые «ваньки», где ночлег могли найти самые небогатые постояльцы. «Название это пошло от кучеров, которых все называли Ваньками, независимо от их настоящих имен. Зачастую в таких постоялых дворах именно кучеры и останавливались. Цены невысокие, ночлег и стойло для лошадей есть», – объясняет краевед.
Практически при каждой гостинице работали рестораны. «Одна из самых популярных услуг, особенно среди приезжих офицеров — девушки по вызову. Для таких встреч можно было организовать и повозку, и лодку для прогулки», – говорит Виктор Токарев.
Еще одна гостиница располагалась на улице Пролетарской. Здесь даже сохранилось двухэтажное каменное здание тех времен. Есть информация о том, что именно в этой гостинице останавливался Тарас Шевченко вместе с помещиком Хрущевым на пути в поместье Лифино. Гостиницей было и здание по ул. Соборной, 44, фасад которого сегодня разрушен и прикрыт рекламными плакатами. Практически в каждой улочке между Соборной и Воскресенской размещались постоялые дворы. Причем на улице Соборной при гостиницах не положено было организовывать рестораны, поскольку здесь находился Спасо-Преображенский собор, а вот на Воскресенской улице, несмотря на близость Воскресенской церкви, ресторанов находилось много.