Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Олег Скрипка: «Курение — зависимость, а я — за свободу!»

340

Скрипка на сцене и в жизни – это два разных человека

Татьяна Киевская

Он «засветился» на всесоюзном телевидении в 1988 г. с песней-приколом о танцах в украинском селе. Потом шесть лет жил во Франции. Сегодня Олег — авангардист популяризации модерновой национальности, овладевший образом поэтического и красочного украинского простака. Но в личном общении раскрывает себя как глубокий человек.

Многие удивятся, узнав, что Олег до окончания школы жил в России, на Кольском полуострове с отличием окончил десятилетку и музыкальную школу. А в Киев приехал, чтобы поступить в политехнический институт, провалив экзамены в Московский физико-технический. Здесь он занимался студенческим театром и сколотил группу, игравшую хард-кор, панк, позже — этно-панк.
[q]- Вы стали известны в конце 80-х, но в 91-ом г. эмигрировали всей группой в Париж. Почему? [/q]
О.С.: Французы стали возить к себе советские рок-группы. Таким образом они завязывали контакты между Восточной и Западной Европой на культурном уровне.
Я играю на баяне, а у французов это очень модно и популярно. «ВВ» там классно воспринимала публика. Была хорошая конъюнктура и перспективы.

А вообще мы не бредили Францией. Я даже Мопассана не читал перед отъездом. Нас стали приглашать — раз, другой… И мы решили остаться там. Хотя нам было что терять.

[q]- Во Франции Вы осуществили «мечту советского мужчины» — женились на француженке. Украинец и француженка — возможно ли такое сочетание? [/q]
О.С.: Возможно! Француженки — достаточно жесткие женщины. А украинские мужчины — мягкие. Поэтому пара нормально сосуществует. Но теперь я понимаю, что для нас, украинцев, француженки недостаточно женственны. Француженка, которая вся так «ах, на небесах», — это картинка, которая очень редко встречается в жизни. Это, скорее, у нас такие персонажи есть.

[q]- Почему Вы расстались со своей французской женой? [/q]
О.С.: Говорят же, что бывают тяжелые периоды в совместной жизни — 3 года, 7 лет… Мы как раз в 7 лет не выдержали. После разрыва с Мари, которая была и администратором группы «ВВ», свернулись и частная, и профессиональная жизнь. Мы вернулись в Украину. Это было очень трудно.

Для меня село — это пласт культуры, сельские люди — это носители давней-давней традиции

[q]- Вернувшись в Украину в 1997 г., вы сразу выпустили эффектный клип на песню «Весна», которая стала суперхитом, «ВВ» стала популярной группой… [/q]
О.С.: Мы заработали во Франции тысяч десять долларов. По тем временам — безумные деньги. Это дало возможность стартовать. Вложили их в альбом, в клипы. Работали со звуком, концертными агентствами, с прессой. Тогда шоу-бизнеса не существовало. Таких клипов даже у попсы не было. «Весна» попала в десяточку. Со вторым клипом, «Любовь», мы попали пальцем в небо — это было слишком художественно для Украины и России, мы переборщили. Стартовать таким клипом было бы нормально сегодня…

[q]- Это опыт Франции помог Вам так быстро покорить Украину? [/q]
О.С.: Не было задачи покорять кого-то. Важно было петь и донести какую-то информацию, которую мы получили в Европе. В клипе «Весна» я одет в спортивки с четырьмя полосами, клеш, гольф, шапочку с бомбоном; накрашенные ногти, зеленый баян — это был «супергламур» и «турбо-мода». Даже по парижскому сорту. Это то, что французы называют «дозьем дегре», по-нашему, прикол.

Но до сих пор некоторые воспринимают нас: «О, жлобы в спортивках приехали». Настолько уровень плинтусный — люди не понимают. Но это не «лоховской» прикол. Скажем, нас достаточно долго воспринимали и воспринимают как таких себе «рок Сердючки», такой «рок-лошняк». Предела четкого как будто и не видно — его нужно чувствовать. Потому что это совсем разные вещи. Существуют коллективы «Ленинград», «Ляпис Трубецкой», группа «ТІК», группа «Жуки» — такой «разверни, баян, село» формат. Этот элемент у нас тоже присутствует. Но я вижу село в первую очередь не как «золотые зубы — пьяная харя — гуляй, губерния». Именно в селе сохранилось обращение на «вы». Та же вышиванка, если ее изучить — это рисунки майа — столько содержаний можно найти.

[q]- Как сложились Ваши отношения с «зависимостями» — алкоголем, наркотиками, сигаретами? Почему Вы стали одним из подписантов Манифеста украинцев против курения? [/q]
О.С.: Наркотики — зло. Алкоголь, к сожалению, — это часть украинского общества. Главное — не попасть в зависимость. Обычно я выпиваю бокал пива и чувствую себя классно. С курением сложнее, т. к. оно затягивает незаметно, но крепко. Я курил в 22–24 года и бросил. Не с первой попытки. Тут, как и вообще в жизни, главное принять решение — и рано или поздно все получится. Помогает метод заведения в своей голове «уголовного дела» со сбором «улик» против. Ведь большинство курильщиков хотят бросить. Жизнь состоит из того, что кому-то удается быть свободным — делать то, что он хочет, а кому-то нет. У курильщиков даже есть плюс — они могут испытать свой характер и почувствовать себя человеком, который способен управлять своей жизнью.

[q]- В конце 90-х было понимание, что вы стали, возможно, первой в истории Украины звездой маскультуры? [/q]
О.С.: Ну, мы слышим комплименты, вот классная музыка. Но мы никогда не были на официозе восприняты на 100% в Украине. На «Евровидение» попасть не можем, никогда не были в рейтинге. Это постоянно какая-то недореализованность.

[q]- Но недореализованность — это же хорошо для творческого человека! [/q]
О.С.: Нет, это нехорошо. Это значит, что Украина какой-то частью воспринимает такой коллектив, а какой-то частью не воспринимает.

[q]- Ваши хиты конца 90-х («Осень», «Юра», «Тайные сферы») сейчас редко звучат по радио, они неизвестны молодежи. Нет ли желания дать им вторую жизнь? [/q]
О.С.: Ну, здесь может быть единственное решение, если я открою свое радио. А таких планов нет, потому что это для меня неподъемная задача.
Здесь есть противоречие — «ВВ» везде приглашают, суперпопулярный коллектив. А когда приходишь на радио, говорят: у вас материал — «не формат». Значит, то, что крутится на радио, — это не формат для общества.

[q]- Но это рынок. Мы не можем его обвинять. [/q]
О.С.: Не соглашусь. Например, мы приходим в супермаркет. Я хочу купить яблоки, которые выращены в Украине. Они дешевле, вкуснее, в них есть витамины. Но мне предлагают яблоки, которые завозит супермаркет из заграницы. И у меня нет выхода. Рынок формируется предложением.

[q]- Вы приняли участие в проекте «Танцы со звездами». Звучала Ваша музыка, Вы стали ближе к людям… [/q]
О.С.: Цель участия в проекте «Танцы со звездами» — показать, что антагонизма нет, все может быть на конкурентной основе. Но идти к мобильному оператору и договариваться об SMS я не могу. Это уже не мое «ноу-хау».

[q]- Проект Вас потряс? [/q]
О.С.: Я пожалел, что принял участие в «Танцах со звездами». Это было сложно. В таких проектах негуманное отношение к участникам соревнований, унизительные моменты. Вот они, звезды, их всех скопом сбросили в одно ведро и там унизили часть из них. Кто-то побеждает, кто-то вылетает. Это трудно морально и физически. Плюс такой момент: «А судьи кто?».

[q]- Вы много выступали в Москве — в клубах, на больших площадках. Как выступалось? [/q]
О.С.: В Москве — как в Москве. Мы там играем уже 20 лет. С одной стороны все изменилось. А с другой — все то же. Тысячи людей возле Кремля поют «Прийде весна» — приятно… Русская рок-музыка потеряла энергию. Даже по костюмам видно — музыканты все в черном, сером, тексты печальные. А у нас — имидж южных темпераментных чуваков. Мы приехали — сыграли, порвали и пошли. Нас любят приглашать в клубы, потому что мы собираем публику. Москве нужно отдать должное: рок-афиша очень мощная и серьезная. Столько рок-концертов интересных! В Киеве, по сравнению с Москвой, в этом вопросе — болото. У нас ни одного рокового клуба нормального нет. Хотя самой интересной музыки у нас намного больше, чем в Москве, но ее негде играть.

[q]- Вы пробовали себя как актера. Сыграли Вакулу в мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», однажды играли в театре, где ставилась «Наталка-Полтавка» в Вашей музыкальной аранжировке, озвучивали мультфильм «Карлсон». Вы реализовали себя как актер? [/q]
О.С.: Мне бы хотелось заниматься кино больше. К сожалению, киноиндустрия недостаточно часто обращается к музыкантам. Я бы хотел еще парочку фильмов посмотреть с Мадонной в главной роли, с Бьорк или с Ани Лорак. Пока моя самая большая роль — это Вакула. Это было три-четыре съемочных дня. Последний фильм, который снимали в России, — «День радио» — вообще занял полтора часа времени. А хочется поработать над ролью, сделать дубли.

[q]- Вы выступили режиссером клипа Вашей новой песни «Ладо». Что это вышла за работа? [/q]
О.С.: Здесь я был режиссером, сценаристом, актером и монтажом занимался. Это маленький кинопроект, и, когда ты во всех ипостасях принимаешь участие, это очень сильно. Это твой ребенок, за которого ты полностью отвечаешь. Вышел такой клип «В гостях у сказки». Героиня сидит, ждет принца на берегу моря. Борьба со злом. На коне — рыцарь. Я хотел передать атмосферу сказочного рыцарства. Сегодня у нас в песнях исчезла лирика, появился неоромантизм.

Справка

Олег Скрипка — музыкант, композитор и поэт. Родился 24 мая 1964 г. в Таджикистане, г. Ходжент. C 1986 г. — лидер и вокалист группы «ВВ» («Воплі Відоплясова»). C 2004 г. организатор фестиваля “Країна мрій, с 2006 г. — «Рок-Січ». Женат, растит двоих сыновей.