Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Огород Европы

291

Современный Израиль не менее интересен и противоречив, чем его прошлое

Лариса Якубенко

Представьте себе карту Израиля, где половина территории окрашена в желтый цвет: пустыни Негев, Цин, Паран, Иехуда, Арава. Песчаник и песок, имеющие слабые примеси окисей железа, меди и марганца, окрашены во все цвета радуги. Поэтому одним из израильских сувениров являются наборы разноцветного песка, насыпанного в бутылочки различной формы.
Летом температура в стране достигает 32–34 градусов, а кое-где и 40. В таких далеких от идеальных условий израильтяне умудряются выращивать три урожая в год. Одного только картофеля больше 40 сортов — для приготовления пюре, картофеля — фри, запекания в духовках и микроволновках, с различным содержанием крахмала. Недаром Израиль называют зимним огородом Европы. И хотя доля городского населения составляет в нем около 85%, сельское хозяйство — одна из ведущих отраслей экономики страны.
В киббуцах выращивают все: злаки, овощи, практически все виды фруктов. Половина обрабатываемых площадей орошается искусственно. Израильтяне первыми в мире разработали и стали использовать систему капельного орошения, которая ведет к экономии воды.
В Украине такую систему я впервые увидела в голландских теплицах Коропского района Черниговской области. К каждому кустику помидоров была подведена трубка с водой, включение которой регулировалось компьютером. В этих же теплицах для опыления соцветий использовались израильские шмели. Как оказалось, они более продуктивны, чем наши, украинские, и опыляют больше.

Семь святых плодов, необходимых для нормального развития организма, — это гранат, оливки, инжир, финики, рожь, пшеница и виноград

Киббуцы — это тоже один из парадоксов израильского государства, которое представляет собой странную смесь из социализма и капитализма. Возникшие в начале XX в., киббуцы сохранили свой правовой статус до сих пор и представляют собой коммуны колхозного типа с обобществленной формой собственности и ограниченными правами проживающих в них людей. Как сказал наш гид, «киббуцы — это внутри коммунизм, а снаружи капитализм». Поэт Игорь Губерман сравнивает «оголтелый коллективизм» киббуцников с «фанатической сплоченностью секты древних ессеев — первых предвестников христианства». Как бы там ни было, но киббуцники научились хорошо зарабатывать деньги и вкладывать их в прибыльные предприятия. Так, например, в киббуце Зихрон Яаков расположен самый знаменитый завод кошерных вин «Кармель Мизрахи».
Основал завод барон Ротшильд — известный благотворитель. Финансирование строительства здания Верховного суда Израиля, меценатская поддержка Израильского музея в Иерусалиме, пожертвование 6 млн. фунтов на строительства Кнессета и создание более 40 поселений в Палестине, помощь раввинам и религиозным учреждениям — это только краткий перечень благотворительных акций семейства Ротшильдов.
Барон и его семья сознательно подчеркивали свое еврейство: изучали Тору, соблюдали все иудаистские обряды, обустроили в доме микву — баню для ритуальных омовений. Говорят, что барон даже не сделал исключения для кайзера Вильгельма: тому пришлось подождать, когда барон закончит молитву.
Поселок Зихрон Яаков основали в 1882 г. репатрианты из Румынии. Из-за противостояния с проживающими там арабами и последовавших за этим экономических проблем поселение начало приходить в упадок. Люди стали оставлять поселок и перебираться в Хайфу. Барон Ротшильд, обеспокоенный происходящим, дал денег на строительство винного завода и тем самым спас поселок.
Первая продукция была выпущена в 1892 г. Технология изготовления кошерного вина очень строгая. Во-первых, на заводе работают только евреи. Во-вторых, напиток производят из винограда, выращенного специально для приготовления вина. Ягоды поставляются в августе-сентябре. Сначала компьютер проверяет кислотность и содержание сахара в винограде, затем ягоды пускают в обработку. Кстати, виноград перед обработкой не моют, чтобы в вино не попала вода. В отстойниках одновременно находится до 3 млн. т сока и красного винограда с кожицей — для красного вина. Перед тем как разлить вино в бутылки, его нагревают до 80 градусов.
Хотя оборот завода составляет 14 млн. т в год, он не создает конкуренции европейским винам и продается в основном на еврейских рынках мира. Впервые я попробовала кошерное вино со складов «Кармель Мизрахи» в самолете израильской авиакомпании «Эль Аль».
Финиковые пальмы, без которых сегодня невозможно представить Израиль, стали выращивать на святой земле только в конце 40-х годов. Говорят, что саженцы финиковой пальмы, спрятанные под одеждой, вывез из Ирака израильский солдат. Такой вот себе сельскохозяйственный шпионаж. Изображение пальмы находится на реверсе современной монеты государства Израиль достоинством 10 шекелей. Пальмы, украшенные тяжелыми гроздями фиников, высажены вдоль всех городских трасс.
Дороги Израиля — это вообще отдельная тема. Проходящие во всех направлениях, прекрасно асфальтированные, широкие, с четкой разметкой, на 90% освещенные — и это в стране, которая находится в состоянии перманентной войны. Надо отдать должное израильским водителям (или, может быть, жесткой системе штрафов за нарушение правил дорожного движения): все машины останавливаются перед «зеброй» и пропускают пешеходов.

“Кармель Мизрахи” — самый крупный завод по производству кошерных вин. Он производит до 70% кошерного вина в мире и поставляет его в 80 стран

Транспортное сообщение отлажено, как хороший часовой механизм. Автобусы от центральных автостанций — «тахана мерказит» — отходят точно по расписанию в любую точку страны. Для удобства пассажиров в салоне междугородных автобусов на видном месте висят часы. Цены на билеты вполне доступные, к тому же билет «туда-обратно» стоит дешевле, чем два отдельных. Поэтому у туриста, желающего самостоятельно исследовать достопримечательности, проблем не возникает.
Если купить билет на десять поездок в городском транспорте, то одиннадцатую получаешь бесплатно. На поручнях автобусов есть специальные кнопки. Нажимая на них, пассажиры сообщают водителю, что на следующей остановке хотят выйти. Если кнопку никто не нажал, а на остановке нет людей, водитель едет дальше. Так экономится время и горючее. На городских маршрутах ходят автобусы и маршрутки. Цена билета на проезд в автобусе немного дороже, т.к. все пассажиры автобусов, в отличие от маршруток, автоматически страхуются. Вход в автобус только через передние двери, чтобы водитель выдал билет (для этого в каждом «бусике» рядом с водительским местом установлены маленькие кассы). В билете указан номер маршрута, время посадки, личный номер водителя.
С 9.00 утра можно купить проездной билет на день, более дешевый, чем обычный. Чтобы пассажиры не хитрили и не передавали его другим членам семьи, в билете указан пол (!) пассажира.
Бензин стоит чуть более $1 за литр. Цены на него одинаковы везде, т.к. регулируются государством. Скорость движения в городах ограничена до 50 км/ч, на обычных трассах — 80, на скоростных — 90.
Трафик очень оживленный. В первый день нашего пребывания в стране мы попали в пробку на трассе Тель-Авив — Ашдод длиной в 30 км.

Справка:

Общая площадь Израиля составляет 29 тыс. кв. км, что почти в 12 раз меньше Украины и в 300 раз меньше России. Несмотря на небольшие размеры, страна имеет очень богатый растительный мир: на территории Израиля растет 5,5 тыс. растений. Израиль — единственная страна на Ближнем Востоке, в которой нет нефти и почти отсутствуют полезные ископаемые.