Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Огненная медь города Сумы

463

Самодеятельные оркестры – зеркало популярности духовой музыки в масштабах страны

Алексей Сикорский

Когда-то оркестров в городе было много. Каждое предприятие, организация или учебное заведение считали делом престижа иметь свой оркестр. Сияющий медью, духовой, чтобы прогреметь на любом параде первым громом, обеспечить культурный отдых сотрудников, встретить высоких гостей, а главное – для души. Их любили и приходили слушать семьями, под их музыку танцевали, забывая об отдельных недостатках, имеющих место в быту и на производстве. Жизнь была прекрасна, и в этом немалая заслуга самодеятельных музыкантов. О некоторых из них нам рассказал заведующий компьютерной лабораторией УАБД Виктор Мартович БУРЕГА. Он знает почти всех, готовит к изданию книгу о самодеятельных духовых оркестрах города, но о каждой личности рассказать невозможно. Сам Виктор Мартович сейчас руководит оркестром “Сумы”. Его музыку сумчане могут послушать, например, около альтанки. Бесплатно, от души. Нам кажется, что это надежный индикатор.
НАШ СОБЕСЕДНИК
Виктор Мартович руководит оркестром, базирующимся в УАБД. Родом он из г. Городок Хмельницкой области. Окончил Киевский политехнический институт и Украинскую аграрную академию. По специальности – инженер ЭВМ, преподаватель. Из музыкального образования – только курсы руководителей духовых оркестров. Но кроме музыкальных занятий увлечен историей дела духовой музыки в нашем городе, собрал множество материалов об оркестрах и их руководителях, пишет книгу об этом, но говорит, что книга пока не готова, материал пока не полон. Виктор Мартович ограничился историей только самодеятельных оркестров, то есть коллективов, где люди играли не за зарплату, а для собственной души и душ почтеннейшей публики.
АРИСТОКРАТ ИЗ МОСКВЫ
На завод “Центролит” Петр Иванович КУРИЛО пришел из ДК завода им. Фрунзе. (Здесь и далее мы стараемся оставить старые названия предприятий, такие, как их помнят люди старшего поколения).
Петр Иванович родился в 1908 г. в Москве. Его отец – врач, универсальный хирург, из таких, которые всегда были востребованы. Был призван на Русско-японскую войну, исполнял свой врачебный долг под Мукденом. После ранения вернулся в Москву, но ранения не пережил и умер, когда младшему сыну было 5 лет. Были у Петра Ивановича мама и старшие сестры. Мать, Зинаида Александровна, выпускница института благородных девиц, в совершенстве владела иностранными языками, отец ее читал лекции по праву в Санкт-Петербургском университете, имя его внесено в Большую Советскую Энциклопедию. В этом доме бывали в гостях Лев Толстой, Антон Чехов, семья была знакома с Лесей Украинкой. Семья не простая, как можно заметить. Например, прадед Зинаиды Александровны в 1829 г. был гувернером у Михаила Лермонтова, подготавливал юного гения к поступлению в Московский благородный пансион. Этот дедушка был англичанином по фамилии Виндсон, он и познакомил Лермонтова с английской литературой.
Сестры Петра Ивановича тоже успели закончить курс в пансионе для благородных девиц, а сам он с получением образования не успел – случилась революция. Он уехал на Дальний Восток, плавал матросом Дальфлота. В конце 20-х годов в стране стали образовываться клубы, художественная самодеятельность весьма приветствовалась. Именно в это время Петр Иванович решил связать свою жизнь с музыкой. Любопытно, что музыкального образования до этого он не имел, но природные данные позволили ему стать полноценным музыкантом. Ему приходилось скрываться от НКВД из-за склонности к юмору и невоздержанного языка. Во время войны был призван в Красную Армию, ушел на фронт рядовым, играл в армейском оркестре, попал в плен, бежал, снова воевал… Одним словом, жизнь человека не очень баловала.
С 1945 г. поселился в Сумах, перевезя из эвакуации родных, жил в маленьком домике на Хворостянке, возле завода им. Фрунзе. Почти сразу же стал играть в заводском оркестре на теноре, а потом – на баритоне. Он стал фактическим основателем оркестра завода “Центролит”, куда перешел из ДК завода им. Фрунзе. О нем вспоминают не только как о музыканте, но и как о хорошем организаторе и руководителе. Говорят, что он ввел правило регулярных репетиций дважды в неделю. Для заводской самодеятельности это очень важно. Заботился о коллегах, помогал решать бытовые вопросы. Вот что говорит о нем Виктор Бурега в готовящейся книге: ” Он мог решать вопросы и трудоустройства на завод, и поселения в общежитие, и выделения мест в детском саду для детей музыкантов. Я с Петром Ивановичем познакомился В 1967 г. в новогодние праздники в ДК завода им. Фрунзе. При нем были пошиты костюмы для оркестра. Оркестр впервые принял участие в городском смотре”.
Выступал оркестр везде при каждом удобном случае. Сюда входили заводские и государственные праздники. Люди с удовольствием слушали марши, старинные вальсы, музыку легкого жанра. По воспоминаниям ветеранов, музыка делала людей добрее и умнее.
МУЗЫКАНТ ИЗ ЯГОТИНА
Сергей Владимирович МАРУСЕЦКИЙ. Родился в Киевской области в г. Яготин в семье музыканта. Духовые инструменты начал осваивать под руководством отца. Все дети в семье обучались музыке, то есть среда для воспитания будущего руководителя оркестра Сумской суконной фабрики была благоприятной. Братья Сергея Владимировича стали профессиональными музыкантами, сам он после армейской службы руководил духовым оркестром в Курской области с 1958 г., на Сумщину, в п. г. т. Хотень, попал в 1959 г. С 1961 г. работал руководителем духового оркестра на Сумской суконной фабрике “Красный текстильщик”. Подчеркиваем, что одновременно вел кружок духовой музыки в стройтехникуме, а в 1963 г. поступил на службу в оркестр Сумского артиллерийского училища. В 1968 г. Сергей Марусецкий принял оркестр ДК КРЗ, одновременно руководя эстрадным ансамблем того же ДК. Он решил помимо духовых инструментов освоить игру на баяне, чтобы инструментировать для оркестра различные произведения поп-музыки. В 1974 г. он организовал оркестр Сумского отделения ЮЖД, где проработал до 1998 г. Умер в январе 2006 г. Это был настоящий музыкальный фанат в самом лучшем смысле этого слова.
ВСПОМНИМ ПОИМЕННО
Мы упомянули только двух руководителей самодеятельных оркестров, но на самом деле к этому музыкальному движению имели отношение гораздо больше достойных людей. Духовые оркестры были везде, и они заслуживают того, чтобы их просто перечислить:
Предприятия и организации
СМПО им. Фрунзе (ДК завода, литейный цех);
Компрессорный завод;
Завод “Центролит”;
Насосный завод (Насосэнергомаш);
Завод электронных микроскопов;
ПО “Химпром” (ДК “Химик”)
Сумской мясокомбинат;
Краснозвезденский сахаро-рафинадный завод (ДК КРЗ);
Регенератный завод;
Мебельная фабрика;
Суконная фабрика “Красный текстильщик”;
Оркестр клуба “Промгородок” (швейная фабрика);
Сумское отделение ЮЖД;
Оркестр треста “Сумхимстрой”;
Оркестр треста “Сумжилстрой”;
Оркестр городского отделения внутренних дел;
По словам нашего собеседника Виктора Мартовича, профессиональных оркестров в городе осталось только четыре, а самодеятельных – пять, да и из них два коллектива практически не работают по организационным и финансовым причинам. Жаль, ведь это музыка для сумчан.