Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

О Совке и Надежде

148
Игорь Касьяненко

Было время — и были подвалы,
Было дело — и цены снижали…
В. Высоцкий

Недавно, на одном из пресс-клубов от представителя некоей молодёжной общественной организации довелось услышать фразу: это, мол, совковое мышление. Ну, в смысле, что совсем плохое такое мышление.

Заскорузлое такое и совсем не такое прогрессивное, гибкое и независимое, как у нынешних продвинутых членов общества. И вот о чём подумалось. Уже шестнадцать лет граждане с новым, хорошим и правильным мышлением пытаются разграбить, растащить и всячески приватизировать то, что построили те, предыдущие, которые мыслили по-совковому. И что удивительно: до сих пор есть что грабить! Это же сколько всего настроили граждане совка — больниц там разных, библиотек, дворцов культуры, школ музыкальных, садиков детских, театров, парков, мостов, заводов!

Конечно, их надо было гнать в шею, потому что где казино? Где залы игровых автоматов? Да что там говорить, при этих совках в Сумах каких-то три-четыре ресторана было! Представляете? А как вам эта их странная манера — убирать за собой? Субботники всевозможные устраивать. Вот сейчас в парке-скверике на лавочке — как хорошо! Хочешь — пей, хочешь — смело люби любимую хоть среди белого дня — всё равно никто не увидит, ведь вокруг мусорные Альпы. Или, если быть ассоциативно сознательным до конца, то не Альпы, а Карпаты. Но всё равно — романтика!

А теперь поменяем интонацию. Обратите внимание, о чём говорят со всех сторон. О колбасе насущной. О колбасе как эквиваленте общечеловеческого счастья. О колбасе в различных вариантах, ипостасях и инкарнациях. О колбасе в виде шмоток, тачек и прочих признаков того, что ты, типа, успешный и жизнь твоя удалась. О колбасе, которую необходимо непрерывно добывать, иначе ты неудачник и лузер. А чтобы ею обладать, нужны деньги. И тратить на их добычу надо столько сил, чтобы потом их оставалось только на открыть бутылочку, схватиться за пульт дистанционки и уснуть у телевизора. Ну и ладно бы. У каждого свои радости. Только непонятно, почему это называют свободой и независимостью?

По-моему это типичная зависимость. Я бы даже сказал, рабство. Но беда даже не в этом. Ведь получается, что, если все говорят о колбасе — значит, она и есть самое важное в жизни! То есть всё остальное второстепенно. Следовательно, можно и нужно толкаться, воровать, топить ближнего, гадить под себя, хапать, что плохо лежит, и посылать всех несогласных тем аргументом, что, мол, show me your money, то бишь чё ж вы, в натуре, такие бедные, если такие умные. А это неправильно. Я сейчас не о духовной пище, которая необходима душе не меньше, чем колбаса телу.
Я о том, что жить в обществе таких вот хапал и толкунов элементарно неудобно.

Как неудобно лично мне жить сейчас в моём родном городе, который процветал и при москальском царе, и при интернациональных «совках» и который превратился в (мягко говоря) город контрастов при «свободе» и «независимости». Вывод: прежде чем презирать своё прошлое, неплохо бы внимательно посмотреть в зеркало на себя настоящего.

Только, ради бога, не подумайте, что я ратую за социализм или за возвращение в СССР. Та страна, как легендарная Атлантида, безвозвратно канула на дно океана времени. Я вообще не о политическом устройстве. И мне всё равно, как будут называть себя люди, пришедшие завтра к власти: коммунистами ли, либералами или ещё какими-нибудь демократами. Я о том, что, на мой взгляд, вышеупомянутый молодой человек ошибался, говоря с презрением о стране, в которой родился. Этой страной можно восхищаться, её можно ругать и осуждать, но в любом случае она достойна уважения. Хотя бы потому, что для большинства из нас «совок» — это Родина.

Более того, нам, украинцам, было бы неплохо научиться воспринимать свою историю не дискретно, как сейчас (запорожцы, украинская республика 1917–1918 гг. и героические повстанцы — это хорошо, а остальное — беда, кабала и происки москалей с коммуняками). Нет, историю нужно воспринимать как непрерывный путь, который в итоге сделал нас такими, какие мы есть. Наверное, будь у нашей страны другая, более гладкая историческая дорога, и мы, нынешние, были бы лучше. Но у народа есть только одна история. Другой нет. Как у человека одна жизнь. И её нужно уважать. В том числе и историю советского периода. В противном случае мы просто перечёркиваем и лишаем смысла присутствие на этой земле наших отцов и дедов. А они были совсем не хуже нас. Более того, они были лучше! Они были победителями. Их и боялась, и от страха уважала вся Европа. И женщин своих они не поставляли во все бордели мира. А если надо, то и на танках могли приехать в гости туда, где сейчас наши батраки-нелегалы шугаются по кустам при виде каждого местного мента.

А кроме того, воспоминание о той стране является чуть ли не единственным способом доказать, что на территории нынешней Украины, хотя бы в принципе, теоретически возможна нормальная жизнь. Жизнь, при которой простой сварщик, слесарь, учитель или инженер может быть обеспеченным и уважаемым членом общества. И даже получить от государства квартиру! (Фантастика, да?). Жизнь при социальных гарантиях и реально бесплатных медицине и образовании. Жизнь, при которой выход на пенсию не означает падение в нищету и унижения. Жизнь, с уверенностью в завтрашнем дне и чувством гордости за достижения и мощь державы.

Представляете, так люди жили здесь ещё каких-то 20 лет назад! Значит, был же прецедент! Следовательно, можно надеяться. Можно верить, что когда-нибудь там, на небесах, всё как-то перекрутится, сладится и Сумы снова станут городом чистых улиц, роз и музыкальных фонтанов. Ведь если это уже один раз было, почему это не может повториться ещё? Следовательно, есть к чему стремиться.

Такова моя точка зрения. Я понимаю, что возможна и другая. Например, можно представлять ту эпоху как времена, когда серые, скучные, плохо одетые и идеологически оболваненные «совки» только и знали, что ходили по этапу на Соловки, стояли в бесконечных очередях за всем, а в паузах тупо кушали дешевую бормотуху под звуки «Лебединого озера». При этом все «связанные одной целью, скованные одной цепью». Прошлое — это ведь такая штука: каким ты его хочешь помнить, таким оно и будет. И тогда, конечно, надеяться не на что и надо сесть в свой внедорожник с тонированными стёклами и катить в свою крепость. И плевать на всех, потому что все тут дураки и всегда такими были. И город таким был, и страна, и никому ты ничего не должен. И ты будешь брать там, где хочешь брать, и оставлять свой мусор там, где тебе нравится. Потому что твоё прошлое — это полное дерьмо. А в настоящем у тебя кайф, свобода и независимость.