В рамках партиципаторного бюджета в 2018 году в Сумах могут появиться новые спортивные площадки, скверы или фестивали
Все будет зависеть от того, насколько активно сумчане будут голосовать за ту или иную инициативу в рамках бюджета участия. Речь идет о распределении 9 млн грн. городского бюджета (в прошлом году это было 5 млн грн.). По итогам прошлого года ряд инициатив успешно реализовали, кроме мини-футбольного поля в детском парке «Сказка». Жители смогли оценить, насколько реально влиять на потоки денежных средств из городского бюджета. А самое важное – направлять их в нужное русло. В результате голосования, которое продлится до 7 декабря (включительно), определятся победителя в двух категориях: локальные и общегородские проекты. На начало декабря явными лидерами голосования среди общегородских проектов стали «Спортивный центр «Єдність нації»», «Перша сумська медіатека», «Студенський громадський простір» и «Народный клуб «Элегантный возраст»». По итогам голосования прошлого года общественность определила 17 проектов, которые должны были реализовать в текущем году. И задержка с реализацией только одной из инициатив – это достаточно хороший показатель.
Активная позиция
Участники, которые уже второй год подряд подают свои проекты на общественный бюджет, отмечают, что в этом году и конкуренция стала более ощутимой, и борьба усиленной. Практически в каждом районе есть свой локальный проект, и местные жители, конечно, стремятся поддержать перемены ближе к своему дому. На голосование выставлен 51 локальный проект. Их тематика самая разнообразная, но в основном жители хотят благоустроить территорию и оборудовать детскую площадку. Среди них инициатива Максима ЛАПИНА – жителя двора по ул. Шапаренко, 2 и 6. Этот парень знает, как должна преобразиться унылая, поросшая сорняками, с разбитыми дорожками дворовая территория. Для него, человека с инвалидностью, комфортное передвижение по нашему городу больной» вопрос. Поэтому он просит жителей поддержать свой проект и помочь сделать его двор хотя бы комфортным. «На даний час двором користуються всі перехожі як транзитною ділянкою задля скорочення власного шляху. Реалізація проекту дозволить підвищити комфорт мешканців та покращити естетику і функціональність центрального району міста. У дітей з’явиться власний куточок для ігор та розваг. Завдяки проекту будуть створені комфортні умови для проживання всіх мешканців двору», – пишет о своем проекте Максим Лапин. И жителям хочется видеть в первую очередь ровные мощеные дорожки, лавочки и цветники, детскую площадку и ограждение.
На благо города
Среди проектов-участников как локальных, так и общегородских есть несколько проектов, которые направлены помочь жителям с инвалидностью. И не только организовать комфортное передвижение, но и создать комфортные условия для досуга и развития людям, которые не могут обходиться без инвалидных колясок. И важный момент в том, что таким людям хочется развиваться и отдыхать наряду с другими жителями города. Они хотят выходить на улицы, а не сидеть взаперти в своих квартирах.
Таким общегородским проектом, который возможно реализовать в рамках партиципаторного бюджета, является «Инклюзивная спортивно-игровая площадка в парке им. Кожедуба». Ее авторы, Елена Назаренко и Инна Галиченко, уверены, что «втілення у сучасне життя даного проекту сприятиме практичній реалізації подолання бар’єрів у сприйнятті суспільством людей з особливими потребами». Похожую зону отдыха предлагают обустроить и возле оз. Чеха. Проект «Сиреневого сквера» опять же предусматривает обустройство территории с учетом потребностей людей с инвалидностью.
Общегородские проекты, которые прошли отбор и выставлены на голосование в рамках общественного бюджета, в большинстве своем направлены на реализацию досуга жителей. И досуг этот самый разнообразный: занятия спортом, клуб для пенсионеров, фестивали идей, ледяных фигур, и т.п. К примеру, проект спортивного центра «Єдність нації» на ул. Люблинской, 17 предусматривает создание своеобразного ринга под открытым небом, где все желающие смогут выбрать для себя вид единоборства и заниматься в профессиональных условиях, что очень важно, бесплатно. Возможно, эта инициатива действительно сможет сплотить вокруг себя молодежь и снизить подростковую преступность, как ожидают авторы.
Вообще, очень любопытно наблюдать за тем, насколько продуманной является каждая идея участников, подавших свои проекты на общественный бюджет. Здесь вам и моральная составляющая, и духовное, и физическое развитие. И приятно, что людям хочется жить в современном городе, они видят Сумы лучшими, и каждый проект заслуживает того, чтобы его реализовали. Мы же рассказали лишь о небольшой части инициатив жителей, которые к нам обратились. Больше подробностей ищите на электронной платформе pb.smr.gov.ua. Победителей определят до 12 декабря 2017. А реализовывать проекты будут до 31 декабря 2018 года.
врез1:
30 марта 2016 г. решением Сумского городского совета утверждено Положение об общественном (партиципаторном) бюджете г. Сумы
цитата:
«Треба перейменовувати у бюджет байдужості, бо ні управління кап. будівництва, ні фін. управління не заклали кошти на реалізацію в 2018 р. фінального проекту бюджету участі 2017 р., котрий не був реалізований в 2017 (будівництво спортивних майданчиків з міні-футболу та бадмінтону в ДП Казка). Яке може бути бажання щось взагалі подавати?»
Ирина Харченко, автор проекта-победителя 2017 г., который так и не был реализован
Принимайте участие
Инициатива реализации проектов в рамках партиципаторного бюджета охватывает более 250 городов по всему миру
Слово «партиципаторный» произошло от английского «participate» – принимать участие. В данном контексте можно сказать, что партиципаторный бюджет – это бюджет, созданный с участием граждан, проживающих на определённой территории. Принимая участие в распределении партиципатрного (общественного) бюджета, горожане получают возможность решить, как именно будет потрачена определенная часть средств.
Это новый для города Сумы инструмент активизации общественности. Основная идея его состоит в том, чтобы привлечь к обсуждению и решению городских проблем самих жителей города, особенно тех, кто обычно по самым разным причинам предпочитает с властью не контактировать. Если горожан удается привлечь, то часть решений, важных для города, начинает приниматься не только чиновниками.
Такая практика применяется в мире достаточно давно. Началось всё с Латинской Америки, а далее — Европа, США и Китай.
Первопроходцем стала Бразилия. В небольшом бразильском муниципалитете Порту-Аллегри в 80-х годах XX века сформировались городские ассамблеи, которые решали распространенные проблемы бразильских муниципалитетов, связанные с образованием и здравоохранением. На тот момент администрация предоставила горожанам возможность решить, как распределить небольшую часть средств городского бюджета. Сегодня, после тридцати лет успешной практики, горожане Порту-Аллегри распределяют уже до 20% от городского бюджета.
В Европе подобные проекты появились позже – в 90-х годах. К началу XXI века эта практика получила распространение в нескольких европейских странах – наиболее активно проекты внедряли Германия и Испания. Разнообразие форм привлечения жителей и городов, использующих эту практику, достаточно велико – жители распределяют деньги как в достаточно крупных городах типа Севильи с населением больше 700 тыс. человек, так и в совсем мелких, где проживает не более 30 тысяч.
Украина только приобретает практические навыки и знания по партиципаторному бюджетированию. Для нашей страны все изменилось в 2015 г., когда Фонд польско-украинского сотрудничества ПАУСИ приехал в Чернигов, Черкассы и Полтаву с проектом «Партиципаторный бюджет – возможности для повышения общественной активности и установление надлежащего партнерства с органами власти».
За последний год такой простой механизм влияния на власть снискал расположение во многих городах Украины. Кроме первых инициаторов (Чернигов, Черкассы, Полтава, Луцк), партиципаторний бюджет уже действует в нескольких десятках городах и продолжает внедряться дальше. Для жителей городов такая возможность – это определенный тест на потенциал мобилизации общества в установлении партнерских отношений с органами власти.
Структура внедрения бюджета общественных инициатив проста: определяется сумма из бюджета, подаются проекты, которые должны иметь 15 подписей граждан, относящихся к территориальной общине; процесс голосования и реализация проекта. Специально созданная комиссия рассматривает заявки, а после голосования – обязана контролировать внедрение выигранной инициативы.
Фото1: Нью-Йорк. На реализацию инициатив горожан направляется 0,06% от бюджета города (32 млн долл. в 2015 г.). Голосование только в печатном виде, а в основе процесса – выборность делегатов, представляющих проекты, и публичное обсуждение.
Фото2: Париж. До 5% городского бюджета (100 млн евро в 2016 г.) распределяется с помощью жителей города. Голосование в электронном и печатном виде. Каждый автор встречается с авторами других проектов на похожую тематику, проводятся публичные слушания.
Фото3: Варшава. Процесс начат в 2014 г. На бюджет участия выделяется до 1,1% бюджета каждого района (20 млн злотых в 2016 г.). Жители голосуют по своим районам.
Фото4: Киев. Бюджет участия украинской столицы на 2017г. составил 50 млн грн., на 2017 – 100 млн грн. Больше всего инициатив киевляне предлагают в сфере спорта, образования и культуры.
Фото1: Полны ожидания. Этот двор по ул. Шапаренко Максим Лапин мечтает превратить в комфортную зону для себя и своих соседей
Фото2: Мечтают воплотить. Жители активно агитируют соседей за свои проекты
Фото3
Наталия Гончарук, “Панорама” №50