Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Интернациональные Сумы

499

Город Сумы стал родным домом для американцев, африканцев, китайцев и представителей других национальностей

Александра Веснич
Ульяна Дрючкова
Виктор Васильев

Сумчане с полным правом могут праздновать Международный день солидарности трудящихся 1 мая, т.к. в нашей области живут тысячи людей не украинской национальности. На них часто обращают внимание на улице, угадывая, откуда они родом. А они, между прочим, — часть нашего социума.

American boy

На вид ему чуть больше 20, но он просит называть себя «пастор ДЖОНСОН». Вы наверняка замечали его вместе с коллегами на улицах Сум: опрятные, в наглаженных брюках и белых рубашках, при этом с рюкзаками за спиной. Это миссионеры церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В простонародье — мормоны.

Джонсон вырос в семье, где все принадлежали к церкви Иисуса Христа Святых последних дней. С детства ему прививали традиции этой церкви. Прочитав Книгу Мормона (трактовка Библии. — «r»), Джонсон ощутил любовь и благодать в душе. В 19 лет стал миссионером, проповедником постулатов церкви. Получив благословение, стал ждать направления.

Присланный вызов открывали дома в торжественной обстановке, вся семья переживала. В письме было сказано: «Вы будете служить в Украине в Донецкой миссии». Пастор Джонсон вспоминает: «Первая мысль была: „Где эта Украина? Где Донецк? Нужна карта!“ Все, что я знал об Украине, — что это где-то в Восточной Европе. 2,5 месяца учил русский, посещал тренинги для проповедников».
В сентябре 2007 г. из Донецка пастора Джонсона направили в Сумы — мы принадлежим к Донецкой миссии церкви. Вместе с ним сюда приехали семь американцев. В нашем городе Джонсон живёт полгода, впереди — ещё полтора. Его родной город Орм в штате Юта по размеру примерно такой же, как Сумы, но выглядит современнее. Он находится в долине, окруженной горами, там все друг друга знают.
Мама Джонсона немного нервничала, как любая мама. Сейчас парень считает, что заблуждался по поводу жизни в Сумах: «Думал, здесь нет высоких домов, нет машин, поездов и вообще цивилизации. Думал, что еду в село. Приехав, увидел на дорогах авто „Мерседес-бенс“ и удивился. Надеюсь, что помогу Господу изменять жизни людей, в том числе и сумчан».

Каждый день Джонсон служит церкви. Утром учится сам, с 11.00 до 16.00 вместе с коллегой ищет на сумских улицах единомышленников их церкви. Большинство сумчан не хочет говорить с ним о Боге. Поэтому не очень хорошо говорящий по-русски Джонсон безупречно усвоил словосочетание «не надо». Но не расстраивается, ведь уже нашёл здесь многих учеников и считает, что со своей миссией справится.

Танзанийские страсти

Более двух лет назад Рами Рашид Мчума из Танзании приехал в Сумы осваивать профессию журналиста. Сестра его живет в Лондоне, и Рами там частый гость. Много путешествовал по миру, затем решил стать тележурналистом в родной Танзании, но обнаружил нехватку знаний в этой сфере. Стал искать место, где можно получить качественное и недорогое образование. О Сумском государственном университете узнал из Интернета. Предпочёл наш город мегаполисам, т.к., по его мнению, в больших городах много людей с вредными привычками, особенно наркоманов. А в Сумах есть все необходимые условия для жизни и учебы.

Танзаниец Рами бывал в Америке, Великобритании, Китае и Камеруне, но утверждает, что Сумы — его вторая родина

Сначала было трудно без друзей и родных. Поступив на гуманитарный факультет, Рами встретил Катю, которая стала его лучшим другом и советчиком. Девушка взяла «новобранца» под свое крыло. Рами потрясен украинской кухней. Обожает борщ, картошку с мясом, капусту и салат из крабовых палочек. Кроме того, иностранец научился готовить наши национальные блюда.

Рами любит проводить время с друзьями. Учиться в Украине ему нравится. «Я сделал контрольную, сдал преподавателю. Он поставил мне „2“, но дал шанс исправиться. Здесь не так, как в Америке или Британии, где сразу выгоняют», — говорит Рами.
Еще одно потрясение: украинцы обрабатывают землю и садят картошку. В Белополье, куда он приехал к друзьям, его приобщили к огороду. Иностранец утверждает, что теперь будет работать на огороде, т. к. это эффективнее занятий в тренажерном зале.

Парень мечтает о верной спутнице жизни. Если это будет украинка, то сама выберет, где жить — в Украине или за ее пределами. Рами хочет создать крепкую, большую семью.

Были неприятные ситуации. Только приехав в Сумы, Рами подвергся нападению группки молодых людей, которые цеплялись, оскорбляли его. У парня были неоднократно конфликты с молодежью, однажды его даже ранили ножом. Сначала подобные случаи его выбивали из колеи, но потом он понял, что такое может случиться с любым иностранным студентом. Он никого не винит, т.к. понимает, что в каждой стране есть хорошие и плохие люди: «Украинцы очень добрые и приветливые. Прожив здесь немного времени, я начал их уважать и всех приглашаю к себе в гости. Если у себя дома я встречу украинца или россиянина, я помогу ему всем, чем только смогу».

Ни хао!

Китаец Сяо СИНЬ и его девушка Сун ИНЬ тоже приехали в Сумы учиться. Они родом из небольшого города Чоушан недалеко от Шанхая. Сяо Синь получает в Сумах экономическое образование, а Сун Инь совершенствует свои знания английского языка. В Китае, по словам ребят, очень высокий конкурс в вузы, и поступить очень тяжело. В Сумах ребята уже 2,5 года. После окончания учёбы они намерены вернуться домой. В Сумах хорошо, а в Китае — лучше.

Однокурсники к ним благожелательны, помогают в учёбе. Общаются с ними на английском или на русском. Сяо Синь лучше, чем его подруга, овладел русским. Оба считают этот язык очень сложным, намного труднее, чем китайский. А сумчане с трудом осваивают некоторые китайские слова.

Сяо Синь и Сун Инь снимают квартиру. К ним часто приходят в гости сумские друзья. Они вместе готовятся к занятиям, устраивают посиделки на кухне. Из Китая ребята привезли много приправ, готовят пищу в специальной печке. Ужин обычно продолжается два-три часа.

«В Китае все торопятся, темп жизни очень высокий. А здесь мирно, тихо, спокойно», — утверждает Сяо Синь. Что касается 1 Мая, то в Китае его уже не празднуют, как раньше, массово, с парадами, демонстрациями. “Чаще всего люди уезжают куда-нибудь отдыхать на неделю. «Майские праздники у нас одни из самых главных — как новогодние», — объясняют китайцы.

Осумчанились

Роберт Семенович и Элла Михайловна КЕСЕЛЬМАН — еврейская семья, прожившая в Сумах полвека. Элла родилась и выросла в Киеве, Роберт — в Одессе, но Сумы стали для них родным городом. Супруги видели, как город восстанавливали после войны. Здесь они не сталкивались с проявлением нетерпимости по национальному признаку. Лишь однажды Роберта попрекнули: «Где Вы были, когда мы воевали?». Но, узнав о его прошлом, оставили свои претензии. За время врачебной практики Роберт помог тысячам пациентов, не выясняя их национальностей.

Для сумских евреев Кесельман синагога, костёл и христианский храм имеют равное значение

«Мы не замыкаемся внутри нашего народа и относимся терпимо к любым религиям. Каждый имеет право верить, во что пожелает», — Роберт и Элла называют себя «толерантными атеистами». Они считают себя обыкновенными людьми, рождёнными в СССР, празднуют 1 Мая и особенно День Победы.

Во время Великой Отечественной войны Роберт Семенович был командиром артиллерийской батареи. Получил ранение на Курской дуге, после госпиталя был комиссован. Закончив Харьковский мединститут, по распределению попал в сумскую горбольницу №1, где работал ортопедом до 12 апреля 2008 г.

Отец Эллы Михайловны — Михаил Ефимович — был директором завода им. Фрунзе в 1939–1952 гг. Она же после Киевского мединститута распределилась в сумскую поликлинику №5. Профессия свела ее с теперешним мужем. Они воспитали двух дочерей. Старшая Наташа вышла замуж за немца и уже 20 лет живет в Германии. Бабушка с дедушкой ждут в гости «немецкую» внучку. Младшая дочь Татьяна живёт и работает в Сумах. 11-летняя внучка — ее «вклад» в семейное дело.

СПРАВКА

Благодаря Сумскому государственному университету, в Сумах живут и учатся представители разных «экзотических» для наших широт стран: из Малайзии, Конго, Египта, Ливана, Иордании, Китая, Пакистана и др. Большинство из них желают получить медицинское образование. Ежегодно в СумГУ поступают около 200 иностранных студентов.

День трудящихся

1 мая, некогда идеологический праздник, утратил свой политический характер, и каждый из нас отмечает его по-своему. До сих пор многие помнят легендарные «МИР! ТРУД! МАЙ!». 74 года после выстрела «Авроры» одна пятая часть суши организованно маршировала под бравурные марши и торжественные лозунги. Ярко-красные транспаранты оповещали о победе пролетариата. Те, кто отдал здоровье и молодость во имя мощи Советского Cоюза, до сих пор считают этот праздник святым. Для них он символ ушедшей эпохи, когда профессия рабочего была почетнее академика.

В июле 1889 г. Конгресс II Интернационала принял судьбоносное решение об ежегодном праздновании «всем мировым пролетариатом» этого священного дня в память о героической борьбе американских рабочих против капиталистов и эксплуататоров в Чикаго. Коммунисты впервые отметили 1 Мая в 1890 г. в Варшаве. В советское время Первомай, ставший фактически государственным праздником, любили не столько за солидарность с рабочими всего мира, сколько за то, что майские праздники и День Победы давали возможность вспомнить о прекрасных трудовых традициях, минувшей войне, выпить, отдохнуть, вскопать огород, посадить картошку, морковку и лук.

Американские корни

Какое же событие в Чикаго породило замечательный майский праздник? В 1880 г. средняя стоимость жизни в Америке составляла $720 в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности — около $300. Естественно, рабочие пытались организованно бороться за свои права, но мирные шествия, подача петиций вызывали раздражение и ненависть власть имущих. Чикаго был центром рабочего движения, основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. В 1884 г. Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не более 8 ч., а добиться такой продолжительности рабочего дня — путем забастовки. Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с 8-часовым рабочим днем, отказалось поддержать его забастовкой и в марте 1886 г. запретило своим членам бастовать 1 мая. Наиболее массовое и успешное выступление 1 мая 1886 г. было в Чикаго. Всего 1 мая в США бастовали 350 тыс. человек (11562 предприятия), еще около 100 тыс. добились выполнения своих требований до начала всеобщей забастовки.

Каждый по-своему

Страны бывшей восточной демократии, уже принятые в EC и НАТО, забыли о праздновании 1 Мая. В республиках бывшего СССР все иначе: в Казахстане 1 Мая празднуется как День единства народов Казахстана. В ЮАР День солидарности проводится под патронатом власти. На Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 Мая считается Праздником всех цветов. Для берлинской полиции 1 Мая не красный, а черный день календаря. Многочисленные партии и движения проводят в этот день митинги, которые неизменно заканчиваются драками и потасовками, а левые и экстремисты-антиглобалисты устраивают погромы в богатых и этнических кварталах немецких городов. Прагматичные американцы 1 Мая работают. Страны Европы тоже не вспоминают американских рабочих. Но в Англии 1 Мая — выходной. В 1977 г., когда лейбористская партия была у власти, этот день стал государственным праздником, что вызвало у консерваторов шок. «Ну вот, дождались — скоро и у нас будет социализм», — писала лондонская «Таймс».