Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Фарфоровая мекка

350

Молодые художники-керамисты четырех стран встретились в Сумах, чтобы пополнить коллекцию музея Сумского фарфорового завода

Людмила Порсова

С 1 по 11 мая в г. Сумы проходил I международный пленэр художественной керамики «Арт-вагонетка». Ремонтный цех Сумского фарфорового завода в эти дни превратился в творческую мастерскую. На импровизированных рабочих местах за старыми столами трудились молодые керамисты. 16 студентов и выпускников кафедр художественной керамики ведущих вузов Украины, Польши, России и Беларуси создавали оригинальные изделия.

Музыка фарфора

Участница арт-пленэра студентка шестого курса Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии 23-летняя Ася ВАХМИСТРОВА приехала в г. Сумы впервые. Но Украина ей знакома по студенческим пленэрам в городах Опишня и Косив. После защиты дипломной работы Ася станет художником-керамистом. Говорит, что на предприятиях страны ее вряд ли ждут — найти вакансию для такой профессии непросто. Поэтому девушка готовится заняться собственным творчеством — создавать дизайнерские авторские работы. На пленэре «Арт-вагонетка» Ася задумала создать серию из семи необычных чашек.

«Это нефункциональные чашки. Из них не придется пить, они не смогут служить даже вазочками. Дизайнерские работы не обязательно применять в быту. Главное, чтобы такая вещь была неповторимой», — объясняет художница.

Основой Асиных работ служит цилиндр, вылитый в гипсовой форме. Но цилиндр — простая и стандартная форма, поэтому нож мастера обрезает бока, заменяя их оригинальными деталями. Появляются решетки, узоры или просто пласт фарфора, раскатанный на обычной рогожке или мешковине. “Фарфор все помнит, каждую трещинку. Он быстро испаряет влагу, поэтому, рабртая с ним, нужно часто сбрызгивать его водой, — поясняет Ася.

Ручки для чашек можно вылить в гипсовой форме — организаторы щедро снабдили участников пленэра различными формами. Но Ася делает ручки для своих чашек старым гончарным способом — вытягивает их из куска фарфора. Чтобы ручка плотно прилипла к чашке, нужно знать небольшой секрет. Поверхность чашки для стыка нарезана ножом в виде решетки и смочена водой. Теперь можно быть спокойным, что в печи ручка не отвалится. Все семь чашек будут стоять на специальных подставках, тоже из фарфора, на которых и пойдут в печь. Если присмотреться, то на каждой подставке кончиком лезвия ножа написано «Сумы-2009». Ася оставит свои работы в коллекции музея Сумского фарфорового завода.

Участники международного пленэра художественной керамики высоко оценили традиции сумского фарфора

Асина коллега, тоже студентка Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии Инна РУСАДЗЕ, задумала серию из семи дизайнерских тарелок. Литые формы стандартной тарелки она заполняет причудливыми треугольниками высотой 3 см. Для этого Инна ножом порезала сырую еще фарфоровую тарелку. Такими же кусками она заполнила чашку. «Чаще всего свою будущую работу видишь до начала контакта с фарфором. Но иногда в процессе обработки сырья рождаются идеи», — поясняет Инна, рассматривая чашку.

Слет мастеров

В дни проведения пленэра начинающие мастера делились опытом со студентами факультета искусств Сумского педуниверситета им. Макаренко. За работой молодых керамистов наблюдали воспитанники кружка керамики при Сумском фарфоровом заводе. Юные художники (им по семь-девять лет) с любопытством рассматривают инструменты «мэтров» — обычный распылитель для воды, небольшой перочинный нож. В ход идут даже обрезанные пятилитровые пластиковые бутылки, наполненные водой, — они служат ванночками для смачивания материала.

На пленэре можно было встретить сотрудников художественного музея, местных мастеров-керамистов, преподавателей художественных школ.

Член оргкомитета пленэра бывший сумчанин, а теперь художник из Москвы Григорий ПРОТАСОВ наблюдает здесь за работой своего студента. Алексей КРАВЦОВ, куратор пленэра, сейчас заканчивает Львовскую художественную национальную академию. Но несколько лет назад он учился у Григорий Протасова в Сумском высшем училище искусств и культуры им. Борнятского. Теперь оба мастера помогают участникам пленэра и надеются, что мероприятие расширит культурные связи между художниками различных стран.