Дмитрий Бортнянский. Орфей из Глухова
Наш земляк, выдающийся композитор, реформатор церковной музыки, писал произведения в разных жанрах, соединяя профессионализм и огромный талант
Бортнянский прошел большой жизненный путь от певчего придворного хора до прославленного маэстро. Его талант был оценен не только современниками композитора, известными музыкантами, царствующими особами, но и потомками. Произведения композитора звучат и сегодня, составляя репертуар многих музыкальных коллективов.
Даже в нью-йоркском соборе Святого Иоанна среди одиннадцати статуй великих композиторов, родоначальников духовной музыки в странах Европы, есть и его изваяние.
Дмитрий Бортнянский родился в 1751 г. в Глухове. В 1758 г. — певчий Придворной капеллы. 1768 г. — учеба и жизнь в Италии. 1779 г. — возвращение в Россию. 1796 г. — управляющий Придворной певческой капеллы. 1801 г. — ее директор. Наибольшие достижения композитора связаны с жанром хоровых духовных концертов a capella, в которых он соединил православные традиции с европейской техникой письма. Почетный член Академии художеств, которой завещал свою коллекцию. Умер Бортнянский в 1825 г. в Санкт-Петербурге. В 1953 г. прах перенесен в Пантеон деятелей культуры в Александро-Невскую лавру. Впервые 10-томное полное собрание сочинений композитора выпущено в 1880 г. издателем ЮРГЕНСОНОМ в редакции ЧАЙКОВСКОГО.
Родом из детства
Предки Дмитрия БОРТНЯНСКОГО происходили из села Бортного (восток Польши). Судьба привела отца будущего композитора на Слобожанщину, там же Степан Бортнянский женился на казачке Марине ТОЛСТОЙ. В те далекие времена Глухов был столицей гетманской Украины. Граф Кирилл РАЗУМОВСКИЙ, став гетманом, начал устраивать жизнь в городе по образцу и подобию петербургскому. Иногда отец брал маленького Дмитрия с собой в гетманский театр с хоровой капеллой, оркестром и балетом. Дом Бортнянских стоял недалеко от Николаевской церкви, где часто проходили ярмарки, звучали старинные казацкие думы, народные песни, разыгрывались веселые комедии. Жизнь в городе била ключом. Уже в шесть лет родные отмечали у Дмитрия прекрасные задатки — он схватывал мелодии на лету, пел без фальши. Своими певцами Украина славилась на всю империю. Во время очередного отбора в 1758 г. певчих для царского двора Дмитрий был принят в состав Придворного хора. Интересно, что родители мальчика, согласно императорскому указу, были освобождены от всех налогов, так как их сын служил при царском дворе.
Взрослая жизнь
В Петербурге Дмитрий овладевал тонкостями хорового пения, учился игре на музыкальных инструментах, участвовал в концертах, службах, торжествах. Однажды во время длинного богослужения в присутствии императрицы Елизаветы маленький Дмитрий заснул. Видя уставшего мальчика, способности которого она ценила, Елизавета с материнской заботой повязала ему на шею свой платок и велела отнести в свои покои.
В 11 лет Дмитрий исполнил теноровую партию Адмета в опере «Альцест» Раупаха. Ранняя практика работы в театре помогла ему в дальнейшем при написании опер. Живя далеко от дома, он ощущал влияние украинской культуры. При дворе Елизаветы царила атмосфера увлечения украинской музыкой. Выступали кобзари, звучали народные песни, одним из распространенных танцев был казачок. Также Дмитрий учился в Кадетском корпусе, где изучал вокал, актерское мастерство, итальянский и французский языки. Одним из учителей Дмитрия был итальянский композитор ГАЛУППИ. Вернувшись на родину, композитор просил императрицу направить Дмитрия в Италию для продолжения учебы.
Чужие берега
Бортнянский совершенствует свое мастерство в Болонской, Римской, Неапольской академиях. За это время он сочиняет много произведений разных жанров. В 1776 г. в Венеции в театре Сан-Бенедетто была поставлена опера Бортнянского «Креонт». Взыскательная, несколько избалованная венецианская публика приняла оперу очень тепло. Еще больший успех принесли оперы «Алкид» и «Квинт Фабий».
В Италии он не только изучал музыку, но и увлекся живописью, начал собирать свою коллекцию картин. Его знания были настолько профессиональными, что граф ОРЛОВ поручал Дмитрию отбирать картины и для него. Он часто привлекался графом и в качестве переводчика во время дипломатических переговоров.
Возвращение на родину
В конце 1779 г. Дмитрий Бортнянский возвращается в Россию и начинает работу в качестве капельмейстера с окладом 1000 рублей в год и экипажем. В это время он начинает готовить цикл духовных хоровых концертов и в 1785 г. получает назначение в «малый двор» в Павловске. Здесь композитор познакомился с выдающимися людьми своего времени: БАТЮШКОВЫМ, КРЫЛОВЫМ, КАРАМЗИНЫМ, ЖУКОВСКИМ. Современники вспоминали, что Бортнянский часто писал музыку в карете, переезжая из Петербурга в Павловск. Он стал одним из первых композиторов, обратившихся к жанру романса. В течение 10 лет наш земляк обучал музыке детей будущего императора Павла I, создал цикл сонат для клавесина, стал автором первого в России симфонического произведения — Концертной симфонии. Продолжал работу и на оперной сцене: с успехом проходят премьеры опер «Празднество сеньора», «Сокол» и «Сын-соперник».
Музыкальный Олимп
До самой смерти Дмитрий Бортнянский занимал особое, главенствующее место в музыкальном мире. На протяжении 30 лет он руководил Придворной певческой капеллой и довел хор до высокого совершенства. Капелла готовила руководителей хоров и заботилась об общем уровне образования учеников. Произведения композитора были популярны, да и сам он был долгожданным гостем в кругах творческой интеллигенции. Среди его друзей — художник БОРОВИКОВСКИЙ, скульптор МАРТОС. К сожалению, часть его наследия до сих пор до конца не найдена.
Неизвестна и судьба личного архива. Музыка Бортнянского известна и любима во многих странах Европы и США. Поэт ХЕРАСКОВ посвятил ему такие строки: «Какие б ни были дела, хоть малы, хоть велики, Милее нам хвала Бортнянского музыки». В день кончины он позвал к себе хор капеллы и попросил исполнить один их своих духовных концертов, после чего тихо скончался.