Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Тройное счастье

126

В следующем году нас, возможно, ждут целых три избирательных кампании: выборы президента, мэров и местных советов

Александра Веснич

В Верховной Раде недавно возобновились дискуссии по поводу назначения внеочередных парламентских и президентских выборов, а также изменения избирательных схем. Парламентарии не обошли вниманием и местные советы: 17 марта утверждены изменения в Закон Украины «Про вибори депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим, місцевих рад та сільських, селищних, міських голів». Теперь местные выборы будут проводить с разницей в 120 дней с выборами Верховной Рады, а не одновременно, как предполагалось раньше.

Также по многочисленным запросам комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления 19 марта определился со сроками полномочий местных советов. В 2004 г. в Конституцию внесли изменения о том, что срок их полномочий — пять лет, но дату вступления в силу этих изменений трактуют по-разному. Депутаты комитета ВР считают, что советы должны работать четыре года, до 25 сентября следует назначить дату выборов и провести их в марте 2010 г. Некоторые депутаты от БЮТ настаивают, что местные выборы будут ко времени в 2011 г. По этому поводу мы решили узнать мнение профессора, заведующего кафедрой криминально-правовых дисциплин УАБД, экс-председателя комиссии по законности Сумского горсовета профессора Дмитрия ЛУКЬЯНЦА.

[q] «r»: Сколько всё-таки работать нашим депутатам горсовета, облсовета: четыре или пять лет? [/q]
Дмитрий Лукьянец: Ст. 141 Конституции Украины о сроке полномочий местных советов с учётом положений по вступлению её в силу может быть истолкована двояко. Всё зависит от того, когда ВР назначит местные выборы и как в последующем будут обжаловать её постановления. В перспективе судебного обжалования может вообще возникнуть интересная ситуация, когда тяжба в Конституционном суде затянет сроки предвыборной кампании и выборы президента пройдут в январе, выборы мэров в марте 2010 г., т.к. с ними меньше противоречий, а выборы местных советов отложат на июнь-июль. Будет три кампании подряд, а в 2011 г. ещё и выборы Верховной Рады. В этом случае о какой экономической обоснованности может идти речь?!

[q] «r»: Кому выгодны и не выгодны выборы в местные советы? [/q]
Д.Л.: Партия регионов заинтересована в смене местной власти в 2010 г. Популярность БЮТа упала, выборы в Тернопольский облсовет показали, как настроены люди. БЮТ же, наоборот, желает сохранить теперешнюю выгодную для него ситуацию. Фальсификации будут однозначно со всех сторон, и все надеются на местные советы, как админресурс. Кто в ВР перетянет одеяло — неизвестно, ведь силы приблизительно равны.

[q] «r»: Как Вы считаете, по какой системе будут проводиться все эти выборы: мажоритарной, партийной, смешанной? [/q]
Д.Л.: Пока изменений в избирательное законодательство относительно этого не вносили. В идеале, по моему мнению, на местном уровне должна быть полностью мажоритарка, особенно на выборах в горсоветы. В облсоветы — ещё возможны варианты… А в городе пускай кандидаты указывают, какая партия, блок или общественная организация их поддерживает, но идти они должны по округу. В таком случае будет и двойная подотчётность громаде. В Верховную Раду, я считаю, нужно выбирать депутатов по смешанной системе: половина — по мажоритарной, половина — по пропорциональной с открытыми списками. В реальности же, скорее всего, нас ждёт то же, что сейчас. Ни одна политическая партия не заинтересована в изменении системы. На словах эта тема популярна, но до дела не дойдёт. Это игра на публику.

[q] «r»: Насколько реальны сейчас досрочные выборы? [/q]
Д.М.: Президент получит право распустить ВР, только если Конституционный суд подтвердит, что при её переизбрании в 2007 г. следовало сформировать новое правительство. При всей политической заангажированности судей вряд ли они пойдут на это — слишком сильное расхождение с законодательством. О том, что досрочные выборы влекут за собой назначение нового премьера, нигде не говорится.