Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Татьяна Пояркова: «Достаточно было любой искры, чтобы недовольство выплеснулось наружу»

1,185

Конфликт между властью и народом, вспыхнувший после отказа от подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, продолжается, и края ему не видно. О том, что стало истинной причиной Евромайдана и в каком направлении события могут развиваться дальше, мы говорили с кандидатом политологических наук, специализирующимся на исследовании политических кризисов, Татьяной ПОЯРКОВОЙ.

r: По Вашему мнению, отказ от подписания ассоциации с ЕС – это истинная причина Евромайдана или только событие, давшее повод для начала протеста?

Татьяна Пояркова: Конечно, это только повод. Причина нынешнего кризиса – концентрация власти в узком кругу приближенных к президенту; явление «приватизации» государства, выстраивание сильной вертикали власти: подчинение судебной ветви и усиление роли силовых структур. В обществе окончательно исчезла вертикальная связность – социальные лифты, а доступное медийное пространство подконтрольно олигархам. Это объясняет то, почему нынешняя система власти неэффективна и неадекватна, не способна видеть угрозу своему существованию, а значит – принимать правильные решения по преодолению системных проблем.

Отсутствие пространства для выживания с полным попранием представления о социальной справедливости и стало причиной массовых протестов. Первый звонок для власти прозвучал, когда за ВО «Свобода» на выборах 2012 г. голосовали даже в русскоязычных областях юга и востока – из чувства протеста. Штурм РОВД во Врадиевке и последующие события был вторым звонком, но власть его предпочла не заметить. В этих условиях достаточно было любой искры, чтобы недовольство выплеснулось наружу. Безусловно, свою роль сыграл эффект «отобранной мечты» – несколько лет людям говорили, что мы идем в ЕС и это хорошо, и вдруг все изменилось. Власть также не учла, что это поколение выросло без помощи государства, у которого нет памяти о репрессиях и которое не чувствует себя обязанным государству, а значит, готово выступать против власти. Как показывает практика, подобные неофеодальные коррупционные системы – в Украине в виде президентской «Семьи» – всегда очень непрочны и постоянно нуждаются во внешних заимствованиях, в том числе для подкупа силовых структур. Отсюда эти шатания, которые мы наблюдали последние две недели – попытки занять денег у России, у Китая, договориться с Международным валютным фондом.

r: За минувшие двадцать дней требования Евромайдана к власти стали радикальнее. Это объективный процесс, или политики нагнетают ситуацию, как это заявляют власти?

Т.П.: Конечно, это объективно, да еще и после жестоких действий силовиков 30 ноября, 1 и 11 декабря. Этими действиями власть сама радикализирует протест, поэтому смена требований с подписания ассоциации с Евросоюзом до отставки правительства, президента и перевыборов выглядит естественно. Безусловно, позитивным фактором является то, что та часть элиты страны, которая относит себя к оппозиции, начинает слышать и формулировать требования народа. Еще один позитив – то, что общество самоорганизуется, создает свои действующие структуры. Такие изменения трансформируют политическую систему, создают условия для появления новых лидеров и идей.

r: Почему власть не идет на уступки, т.е. наказание виновных, даже тех, кого обычно называют «стрелочниками»?

Т.П.: Это неофеодальный кодекс «Семьи» – никого не сдавать. Народ для феодала не может быть субъектом власти, это плебс, идти ему на уступки – унизить себя. «Стрелочников», может и сдадут, но настоящих виновников – нет.

r: Как Вы считаете, почему Евросоюз и США довольно мягко реагируют на все происходящее?

Т.П.: Украина находится на геополитическом разломе – это точка совпадения интересов субъектов международной политики. Европа и США сейчас находятся на очередном витке кризиса капитализма, выход их которого – в «освоении» других территорий. В России тоже кризис, и тоже капитализм, правда, весьма своеобразный. Россия хочет перераспределить ресурсы Украины в пользу своих олигархических групп, Евросоюз видит Украину как новый рынок сбыта. США же не хочет, чтобы Украина покинула долларовое пространство. Отсюда и истинная позиция этих стран.

r: Каковы дальнейшие сценарии развития событий?

Т.П.: Кризис может обновить систему, но если он продолжается недолго. Чем он дольше, тем меньше шансов на обновление. Сейчас власть выбрала сценарий затягивания конфликта, его забалтывания – все эти «круглые столы» без определенных договоренностей с надеждой на то, что к Новому году все само по себе рассосется, но это не так. Возможных вариантов выходов из политических кризисов может быть несколько: смерть системы (революция), реформа (модернизация), зависание и деградация. В нашем случае варианты зависания и деградации менее вероятны из-за практического исчерпания внутренних ресурсов. Нежелание или неспособность власти серьезно реформировать на фоне апелляции к существующим различиям между Западом, Востоком и Югом Украины – очень опасная практика. В этой связи постепенное перерастание конфликта в гражданскую войну не кажется мне совсем невероятным. Тем более, что в таком сценарии всегда найдутся заинтересованные стороны.