Индокитай
Часть третья. Лаос: великолепие Луанг Прабанга, ужасная новость из Киева, необычное возвращение во Вьетнам
Лаосская баня с массажем – что может быть лучше для утомленных долгой дорогой путников? Практически на территории монастыря, около стены, стоит невзрачный домик с большой мансардой: здесь «офис», камера хранения, двенадцать массажных коек и сама баня-сауна. Под баней огромный котел – страшно глянуть, топят дровами. Массажистов много, все мужчины, работают через час-два, по очереди, потому как устают – сеанс длится около 40 минут, при этом стараются, как говорится, на полную катушку. Сама баня-сауна представляет небольшое помещение с лавками, наполненное влажным густым белым паром – с трудом видно даже собственную руку, поднесенную к глазам. Потом чай из трав – кра-со-та!
Вечером из Вьентьяна на слиппер-бусе мы выехали в Луанг Прабанг, древнюю столицу Лаоса, а ныне – столицу духовную. Наверное, это самый туристический город, в котором нам довелось побывать в этой поездке: небольшой, он, кажется, состоит только из великолепных храмов, гестхаузов и кафе. Сюда стекается огромное количество туристов – храмы Луанг Прабанга действительно невероятно хороши, их много, и там есть что посмотреть. Город расположен в живописнейшем месте на берегу реки, за небольшие деньги можно попасть на тот берег и погулять по небольшим пещерам и местной деревеньке. Вечером тут работает т.н. ночной рынок, где продают достаточно дорогие сувениры, здесь же можно очень дешево поесть – за два доллара набираешь себе целую тарелку всякой всячины.
В этом городе можно жить долго – он располагает к неспешному времяпрепровождению, созерцанию и медитации. Отсюда не хочется уезжать, насколько здесь все располагает к размышлениям о вечном, если не считать, конечно, толп туристов. Увы, но в полной мере ощутить эту чудесную атмосферу мы не смогли – из Киева пришла ужасная новость: умер наш близкий друг Игорь Корнющенко. И все перестало нас интересовать: не было ни слов, ни сил, хотелось немедленно перенестись в Киев, проститься с Игорем. Но все, что мы могли, – это помнить и скорбеть…
Царство тобі небесне, Корнію,
Друже ти мій чудесний. Серце
Твоє велике стихло. Голова
Твоя світла поникла.
Човен наш стисла темна вода,
І у тумані Стиксу зник він,
Як кожен човен зника.
Чув я, як ти мене кликав.
Бачив твій знак, бачив твій слід.
Знав, що віддячить не встигну –
Життя, наче дзиґа, а смерть –
Наче пломінь, що відбиває світ.
Навіщо тепер ці гори?
Горе, Ігорю, горе – і камінь
Скотився і впав у безодню,
Розтанув, мов лід… Молитви
Рятують не всіх сьогодні.
Завтра прокинусь, як завжди.
Будемо жити, як завжди,
Чекаючи весни й шукаючи тіні.
Царство тобі небесне,
Царство тобі небесне,
Любий мій друже Корнію.
*****
Дорога наша лежала обратно во Вьетнам, в горный район Са Па. Для того чтобы туда добраться, нам нужно было пересечь границу Лаоса и Вьетнама в районе Муанг Куа. Наверное, это был самый экзотический отрезок нашего пути – мы перемещались исключительно на локальных автобусах, иностранцев было крайне мало, т.е. вокруг – местное население, аутентичные селения, красивые пейзажи. Дорога в горах – дело не короткое. «Подумаешь, 140 км, да через три часа должны быть на месте!» Не тут-то было:ехали около шести часов, однако, что странно, скучно нам не было, хотя мы сидели в самом хвосте автобуса в крайне неудобных позах, мягко говоря, но это было чертовски захватывающе, должны сказать! Мы познакомились с подростком, который ездил за очень плохой гитарой за 140 км, но в тот день счастливее его в мире человека не было – и весь автобус это понимал, радовался его радости, и дома его ждали с нетерпением, это было удивительно по-человечески. Мы увидели копченых летучих мышей, которых продают для еды, людей, которые ходят в национальных одеждах не для туристов, а потому что они так одеваются каждый день; увидели официанта на высоких каблуках в женской одежде – оказывается, в Лаосе есть традиция : в семьях, где много мальчиков, одного из братьев делают сестрой – воспитывают и одевают, как девочку, чтобы было кому выполнять в доме женскую работу. Поверьте, для неподготовленных к такому зрелищу умов это весьма шокирующее зрелище. Кстати, еще одна местная традиция: каждый мужчина должен год провести в монастыре в размышлениях о судьбах мира и в заботах по сбору подаяний. Обычно это выглядит так: каждое утро женщины и девушки садятся около своих домов и выставляют провиант, а монахи идут и собирают это в специальные сумки. Монахи, как правило, не работают, даже территорию монастыря убирают специальные техработники, зато не один раз мы видели курящих монахов.
В Муанг Куа мы поселились в гестхаузе, веранды буквально висели над горной рекой – очень красивое зрелище. Погуляли вечером по городку, поужинали,
познакомились с бельгийцами, выпили пива -ничего необычного,. Утром вышли к шести к автобусу, который не приехал, долго пытались застопить хотя бы что-то – безуспешно, поэтому выехали только ближе к обеду. Вьетнамские пограничники были предельно конструктивны, на доступном английском объяснив наши права, пояснив, что нужно опасаться мошенников на автовокзалах и как правильно нам добраться до нужного места.