На Сумщине осталось еще много кладов, зарытых нашими далекими предками
Кто из нас в детстве не мечтал об удивительных приключениях и кладах? Казалось, копни землю в огороде — и вот он, огромный окованный железом деревянный сундук, набитый драгоценными камнями и золотыми монетами. Несметные сокровища притягивали не только загадкой своего происхождения, но и возможностью быстро разбогатеть. У взрослых людей с годами этот азарт пропадает, но мечта остается.
Сенсационные находки
Доцент Сумского государственного университета Виктор ЗВАГЕЛЬСКИЙ тоже в детстве мечтал найти клад. Сейчас он занимается историческими исследованиями. В книге «Історичне краєзнавство Сумщини», которая готовится к печати, ученый утверждает, что случаи обнаружения кладов не так уже и редки. Время от времени о таких находках сообщают средства массовой информации.
По словам историка, сокровища — это вещи, спрятанные владельцами во время какой-то опасности. Такой опасностью может быть нападение врагов или преступников. В давние времена очень часто сокровища прятали в глиняный кувшинн или сундучок, завёрнутый в кусок кожи. «Всё это делалось тайно, чтобы никто из посторонних ничего не видел и не смог завладеть чужим имуществом. Если клад пролежал в земле сотни, а иногда и тысячи лет, это свидетельствует о том, что с хозяином сокровищ что-то случилось — он погиб или умер, так и не сумев забрать свою собственность», — говорит Виктор Борисович.
Историки все клады делят на две группы — монетные и вещевые. Бывает, что вместе с вещами находят и монеты. Но это случается редко, и такая находка говорит, что клад прятали на скорую руку. Ещё реже находят клады, содержащие ценные бумаги, подтверждающие куплю-продажу какого-то имущества, или торговые договоры на крупные поставки шерсти, кожи, ткани, зерна и соли.
Вырученные от торговли деньги купцы прятали подальше от посторонних глаз. «Сегодня исследователи могут установить направления торговых маршрутов именно по местам обнаружения кладов. Если в одном районе находили несколько кладов, то делали вывод — здесь купцы либо отдыхали, либо проводили торги. Самыми древними монетными кладами на территории Сумщины являются „захоронения“ с римскими серебряными динариями I-III вв. Иногда клады содержали в себе сотни и тысячи монет. Эти находки — свидетельство того, что местные вожди тесно сотрудничали с Римом. Такие клады были найдены около сёл Оксютинцы и Ярмолинцы на Роменщине и недалеко от Ворожбы на Белопольщине», — рассказывает Виктор Звагельский.
Сельские «схроны»
Историк рассказывает, что в 1847 г. на правом берегу р. Сыроватка местный крестьянин вырыл из земли клад — глиняный горшок с 206 монетами: «Известный востоковед и нумизмат Христиан ФРЕН определил, что большинство монет — азиатские и африканские, а незначительная их часть — андалузские. Некоторые монеты он относит к VII в., остальные — к VIII в.».
Узнав о редкой находке, известный учёный Филарет ГУМИЛЕВСКИЙ написал: «Гораздо проще и ближе к истории будет, если признаем в сыроватских монетах памятник торговой деятельности хазаров».
В 1878 г. недалеко от Белополья на хуторе известного сахарозаводчика Терещенко нашли клад, состоящий из колтов, клиновидных подвесок к бусам, двух перстней, гривны и оправленной в серебро подвески из зеленоватого камня. Рисунок перстней указывал на то, что их носили представители высших правящих кругов. «Скорее всего, перстни принадлежали представителю боярско-княжеской среды», — считает историк.
Виктор Борисович рассказывает, что в 1910 г. в Путивле во время земляных работ в одной из усадеб нашли 24 серебряные гривны. Такие находки всегда были редкостью, поэтому авторитетное на то время издание «Отчёт Императорской археологической комиссии за 1909 и 1910 года» в рубрике «Случайные находки и приобретения» сообщало: «24 экземпляра серебряных монетных слитков найдены при работах в саду нотариуса Е. П. Петриченко. Гривны были завёрнуты в бересту. Все они новгородского типа, две повреждены. На всех нарезки; на двух нацарапаны надписи: Матфей», «Павла»”. Пять экземпляров гривны передали Румянцевскому музею, остальные вернули хозяину усадьбы. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Фотовижский клад
В 1914 г. в с. Фотовиж на Глуховщине нашли клад — серебряные и бронзовые украшения. Среди них — три пары серебряных серёжек, две пары серебряных и пять бронзовых браслетов. Но самым ценным в кладе был серебряный набор из семи ажурных бляшек и застёжки. На рисунке, украшавшем браслеты, представлена сцена охоты орла на зайца.
В 1925 г. украшение передали Всеукраинскому историческому музею им. Т. Г. Шевченко.
Наследство ювелира
Найденные клады могут поведать исследователям не только о «делах давно минувших дней», но и о судьбах людей. Так случилось с кладом, найденным недалеко от Лебедина на берегу Псла, во время раскопок Новотроицкого городища в 1952–1954 гг. «Тогда нашли два клада. Это были украшения, изготовленные из цветных металлов. А в одном из них были ещё и монеты», — говорит Виктор Звагельский.
Один из кладов обнаружили недалеко от разрушенного жилья, скорее всего, дома ювелира. Учёные высказали предположение, что мастер спрятал вещи недалеко от своего жилища, когда враги напали на городище. Завоеватели полностью сожгли поселение. Почти все жители погибли, уцелевших угнали в неволю. Ювелир свои сокровища не забрал. Тщательно изучив содержимое клада, ученые убедились, что спрятал его именно ювелир, а не другой ремесленник. Оказалось, что кроме «нормальных» серебряных монет и перстня в кувшине находились ещё и дефектные вещи — лом цветных металлов. Монеты оказались древними арабскими дирхемами, которые не только «ходили» в обороте, но и использовались восточными славянами как украшения — подвески, бусы.
Мутинский клад
В 1956 г. в с. Мутин Кролевецкого района случайно нашли клад, состоящий из серебряных украшений — браслета-наручня, псевдовитого браслета, трех подвесок и трех бусин. Интерес представляет браслет-наручень. По словам Виктора Борисовича, на Руси такие браслеты делали на шарнирах. Они не только украшали одежду, но и удерживали длинные, почти до земли рукава: «Разумеется, это была не повседневная одежда. Её надевали на праздники. Перед танцем браслеты расстегивались, а рукава распускались, как крылья. Танцы носили языческий характер, поэтому браслеты начисто лишены христианской символики. Но и танцы, и украшения, скорее всего, были частью моды и вольнодумства, особенно в кругах аристократии того времени — жён воевод, бояр, княгинь и их дочерей».
Наручень, как предполагают ученые, ювелир изготовил для сельского жителя, т.к. орнамент символизировал вспаханную землю и капли грозового дождя. «Отдельно следует сказать о мастерстве ювелира. Это был настоящий художник, сумевший передать символ сочетанием серебряных, позолоченных и червленых участков с гравированными контурами орнамента. Подобного типа орнаменты встречаются и на других изделиях древнерусского искусства», — отмечает Виктор Звагельский.
Согласно украинскому законодательству, человек, нашедший клад, имеет право на 25% его стоимости. На Сумщине за последние 200 лет было найдено около десяти уникальных кладов. В настоящее время поисками кладов активно занимаются «чёрные» археологи. Они не сдают государству найденные вещи, нанося ему значительный «культурный» ущерб.
Ханская мелочь
Самый большой монетный клад в истории независимой Украины был найден в Крыму. Глиняный горшок с монетами жители Феодосии нашли среди камней на средневековой тропе, по которой любят подниматься в горы современные туристы. В горшке было более 10 тыс. монет Крымского ханства второй половины XVI в. Чтобы узнать, насколько ценна их находка, счастливчики отнесли часть клада в местный Музей денег. Экспертам не составило труда определить, что этим монетам почти 500 лет. «Аспры», или «акче» в переводе с татарского — «белая монета». С XV по XVIII в. они были самыми дешевыми денежными единицами в Крыму и ходили только в этом регионе. Монеты весом 0,5–0,6 г изготовлены из низкопробного серебра под названием белон (15–20% серебра, остальное — медь). Пять веков назад за один аспр можно было купить две буханки хлеба или десяток яиц, а за 25 давали барана.
Работники музея пришли в восторг от этой находки и убедили случайных археологов принести весь клад, который эксперты оценили в $10 тыс. Он был полностью передан в дар музею.
На чужих костях
Одним из самых «несчастных» кладов считается захоронение воина. В 1997 г. Андрей ЧАМКИН в горах близ Сочи нашёл захоронение древнегреческого воина в полной амуниции II-III вв. до н.э. За этим кладом мужчина охотился более 15 лет. Страховая стоимость коллекции превышала $1 млн.
О том, что клад найден, сотрудники правоохранительных органов догадались, когда на чёрном рынке города стали появляться уникальные предметы по бросовой цене. Через некоторое время оперативники вышли на кладоискателя. Они убедили его отдать драгоценную находку государству. Вскоре после этого в семействе Чамкиных стали происходить трагические события. Сначала от рака лёгких скончался отец, потом при невыясненных обстоятельствах погибла сестра кладоискателя. Вслед за сестрой умерла мать. Андрей Чамкин застрелился из охотничьего ружья.
Один из самых известных церковных кладов нашли в 1951 г. в Вологде. Рабочие кувалдами разбивали каменную стену в подвале церкви Георгия на Наволоке, из трещины в стене на пол полился серебряный поток из монет XVII в. В тот день рабочие нашли 46 тыс. монет копеечного достоинства. Предполагают, что это была припрятанная церковная казна.
Древнее золото
Один из самых «дорогих» кладов нашли в Болгарии три брата — Павел, Петко и Михаил ДЕЙКОВИ. Они трудились на фабрике по производству плитки: вынимали из земли глину. Вдруг в земле блеснул какой-то предмет. Братья раскопали настоящее сокровище: горшок, амфоры и семь кратеров, набитых 6,164 кг чистого золота. Все предметы украшали рисунки на мифологические темы. Учёные датировали находку III-IV вв. до н.э.
Одну из самых больших и ценных находок сделали археологи в 1985 г. во время раскопок в Шрода Сласка (Польша). Они нашли сокровища, принадлежащие жене императора ЧАРЛЬЗА IV — Бланш ВАЛУА. Среди двух золотых кулонов XII в., двух золотых кулонов XIII в., средневекового золотого диска, украшенного драгоценными камнями, трёх колец, 39 золотых и 2924 серебряных монет хранилась и удивительной красоты золотая корона.
Местная Илиада
Историк, доцент СГУ Виктор Звагельский рассказывает, что в 1964 г. на окраине с. Жигалевка Тростянецкого района во время земляных работ ковш бульдозера вывернул вместе с землёй грязный металлический сосуд с загадочным изображением. На том же месте нашли и металлический кувшин грушевидной формы. Он был более простым, но больших размеров. Кувшин имел на шейке широкий манжет, украшенный виноградной кистью и листьями аканта. Со временем находки попали в Сумской краеведческий музей.
По словам Виктора Звагельского, первой о кладе написала Сумская областная газета «Ленинская правда»: «Научный работник Сумского краеведческого музея Лада САПУХИНА рассказала о находке и дала подробное описание украшения, акцентировав внимание на мастерски выполненном изображении, размещенном на кувшине тремя сюжетными поясами».
Вот что увидела Лада Сапухина в «картинке» на редкой находке: «На нижнем поясе — сцены охоты на диких животных. Вооружённые мечами и копьями, охотники уже вступили в отчаянную стычку с лютыми хищниками. Вот мчит с копьём в руке всадник. Как будто парус, развевается за его спиной широкий плащ. В другом месте гривастый лев вскочил на круп лошади, но человек не растерялся и, прикрыв себя щитом, готовится нанести смертельный удар хищнику. Охотникам помогают собаки.
Средний пояс изображает бой возле стен крепости. Летят боевые колесницы, упорно сражаются воины. Старик в шапочке в отчаянии протягивает руки к убитому сыну, а с крепостных стен наблюдают за битвой взволнованные женщины…
Идиллическим сценам из жизни пастухов посвящен третий пояс. Верхняя часть сосуда украшена листвой, гроздьями винограда».
Историки определили, что находка относится к IV-V вв. «Искусствовед Василий ПУЦКО тщательно изучил ювелирное изделие и датировал его IV столетием. В изображении на кувшине искусствовед нашёл аналогии отдельным сюжетам „Илиады“, где, в частности, описана месть Ахиллеса за смерть своего друга Патрокла. Ахиллес за ноги привязал к колеснице убитого им Гектора и проехал мимо стен Трои. На вазе изображение как бы иллюстрирует это событие. Жигалевская ваза с сюжетом из „Илиады“ принадлежит к золотарскому искусству позднеантичного-ранневизантийского времени», — говорит Виктор Звагельский.
Андрияшевский клад
По словам историка, особо интересными оказались результаты исследований поселения Мельники-1 недалеко от с. Андрияшевка Роменского района, где на площадке для добычи газа проводились охранные археологические раскопки. Археологи выявили 13 хозяйственных ям и небольшую полуземлянку с глинобитной печью в углу. В этом жилище 26 ноября 2002 г. и был найден уникальный «серебряный» клад — пять гривен (шейных обручей) и два браслета. «Похоже, что этот комплект изготовил один и тот же мастер. Скорее всего, эти украшения предназначались одному заказчику. Об этом свидетельствует стилистическое единство всех изделий. Предполагается, что клад относится к VIII столетию, а его хозяйкой была жена представителя старшины одного из племени северян. Вероятнее всего, клад запрятали во время одного из набегов хазар», — уточнил Виктор Звагельский.
Большебудковский клад
Виктор Борисович сообщил, что ещё один редкий клад нашли в 1981 г. во время археологических раскопок возле с. Большие Будки Недригайловского района: «Тогда нашли „антский“ клад. Он состоял из серебряных украшений, двух целых пальчатых фибул, более 1200 мелких нашивных бляшек из оловянно-свинцового сплава и литейных заготовок. Клад свидетельствует о связях племен колочинской культуры с племенами, жившими вдоль Дуная и в Прибалтике».