Голые и не смешные
Коктейль «Украинский» / Пушкин И Тимошенко / Суть Ятсена / Китайцы, Гоу К Нам!
Если смешать в граненом стакане 50 гр. классического самогона, сказку Ганса-Христиана Андерсена о голом короле, фантастический роман Герберта Уэллса «Машина времени» (без Андрея Макаревича), идиотскую телепрограмму «Голые и смешные» и все политические ток-шоу, то в результате мы получим состояние современной украинской политической мысли и рейтинг всех без исключения политиков. Пить это, конечно же, нельзя ни при каких условиях, ни с закуской, ни без; более того — даже смотреть на полученный коктейль без ущерба для нравственного, а значит и физического здоровья, вредно.
Однако смотрим, взбалтываем, пытаемся еще раз перемешать ингредиенты хрупкой веточкой выборов и, закрыв глаза и ноздри, выпиваем одним махом, надеясь, что, может быть, все-таки хотя бы в этот раз повезет. А потом мучаемся головной болью и всякий раз убеждаем себя: «Все, больше этой гадости пить не буду. Даже смотреть на нее не могу!» Но проходит время, и рука, как у алкоголика со стажем, снова тянется к пульту переключения каналов, и снова возникают незабвенные светлые образы. Голые, как сказочный король, и не смешные, как Задорнов последние пять лет. Они, негодуя, говорят с экранов: «Хватит выяснять отношения через экраны! Пора сесть за стол и договориться!»
Так было год тому назад, полгода, месяц, так было на прошлой неделе. «Хватит выяснять отношения через экран, — самозабвенно утверждают они. – Надо договариваться!» «Да, — думают те, которые не говорят через экраны, — все правильно, хватит говорить с экранов. Идите – и договаривайтесь. Делайте же хоть что-нибудь!» Проходит неделя, снова страна у телевизора, в котором появляется очередной политик и, самовлюбленно негодуя, уговаривает всех: «Хватит выяснять… (далее по тексту)». «Да, — думает телезритель, — действительно ведь хватит, сколько можно!» Проходит неделя. Телевизор. Экран. Политик. «Хватит…!» «Абсолютно с вами согласен, шеф!»
Тем временем «товарищ Кризис» уже семимильными шагами, как некогда коммунизм с человеческим лицом, шурует по стране. И прогнозы становятся все менее утешительными. Если раньше говорили, что к сентябрю все наладится, то теперь говорят о сентябре, но 2010 года. А то и 2011-го. Если принять во внимание такую неточность прогноза на таком коротком временном отрезке, то вывод один, и он еще хуже, чем сам прогноз – никто ничего толком не знает. Верить, конечно же, хочется в лучшее, но докладная записка министра финансов Виктора Пинзеныка премьер-министру Юлии Тимошенко, опубликованная Интернет-изданием «Украинская правда», убеждает в который раз, что важно не только верить, но и знать. Если коротко передать суть, то все очень плохо: украинская экономика стремительно летит в пропасть. Нужно срочно что-то делать – этой фразой буквально кричит каждая строка докладной министра финансов. «Наверное, — совершенно логично сделала вывод Тимошенко, — нужно прекратить выяснять отношения через экраны и садиться договариваться!» И тут же назвала речь президента, которая, по сути, была квинтэссенцией написанного Пинзеныком, истерикой. Видимо, ей не понравилось, что президент напомнил, что, согласно Конституции, всю ответственность за экономику страны несет лично она и Кабинет министров. И, конечно же, проБЮТовское парламентское большинство. Она-то думала, что во всем виноват Пушкин.
К сожалению, что бы они ни говорили, все они говорят не то. То ли потому, что не знают, что сказать, то ли потому, что в принципе не в состоянии выйти из замкнутого круга обид и амбиций.
И тут мы позволим себе очень некорректное с исторической точки зрения сравнение. Но, как это ни покажется странным, нынешняя украинская ситуация очень напоминает положение, в котором оказался Китай в начале прошлого века. Огромное государство с, как минимум, трехтысячелетней историей в 1644 г. было завоевано маньчжурами. В начале ХХ века маньчжуров насчитывалось всего лишь около 100 тыс., а китайцев – свыше 400 млн., тем не менее династия Цинь прочно сидела на императорском троне и около него. Китай раздирали на части Запад и Япония, высасывая из него все, что можно, а императрица вместо того, чтобы строить флот, отращивала ногти неимоверной длины и тратила все деньги на Мраморную лодку в своем Летнем дворце. Еще бы лет десять, и Китай «…можно было бы разрезать, как арбуз». Но тут появился Сунь Ятсен, который предложил китайцам совершенно новое самоосознание себя как нации. Его труд «Три народных принципа», в котором лидер освободительного движения изложил свое видение выхода из ситуации – национализм, народовластие и народное благоденствие, стал идеологической основой для нового Китая. При этом, естественно, эти принципы, как и положено у китайцев, вполне гармонично вписывались в мировоззренческие представления подавляющего большинства людей (конфуцианство, даосизм, др.). Сунь Ятсен трактовал национализм как возможность создания «единой государственной семьи», когда общество развивается по пути справедливости. Для этого ему было необходимо объединить кланы, корпорации и роды, на которые за время маньчжурской оккупации, как песок, был рассеян китайский народ. Опыт такого объединения у Китая уже был. Легендарный император Яо (2356–2208 до н.э.) «соединил 100 кланов, все племена, и весь народ переродился – зло перешло в добро».
Как видим, концепция Сунь Ятсена базировалась не только на лозунгах, но и на отсылке китайцев к исторической памяти и, самое главное, на морально-этических принципах (добро-зло). Он обращался не только к разуму китайцев, но и к их сердцам, к традициям. Он не просто дал надежду – он обосновал ее теоретически во многих работах и лекциях, популяризировал и воплощал на практике. Именно поколение Сунь Ятсена заложило основы современного Китая, мощнейшей мировой державы.
100 тыс. маньчжуров – это примерно столько же, сколько людей «у трона и около него» сегодня в Украине. Может, чуть больше, может, чуть меньше, да и не ногти, а коса, да и не Мраморная лодка, а сумочки за $50 тыс., но все равно — очень похоже, разве что мы – не китайцы. И вопрос на повестке дня один: где нам взять своего Сунь Ятсена — лидера, который бы мыслил одновременно и глубоко, и просто, был деятельным и энергичным, в конце концов, был настоящим китайцем? Т.е. украинцем. Кто из политиков хотя бы понимает эту очевидную истину: стране нужны новые идеи, новые концепции, ведь государство, по сути, нужно создавать заново? Кто из них способен самостоятельно написать хотя бы страницу текста с изложением своего видения настоящего и будущего Украины? Это была бы интересная история: закрыть их на день в аудитории и дать такое задание. А потом на всю страну с экранов прочесть их сочинения. Боюсь, мы сильно бы смеялись. А потом, закрывшись по домам, потянулись бы уже не к пультам дистанционного управления, а к самым что ни на есть настоящим гранчакам с крепкими горячительными напитками.
Китаю для возрождения понадобилось 70 лет и много крови. Современный мир значительно динамичнее и гуманнее, но нам не хватит и двух веков для того, чтобы стать самими собой, если у нас не будет хотя бы цели — и надежды ее достичь.
Будем приветливы – и позовем китайцев?
До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. Даже в Украине.