Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Приручить «коня»

310

Восьмидесятитонный металлический монстр оказался под каблуком у женщины-крановщицы

Дмитрий Литовченко

В восемь часов утра Любовь БУЛАН уже взбирается по пятидесятиметровой лестнице вверх. Ее не пугают ни морозный воздух, ни высота, ни порывы ветра. Она — крановщица, машинист башенного крана и уже двадцать лет строит жилые дома для сумчан.

С 1986 г. она управляет «конем», как ласково она называет свой башенный кран КБ-403А российского производства. «Я и сейчас на нем работаю», — улыбается Любовь Ивановна. Кабина расположена на уровне четырнадцатого этажа стандартной «свечки» высотой 46 м, длина стрелы — 30 м, вес — 80 т (из них 30 т противовеса). Стоимость такого агрегата — около 1 млн. грн.

Забравшись в кабину, женщина снимает верхнюю одежду (внутри тепло благодаря обогревателям) и окидывает взглядом окрестности. «Виден весь город. Классно! Особенно люблю наблюдать смену сезонов, когда весной появляется зелень или когда осенью желтеют листья. Еще мне нравится из кабины искать взглядом свой дом или другие объекты. Сверху наш город по-другому выглядит — много зелени, красивый. Был бы он таким красивым и внизу!» — рассказывает Любовь Булан.

В рабочем кресле перед четырьмя контролерами управления проверяет работоспособность «коня» — вхолостую (без груза) поднимает стропы, поворачивает стрелу, ездит по тридцатиметровым рельсам. Если работы нет, можно поздороваться с коллегами, которые находятся здесь же — наверху. «Я — на кране на ул. Кирова, а моя подруга Наташа — на ул. Д. Коротченко. Созвонились, я ей говорю: „Сейчас поздороваемся“. Она немного повернула стрелу ко мне, а я — к ней. Поздоровались!» — смеется крановщица.

Вот уже снизу кричат коллеги по стройке. С ними общение иное: либо на языке жестов, либо напрямую, при помощи громкого голоса и без раций, которыми кабины кранов все-таки оборудованы. «Они кричат мне наверх „вира“ (вверх) или „майна“ (вниз). Это всемирный язык строителей, удобнее рации. Но мне больше нравится знаковая сигнализация, т.е. жесты. Зрение у меня отличное, поэтому все понимаю», — говорит Любовь Ивановна. Если кран очень высокий, тогда машинисты вынуждены использовать рацию. Кстати, самый высокий кран в Сумах (высота более 60 м) находится сейчас на ул. Прокофьева, на нем Любовь Булан тоже работала.

Краны перемещают на стройках бетонные плиты, раствор, кирпич или другие стройматериалы на стропах. «Когда поднимаю вес, кран наклоняется, но я уже привыкла и не чувствую этого. Строители спрашивают: „Как ты там сидишь?!“ Я отвечаю: „Нормально!“» — улыбается она. Максимальный вес, который может поднять кран Любови Ивановны, — 8 т. Чем ближе к стреле, тем больше допустимый груз. Иначе при перегрузе срабатывает ограничитель грузоподъемности, который полностью отключает кран. Тогда груз невозможно оторвать от земли. При ветре свыше 12 м/сек работа крана запрещена.

Перед началом работы крановщики говорят друг другу: «По коням!». Это значит — кран ждет…

Недавно наша героиня достраивала два жилых дома по ул. Кирова, 154, возле аэропорта. На ее счету также административное здание завода РТИ, отделение диагностики областной детской больницы, жилые дома по ул. Д. Коротченко, 6 и 8, четырнадцатиэтажка по ул. Д.Коротченко, 43, гостиница «Юбилейная» возле железнодорожного вокзала, стадион «Юбилейный», а также книжный торговый комплекс в центре Харькова на ул. Клочковской. Это далеко неполный список ее достижений. Интенсивность строительства высокая, поэтому поднимается в кабину крана приходится иногда и ночью, и в сильный мороз. Однако, несмотря ни на что, обед — по расписанию. И в положенное время крановщица спускается с «коня» на землю.

Краны на стройках всегда появляются внезапно. Выглянешь из окна, а напротив высится металлический монстр, которого еще вечером вроде бы не было. Любовь Булан говорит, что транспортировка кранов специальными тягачами производится по разрешению ГАИ в ночное время, чтобы не создавать проблем автомобилистам. Сначала на рельсы устанавливают раму и кабину с оголовком, затем с помощью автокрана вставляются в середину секции, которые автоматически заходят в пазы. Самые высокие краны даже крепят специальными металлическими балками к строящимся зданиям. Конкретный пример — на ул. Прокофьева.

Случай, произошедший в Сумах пятнадцать лет назад, когда упал башенный кран, Любовь Ивановна помнит — тогда молодой крановщик съехал с рельсов. По ее мнению, тот случай был исключением и повториться не может. Для этого строители прибегают к усиленным мерам безопасности.

Крановщица со слезами на глазах вспоминает своего инструктора Анатолия БЕЛОКУРА, научившего ее управляться с 80-тонной махиной. «Раньше, чем ходить, я научилась лазить по заборам. Поэтому залезать на кран даже в первый раз не было страшно, было лишь легкое головокружение с непривычки», — вспоминает сумчанка и добавляет, что эта работа — очень романтичная. Однако и здесь есть свои нюансы.

«Знаю работу крановщика очень хорошо, но обидно, что недооценивают мои способности. Однако, если хотите достаточно зарабатывать, идите в крановщики. Зарплата крановщика приравнивается к заработку каменщика. Эти профессии считаются самыми высокооплачиваемыми. Средняя зарплата — $500, а сейчас есть дефицит на специалистов-крановщиков», — говорит Любовь Булан.

Справка

Самый высокий в мире подвижной кран «Розенкранц К-10001» весит 810 т, его грузоподъёмность — 1000 т, общая высота (включая стрелу с вылетом) — 202 м. Он транспортируется на десяти трейлерах по 23,06 м каждый, с нагрузкой на ось в 118 т. Кран способен поднять 30 т на высоту 160 м.