Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Километры души

175

Дальнобойщик Виктор Великанов не представляет свою жизнь без дороги

Людмила Порсова

Почти полвека крутит шоферскую баранку Виктор ВЕЛИКАНОВ. Карту дорог знает на память, консультирует молодых коллег. Два года назад не захотел идти на пенсию — не может жить без дороги. А главное, что только последние семь лет по-настоящему почувствовал себя водителем.

После 37 лет вождения советских грузовиков теперь наслаждается работой на комфортабельном грузовом «Рено» и только вспоминает заснеженные дороги Оренбургского края в холодной кабине «ЗиЛа».

“Дядя, дай колеса накачать!”

С такой или подобной фразой мальчик Витя приставал к водителям в своем селе Зеленковка Недригайловского района. Помоешь машину — тебе дадут проехаться. Так впервые сел за руль грузовика «Газ-51». «Водитель строгий попался. Сказал — садись, но. если заглохнет — смотри мне! Я завел и поехал», — вспоминает.
После войны шоферы были почти героями — на них лежала вся колхозная работа. Поэтому с детства Виктор Павлович мечтал стать шофером. И хотя водительские права получил перед службой в армии, еще школьником подрабатывал в колхозе. А во время учебы в автошколе преподаватели удивлялись его умениям и не верили, что он получает первые права.

“Водитель, где снаряды!”

Службу в армии рядовой Виктор Великанов проходил специалистом колесных машин в танковых войсках. Три года на вездеходе ЗИЛ-157 подвозил снаряды к танкам, мины. А после службы, не раздумывая, пошел устраиваться шофером дальних рейсов в Сумское АТП 15954. Здесь и проработал без аварий 41 год, за что награжден нагрудным знаком первой степени «За безаварийную работу». Но больше всего Виктор Великанов любит вспоминать об именной грамоте ЦК КПСС — как лучшему водителю.

Дороги бывшего СССР от Прибалтики до Уфы изучил на ЗИЛе-130. Любимыми местами до сих пор остались Эстония и Латвия, а самое теплое море, по убеждению Виктора Павловича, на побережье Каспия в Баку.

За 44 года водительского стажа Виктор Великанов проехал 2,101 млн. км — все равно что объехал по экватору 50 раз

В кабине ЗИЛа было не так комфортабельно, как в полюбившемся теперь «Рено Мажор 420». Без напарника, без радио и магнитофона — скучно. Поэтому отрадой водителю были попутчики. Дальнобойщику запрещалось брать пассажиров, но без попутчика в горах Кавказа — никак. «Сядет в кабину местный житель в длинном халате. Едем, общаемся. Столько интересного узнаешь», — рассказывает Виктор Великанов. Сейчас пассажира не подберет ни при каких условиях — за плечами груз стоимостью в  тысячи гривен, да и попутчики пошли другие.

Снежные тоннели и рекорды области

«Как-то зимой ехали колонной в Уфу. На одном участке дороги такая пурга поднялась, что пришлось остановиться и ждать дорожную службу», — вспоминает. Оба бака его ЗИЛа были полными, поэтому 48 часов смог держать мотор рабочим. Водители «газонов» приходили греться. «У низ „тормозок“ сытный был, вот и делились», — шутит. А если без шуток, то в 30-градусный мороз без включенного движка на лобовом стекле советского грузовика за ночь выступала изморозь. А спать с рабочим двигателем было нельзя. Дальнобойщики со стажем, сравнивая салоны импортных грузовиков, говорят, что в СССР автомобиль делали для водителя, а капиталисты думали о человеке.

В 1984 году в сезон уборки сахарной свеклы Виктор Великанов установил рекорд области. На своем ЗИЛе с двумя прицепами он перевез 8,13 тыс. т груза. Столько свеклы, в среднем, выращивал один колхоз в год. А всего за свою шоферскую жизнь он перевез, как минимум, 10 млн. т груза.

Уникальная профессия

В профессии дальнобойщика каждый день — как подвиг. В пути на тысячи километров он сам себе повар, доктор, механик, слесарь, охранник и даже бухгалтер — водители могут сами насчитать зарплату. Отвечаешь за автомобиль и груз, в пути нет возможности обратиться к врачу — сам разбираешься, какую таблетку принять от боли. Не всегда в обеденное время встретишь на пути столовую. А если и есть, то сначала грузовик нужно поставить на охраняемой стоянке. Поэтому приходится самому накрывать на стол.

Супруга Клавдия Васильевна, бывало, напрашивалась на поездки с мужем — повидать мир. Виктор Павлович рассказывает: «Первые 100 км выдерживала нормально, а потом места в кабине не находила. Не знала, как сесть, лечь, куда ноги деть. Но зато впечатлений масса — Прибалтику увидела».

Среди четверых детей Виктора Великанова продолжателей шоферской династии нет. Но зато один из зятьев — коллега. Часто встречаются на трассе — сигналят друг другу, останавливаются поговорить. Внуков, влюбленных в компьютеры, не удивишь грузовиком мощностью в 420 лошадиных сил. Но Виктор Павлович и не стремится, чтобы бы дети шли по его стопам. Считает, что водитель, особенно дальнобойщик, это призвание.