Быдло – это по-нашему: скандальные билборды появились в Сумах с разрешения городских властей
Хамство и неуважение со стороны авторов – так очень многие сумчане расценили появление 3 сентября на нескольких городских билбордах социальной рекламы, то ли вопрошающей, то ли утверждающей: «Суми – місто бидла?». Парадокс в том, что такой своеобразный «подарок» горожанам ко Дню города появился с санкции городских властей. Впрочем, сюрприз ли?
Погонять «быдло»
«Если бы знал авторов этой «веселой картинки», то обязательно дал бы им в морду! Это же надо так не уважать людей в Сумах», – горячится сумчанин Николай СЕМЕНЕНКО. Примерно так же высказались еще трое сумчан, мнением которых мы поинтересовались рядом с билбордом-«быдлорекламой» на ул. Харьковской. Горячая дискуссия развернулась и в социальных сетях. Здесь мнения разделились: часть горожан надеялась, что таким образом удастся убедить и «улучшить» сограждан-вандалов, разбивающих фонари в парках и мусорящих где придется. «Шок – это по-нашему! К декабрю все 274 тыс. сумчан, по идее, должны любить город, как любил его и просил всех любить Иван Харитоненко»,- написал в фейсбуке мэр Сум Геннадий МИНАЕВ. Очевидно, мэру идея понравилась.
Так нестандартно шокировать часть сумчан решила организация «Студенческое братство». Причем первый шокирующий билборд оказался только началом – в пресс-релизе организации анонсировали появление продолжения, которое не заставило себя ждать. Новые варианты тут же получили в народе названия «питух» и «обизяна».
«Зверніть увагу – на першому білборді – не ствердження, а запитання. Погодьтеся, що поки що на нього не можна відповісти однозначно «ні»», – утверждает руководитель «Студенческого братства» Дмитрий ТИЩЕНКО. По его словам, идея провести шокирующую кампанию социальной рекламы «Бидлом бути модно», рассчитанную до декабря 2013 г., появилась у членов «Студбратства» после целого ряда актов вандализма в городе. Список «достижений» значителен: от мыла в фонтане «Садко» до поврежденных «Писанки» и «Півника» в импровизированном парке возле областной научной библиотеки. В то же время Дмитрий Тищенко утверждает, что аудитория этой рекламы вовсе не вандалы–«быдло», а думающие сумчане, которые перестанут быть толерантными относительно вандалов и тех сумчан, которые мусорят в городе. Видимо, авторы ожидают, что после увлекательного просмотра сумчане организуются в народные дружины? Или охранять коммунальную собственность – это все-таки задача милиции? Непонятно.
Исполком помог
Многие сумчане, не знающие механизма появления социальной рекламы в городе, вслух предполагали, что «шок по-сумски» обошелся его организаторам недешево. На самом деле это стоило копейки – благодаря законодательству и позиции членов исполкома. Согласно Закону о рекламе общественные организации имеют право на бесплатное размещение социальной рекламы в городе. В Сумах рекламой, в т.ч. и социальной, ведает управление архитектуры и земельных отношений. Оно обрабатывает заявки от общественных организаций, распределяет под них рекламные площади, предоставляемые рекламными агентствами, и готовит соответствующие решения на рассмотрение исполкома. Именно члены Сумского исполкома и оказались той конечной инстанцией, которая дала «зеленый свет» появлению «быдлорекламы» на сумских улицах. Решением №427 от 19 августа они разрешили ее размещение вместе с социальной рекламой еще шести учреждений и организаций. Согласно решению, реклама «СБС» направлена на – о, не удивляйтесь, пожалуйста! – «повышение культуры жителей города». Знали ли они о неоднозначном характере кампании «Студенческого братства» или голосовали за список? Член исполкома, общественник Александр ТАКУЛ утверждает, что о содержании рекламы знал только он. «Місто треба було струснути, образа іноді – це дуже добре. Дійсно, кампанія спрямована не на бидло, а на тих сумчан, які ніколи не роблять жодних зауважень своїм родичам, друзям чи знайомим, які поводять себе як бидло. Може, після цього щось зміниться. Так, відповідальність за це рішення лежить на мені», – заявил общественник. Закон о рекламе действительно не предусматривает какого-либо рассмотрения или согласования с городскими властями макетов изображений, которые в виде социальной рекламы появятся на улицах города. Однако ограничения на «шокирующую» рекламу в нем есть. В то же время, по словам главного архитектора Сум Владимира БЫКОВА, представление о том, чем именно собирается порадовать «Студенческое братство», он и члены исполкома имели.
Возможно, секрет такой мягкости кроется в том, что пафос «быдлорекламы» против вандалов перекликается с гневными тирадами мэра Геннадия Минаева, направленными против сумских вандалов после каждого из эксцессов. Слово «быдло» там присутствует. Дмитрий Тищенко какую–либо связь кампании его организации с мэром отрицает.
Ищем спонсоров
Как бы там ни было, социальная шок-кампания «Студенческого братства» будет продолжаться. Правда, сейчас, по словам Дмитрия Тищенко, у членов организации нет средств на ее продолжение. «До нас дзвонять небайдужі сумчани, яким сподобалася ця ідея. Пропонують профінансувати друк інших плакатів. Тому я впевнений, що необхідні кошти ми знайдемо», – радуется Дмитрий Тищенко. От собранной суммы в конечном счете будет зависеть, сколько еще плакатов со словом «быдло» появится на улицах Сум. В копилке «Студбратства» идей много – за предыдущие месяцы три добровольца-дизайнера «накреативили» их около 40.
Комментарий:
Юрий ПЯТАЧЕНКО, культуролог: «Реклама дійсно шокуюча. Слово «Суми» у ній відразу не сприймається – одразу впадає в око слово «бидло». У нього є декілька значень, у тому числі лайка, що означає «хам», «невіглас». Реклама розрахована саме на те, щоб вилаяти саме сумчан як жителів міста, бо у рекламі їх об’єднали саме за ознакою проживання у місті. Підкреслю, не вандалів, які ламають і нищать, а саме всіх сумчан. Це образа – автори перступили етичну межу. Вони викличуть відповідну і адекватну реакцію на свій вчинок, а ефект буде зворотній. Кожна людина, навіть упослідженіший жебрак, має право на гідність. Така реклама має реагувати на конкретний акт вандалізму, який до того ж відбувся нещодавно, а не узагальнювати. І взагалі соціальна реклама є третьорядною, якщо вона стосується сфери внутрішньої культури. Подібне сприймається як заборона, а на заборони звикли чхати».