На равных с грядущим
Александровская гимназия — старейшее учебное заведение Сум, традиции которого закладывались многими поколениями сумчан. Менялись времена и люди, а основного правила «учитель — главный человек в школе» — по-прежнему придерживаются все новые и новые гимназисты
Наверное, поэтому многие выпускники возвращаются в Александровскую гимназию, но уже преподавателями.
Один из ярких примеров преемственности поколений в Александровской гимназии — ее директор Виктор ГОНЧАРЕНКО. Закончив тогда еще школу №8, он поступил в Сумской педагогический институт и вскоре вернулся в «альма матер» как учитель физики. С тех пор 15 лет он неразрывно связан с любимой гимназией.
По словам Виктора Гончаренко, на его желание стать преподавателем повлияли два человека: Иосиф Яковлевич ЧЕРТКОВ и Ольга Яковлевна ГАРАНИНА. С первым он познакомился, когда в школе готовился к олимпиаде по математике. В институте встречи стали почти ежедневными. «Учитель-профессионал и ученый работал на кафедре математики в пединституте и жил неподалеку. Спектр его интересов был необычайно широк. Чертков был настолько великолепным лектором, что его хотелось слушать и слушать и хотя бы немного быть на него похожим», — рассказывает Виктор Гончаренко.
Ольга Гаранина стала не менее значимой личностью в судьбе будущего учителя физики и директора Александровской гимназии. Около десяти лет он танцевал в ансамбле бального танца «Силуэт», там же сделал первые педагогические шаги. «Технику работы с детской аудиторией я взял у Ольги Яковлевны. Свой учительский стаж тоже начал здесь. Сильный человек и талантливый педагог, она во многом предопределила мой выбор», — вспоминает он.
Золотой фонд
Директором Александровской гимназии Виктор Гончаренко стал в 2003 г., проработав здесь учителем физики десять лет. По его словам, тогда ему больше хотелось преподавать, чем быть главой педагогического коллектива. В то же время за последние пять лет работы под его руководством гимназия успешно продолжает свою деятельность и числится в лидерах среди учебных заведений области. Свежий пример — независимое внешнее тестирование, на котором ученики Александровской гимназии лучше всех в городе сдали два основных предмета — математику, украинский язык и литературу. По мнению Виктора Гончаренко, главные виновники высоких результатов «александровцев» — учителя, «золотым фондом» которых являются опытные преподаватели, проработавшие в стенах гимназии многие годы. Легендарных личностей много. Это и «англичане» Алла Васильевна ПИЛЬВИНСКАЯ, Лариса Васильевна НИКОНЕЦ, Светлана Алексеевна КУКСА, Любовь Петровна СОЛОХОВА, Клавдия Степановна СНЕЖКО и, конечно, Людмила Ивановна КОВАЛЕВА, стаж которой в стенах гимназии этом году составил 40 лет. Не одно поколение детей выпустили в свет учитель математики Анна Андреевна СУПРУН, учитель украинского языка и литературы Ольга Алексеевна ТОВСТУХА, историк Татьяна Андреевна КОНЦЕВАЯ, семейная пара учителей физкультуры Владимир Степанович и Галина Ивановна КОЗЫРЬ и, конечно, Александра Павловна ПЕТРЕНКО. «Несмотря на то что много учителей, стаж
которых более 25 лет, пенсионеров у нас нет — есть опытные сотрудники», — считает директор.
Двигаться дальше
По словам Виктора Гончаренко, сейчас учительских вакансий в школе нет — все преподаватели на своих местах. Грядущая смена поколений беспокоит директора, но он уверен в силах молодых учителей. «Есть поговорка: нет незаменимых людей — есть неповторимые. С этой точки зрения наш „золотой фонд“ заменить некем. В то же время формируется новое поколение учителей, которое будет не менее ярким», — уверен Виктор Гончаренко.
С каждым годом в гимназию приходит все больше молодых учителей. Как и прежде, большую их часть составляют выпускники гимназии. Им проще влиться в педагогический коллектив и адаптироваться после окончания вуза. «Молодым учителям я советую не бояться ошибок. Ошибки — наши лучшие учителя, но жить под их грузом нельзя. Память о них может похоронить учителя. Поэтому нужно зафиксировать выводы и двигаться дальше. Рядом — старшие коллеги», — считает директор.
На свои места
По мнению Виктора Гончаренко, быть учителем в наше время непросто. Несмотря на повышение зарплаты, цены растут значительно быстрее. Обижен учитель и в пенсионном обеспечении. Однако интерес общества к образованию, понимание его значения в последние годы заметно усилилились — увеличилось финансирование школ. Так, благодаря помощи мэра, горсовета и его исполкома, в этом году в гимназии проведен капитальный ремонт крыши, а сейчас начинается ремонт актового зала. Есть у гимназии и шефы — ЗАО «Технология», ЧП «Трансэкспедиция» и ЧП «Алмаз», которые, по мнению директора, достойно продолжают традиции известных сумских меценатов.
Интересные и здоровые изменения происходят и с нынешним поколением учеников. «Если еще десять лет назад дети хотели быть либо юристами либо экономистами, то сейчас их интересует весь спектр профессий. Детские мечты возвращаются, расставляя все по своим местам, а учитель, входя в аудиторию, продолжает на равных говорить с грядущим поколением», — говорит директор Александровской гимназии.
Педагогический портрет
На сегодняшний день в школах области преподают 12 тыс. 131 учителей, в дошкольных учреждениях работают 3 653 человека. 94% из них — женщины (такова и всеукраинская тенденция). Мужчины чаще всего преподают НВП, труды, физкультуру. В сельской местности работают 40% педагогов.
Молодежь, стаж работы которой не превышает трех лет, составляет всего 6,8 %, зато пенсионеров — 10,2%. 49,3% преподавателей имеют стаж более 20 лет. Средняя заработная плата педагога не зависит от того, в какой местности он работает, и составляет 1,5 тыс. грн.
Будущих педагогов на Сумщине готовят в Сумском и Глуховском педагогических университетах, Лебединском педучилище и Путивльском педколледже. С 15 июля к работе приступили около тысячи выпускников этих учреждений. Они будут учить детей в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Молодые педагоги без особого желания едут в сельскую местность, т. к. школы там в основном малокомплектные. Несмотря на это, в области есть районы, которые стопроцентно обеспечены кадрами, во многом за счет учителей-пенсионеров.
В 2008 г. Сумская область показала хороший результат в независимом тестировании — заняла пятое место по Украине, а это во многом заслуга не только тех, кто учится, но и тех, кто учит.
А учит кто?
Не секрет, что в школах преподают, в основном, женщины. Но оказывается, учительница учительнице рознь. Представительниц этой нелегкой профессии условно делят на четыре типа.
Немалый, но постоянно изменяющийся резерв кадров, — «вчерашние студентки». Чаще всего это учителя младших классов и преподаватели иностранных языков. Школа для них — промежуточный этап в карьере. Девушки надеются быстро переквалифицироваться в нянь, гувернанток или же собирают учеников для репетиторских занятий.
Второй тип — «работницы». Эти женщины 35–45 лет ходят в школу просто на работу. Их семьи чаще всего обеспечивают мужья. Педагогика для таких учителей — просто служебные обязанности. Они все выполняют в срок, но переживаний по поводу того, как заинтересовать юных воспитанников и повысить успеваемость, от них не дождетесь.
Третий тип, который до сих пор составляет костяк коллектива во многих школах, — «учителя советской закалки». Эти преподаватели либо близки к пенсионному возрасту, либо уже на пенсии. Дети их предметы изучают тщательно и систематически, но без особого энтузиазма.
И, наконец, четвертый тип «сеятелей мудрого, доброго, вечного» — «фанаты своей профессии». Это самая малая группа, но именно на них и держится система образования. Эти женщины вкладывают в свою работу частичку души, находят подход к каждому ребенку, прививают любовь к своему предмету и даже не жалуются на зарплаты.
В каждой из этих групп есть и «затесавшиеся» мужчины, но они настолько ассимилируются в коллективе, что выделять их в отдельный сегмент не имеет смысла.