Шеф анимации из Турции об украинских туристах, проституции и нелегком хлебе аниматоров
Женщины из турецких деревень считают рождение мальчика в семье высшим счастьем. «От девочек толку не будет. А мальчик вырастет и поедет на курорты работать аниматором», — надеются они.
Профессия аниматоров — людей, которые развлекают отдыхающих на курортах — известна в западных странах давно, но страны СНГ познакомились с ней всего несколько лет назад. Теперь все больше девчонок и парней из Украины отправляются в Турцию или Египет, чтобы развлекать заграничных гостей, загореть и весело провести время, а родители беспокоятся за их безопасность.
Шеф-аниматор сети отелей Majesty Club, а теперь — отелей Lіmak Lara в Турции, Эфган ДЮРАН приезжает в Сумы уже в четвертый раз. После того как Сумская область заключила договор о сотрудничестве с турецкой провинцией Мугла, отели стали приглашать к себе студентов СумГУ, СумГПУ и МАУП на языковую практику и работу аниматорами. Эфган приезжает в Сумы, чтобы лично познакомиться с будущими членами анимационной команды, пригласить танцоров и подучить русский язык.
От звонка до звонка
Рабочий день аниматора начинается утром. С 10.00 и до ужина ребята проводят спортивные игры с гостями: волейбол, водное поло, аэробика и т.д. и общаются с приезжими. Каждый вечер в отелях показывают развлекательные шоу или мюзиклы. С одной стороны, работа аниматора веселая, с другой — утомительная.
Попробуй провести день, постоянно улыбаясь и рассыпая шутками на разных языках, протанцевать в мюзикле до полуночи, потом поиграть в викторину с гостями, а после всего этого репетировать шоу на завтра. Аниматоры — это душа курорта, но в последнее время престиж этой профессии упал, считает Эфган. «Раньше аниматор должен был уметь все: знать несколько языков, играть на каком-нибудь инструменте, заниматься хотя бы одним видом спорта, танцевать, иметь актерские данные. Теперь большинство курортов покупают шоу — приезжают профессиональные танцевальные коллективы, китайские акробаты. Спортивные развлечения проводят спортсмены-профессионалы. У аниматоров остается все меньше обязанностей», — рассказывает он. В турецких вузах есть факультеты, которые готовят аниматоров.
Недавно такая специальность открылась и в СумГПУ. Возраст аниматора — от 18 до 25 лет. Потом нужно или становиться шефом или менять профессию. «Я люблю высказывание русских: каждые шесть лет человеку нужно что-то менять. Работу, жилье, жену… Иначе становится скучно», — смеется Эфган.
Отправляя своих детей работать в Турцию, сумские мамы часто беспокоятся, чтобы девочки не нашли себе приключение на одно место. По словам Эфгана, в его отелях молодежь работает исключительно в анимации, отношения с гостями не приветствуются. Шеф несет персональную ответственность, когда ребята выезжают за территорию отеля в выходные дни. «Мне известен случай, когда менеджер одного отеля организовал проституцию под прикрытием анимации. Он предложил шефу анимации 600 тыс. долларов в год вместо 400 тыс., чтобы он привез на пять девушек больше. Они работали не более часа в день, а все остальное время жили и развлекались в отеле как гости. Возможно, эта схема действует до сих пор, но только потому, что девушек это устраивает», — рассказывает он.
Анимация — это единственная сфера работы отеля, которая не получает прибыли, а только тратит. По словам Эфгана Дюрана, пятизвездочные отели и выше тратят порядка 400 тыс. долларов на содержание анимации, ведь без нее трудно представить курорт. «Поел три раза в день, полчаса поплавал, 40 минут хамама (турецкой бани. — r), отдохнул. Потом без анимации становится скучно. Если качество отеля не во всем отличное, анимация должна компенсировать недостатки хорошим настроением, вниманием, приятными воспоминаниями. Есть отели, в которые гости готовы возвращаться в 10-й и 20-й раз», — рассказывает наш герой.
Большая часть турецких отелей принадлежит строительным компаниям, основные активы которых — крупные предприятия: заводы, стадионы и т.д. Кроме этого, компании содержат еще газеты, телеканалы и отели — исключительно ради престижа. Доходная часть от отеля не превышает 10% прибыли корпорации.
Руссо туристо
Турки любят украинских туристов, несмотря на то что часто за границей мы ведем себя некультурно и злоупотребляем алкоголем. «На курортах так и нужно себя вести, — улыбается Эфган. — Вы не видели немцев на Майорке или в Испании — даже хуже. Более шумные, больше алкоголя. Немцы знают, как развлекать себя в отеле. Сейчас украинцы, русские и даже турки учатся, как нужно вести себя на курортах». По мнению шефа-аниматора, Турция скоро станет для славян вторым домом: «Украинцы и русские покупают у нас дома, приезжают по два-три раза в год, девушки выходят замуж…»
В турецкие отели часто заезжают знаменитые люди, звезды. В отель Belizia Majesty Club приезжала Руслана ЛЫЖИЧКО, в Limak Lara — участник «Евровидения» турок Седар ОРТАДЖ. «К нам могут приезжать известные люди из Польши, Франции, России, но дело в том, что мы не знаем их в лицо, — рассказывает Эфган. — Вот так сидит перед тобой помощник мэра Берлина в шортах и шлепанцах, а ты его развлекай!»