Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Эпоха супермаркетов

389

Невыдуманные истории о том, как растут цены, пока покупатель идет от прилавка к кассе

Людмила Порсова

На смену рынкам и базарчикам, ларькам и маленьким магазинам идут супермаркеты. Еще год-два, и эти ярко выраженные вторичные признаки европейской цивилизации займут доминирующее место в розничной торговле города. В Сумы приходят как крупные сетевики, так и не очень, однако предприимчивые сумчане и сами не прочь участвовать в этом прибыльном бизнесе и создают свои торговые сети.

Словом, конкуренция в этом секторе рынка ожидается высокая, что, конечно же, будет на руку покупателю. Но пока об этих светлых днях мечтать рано — сетевой бизнес в городе только набирает ход, и иногда от заграничного лоска мы можем наблюдать только ножки да рожки. Это касается и культуры обслуживания, и качества товара, и соответствия помещений магазинов, громко называемых супермаркетами, этому названию. То есть европейское качество некоторые владельцы магазинов видят и представляют себе весьма специфически — так сказать с учетом местного колорита.

Данный материал не является попыткой объять необъятное, т.е. представить читателю всю проблематику этого сектора розничной торговли, а она, поверьте, весьма серьезна. Нет смысла и в который раз спорить, что лучше — Центральный рынок или супермаркет на его месте. Здесь редакция, сотрудники которой на своем опыте неоднократно убеждались, что бдительными таки надо быть везде, а тем более при покупке товара, просто хочет предупредить читателя о возможных неприятностях, которые на поверку могут оказаться не такими уж и мелкими.

В супермаркет идите с калькулятором и сверяйте свою сумму за ваши покупки с данными кассового аппарата

Несоответствие цен, просроченные сроки годности продуктов — как же защитить себя и своих родных, если вы попали в такую ситуацию? Ответ можно дать в самом начале статьи: будьте внимательными, не оставайтесь равнодушными и письменно фиксируйте все нарушения, добиваясь восстановления справедливости. А теперь давайте немного прогуляемся по сумским супермаркетам: это весьма небезынтересно.

Акселерация

Электронная система обслуживания покупателей в супермаркетах, бесспорно, вещь удобная. Она облегчает работу продавцов и ускоряет процесс обслуживания покупателей. Но именно благодаря этому изобретению участились случаи несоответствия фактических и зафиксированных сканером кассира цен на товар. В большинстве супермаркетов это происходит чуть ли не каждый день. Возмущенные покупатели недоумевают, почему их обманывают. Они кладут в корзину товар, например, за 3,30 грн., а платят за него 3,62 грн.

Один из постоянных покупателей магазина «Эко-маркет» (ун-г «Киев», 1-й этаж) Вадим РУХЛОВ сталкивается с такой проблемой часто. Причем сумма, которая фигурирует в чеке, всегда оказывается больше стоимости товара на ценнике. Вадим привык реагировать на несоответствия и сопровождать все разборки записями в жалобной книге магазина. Представитель администрации лично извиняется и возвращает разницу. Как правило, Вадим отказывается от такого товара, объясняя это тем, что ему неприятно делать покупку, когда его обманули.

Однажды морепродукт, который Вадим положил в корзину, до момента расчета успел подорожать почти на 7,00 грн. «Я брал товар за 20,55 грн., а в кассе плачу 27,39 грн. Меня обманывают», — негодует покупатель. Администрация магазина это называет ошибкой, иногда — невнимательностью работников, отвечающих за изменения в ценниках. Обещает найти виновных и наказать.

В то же время директор магазина «Эко-маркет» Светланы ПЕДЬКО уверяет, что их компания следит за соответствием цен на товаре и в чеке. «Мы следим, чтобы покупатель не страдал от таких случаев. Ежедневно проверяем цены. Если находим несоответствия, наказываем виновных работников», — делится Светлана Педько. А покупателям она советует всегда обращаться в администрацию с указанием товаров, на которых выявлено несоответствие цены.

Что же происходит на самом деле? Почему мы иногда платим больше, чем рассчитывали? Подорожание морепродукта Вадиму Рухлову, например, объяснили тем, что центральный офис в г. Киеве, с которым сумской «Эко-маркет» находится в одной электронной сети, ввел новую цену. «Наши продавцы еще не успели поменять ценники. Виноватого в этом работника я оштрафовала», — отметила заместитель директора Раиса РАХМАТОЛЬ, лично возвращая покупателю деньги за товар.

Областной службе защиты прав потребителя знакомы такие случаи. Покупатели обращаются с жалобами, и каждый раз по конкретному заявлению делается проверка. «Действительно, в магазине „Эко-маркет“ цены регулирует Киев. Но в любом случае цена на товаре должна соответствовать его стоимости при расчете», — сообщила ведущий специалист областной службы защиты прав потребителя Виктория РЫЖКОВА. При несоответствии цен нарушается ст.15 Закона Украины о правах потребителя и требования п.11 «Правил розничной торговли продовольственными товарами». Эти правила утверждены Указом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины №185 от 11.07.2003 г.

Почти по Достоевскому

Если есть нарушение, должно быть и наказание за него. Но чтобы виновные официально были наказаны, служба прав потребителя должна осуществить проверку в магазине по заявлению пострадавшего покупателя. Не все, кто был непосредственным свидетелем подобного несоответствия цен в магазине, пишут такие заявления. Например, Вадим Рухлов ни разу этого не делал — ограничивался жалобами в книге отзывов. Скажем больше: мало кто и жалобы подобные пишет. Кому времени жаль, кто вообще не привык жаловаться.

Наш журналист, постоянно делающий покупки в уже упомянутом магазине «Эко-маркет», в подобной ситуации обратился с заявлением в областную службу защиты прав потребителя. Речь шла о разнице в цене двух позиций — сахара и яиц в лотке. Процедура реагирования службы предусматривает рассмотрение заявлений в течение одного месяца. Проверка была проведена, нарушения обнаружены. Правда, не в цене на сахар, а в стоимости яиц. Но если сотрудник «r» заметила разницу в пользу магазина, то при проверке эта разница была другой. А именно: цена на яйца коричневые «Ранкові» на ценнике 8,89 грн., в то время как фактическая цена 7,89 грн. И еще на двух наименованиях яиц подобное расхождение, которое не должно «обидеть» покупателя — заплатит меньше, чем собирался.

«Неважно, в какую сторону расхождение. Факт несоответствия цен есть нарушение», — комментирует Виктория Рыжкова, проводившая эту проверку. В присутствии директора магазина Светланы Педько и заведующей отделом Натальи ЛАЗАРЕНКО был составлен акт. В результате на магазин были наложены штрафные санкции в размере 255,00 грн. (85,00 грн. за каждую позицию, в которой найдены несоответствия цен). Светлана Лазаренко, как заведующая отделом, где найдены нарушения, заплатит штраф в сумме 50,00 грн.

Товар второй свежести

Как распознать просроченные продукты в сумских супермаркетах

Анастасия Мазур

Многие сумские супермаркеты, подобно буфетчику из романа «Мастер и Маргарита», выставляют на прилавки товар «второй свежести». Мы поддерживаем точку зрения Кота Бегемота — персонажа из того же романа, который утверждал, что «свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!». Чтобы избежать покупки этих самых тухлых продуктов в супермаркетах, нужно знать несколько основных способов подделки даты изготовления товаров. В период с конца марта по середину апреля журналисты «r» проводили контрольные закупки в супермаркетах «Эко» (ул. Ковпака,11 и ул. Кооперативная,1), «Шара» и «Билла». О результатах наших исследований свидетельствуют упаковки продуктов и чеки, подтверждающие покупки.

Колбасня

Колбасные изделия лучше всего покупать в супермаркетах в открытых местах, там где колбасы висят на крючках, а не лежат за стеклом на прилавке. В этом случае у покупателя больше шансов купить свежий товар. Под колбасами, которые висят на крючках, обычно есть прилавки, на которых лежат другие колбасные изделия.

Почему-то испорченные товары чаще всего попадаются там. «Обращайте внимание на ценник на товаре. Там всегда должна быть указана дата упаковки товара и срок употребления. Дата упаковки не всегда совпадает с датой изготовления», — рассказывает наш консультант Леонид Р., который несколько лет проработал заведующим колбасным складом. По его словам, иногда в супермаркетах поверх первоначальных ценников наклеивают новые — с новой датой упаковки и употребления. В таких случаях старый ценник иногда неаккуратно снимают или же неумело заклеивают его новым — он может выглядывать. Но самый верный признак, который подскажет, когда на самом деле изготовили колбасу, — это металлическая пломба на обоих концах продукта. Большинство заводов ставят на пломбе оттиск даты изготовления — день и месяц. Очень часто эта дата не совпадает с той, которая обозначена на ценнике. Стоит отметить, что продукция не всех заводов имеет даты на пломбах. Например, на колбасах Кременчугского мясокомбината вместо даты стоят какие-то черточки. Но все же сверка даты на пломбе и на ценнике — самый верный способ распознать просроченный товар. То же самое касается паштетов, сыров и других продуктов в колбасной упаковке.

Консервы-пресервы

Часто в сумских супермаркетах можно найти селедку в круглых упаковках, свежесть которой вызывает сомнения. «Это касается недорогих пресервов. Марки посолидней не позволяют этого делать», — рассказывает наш консультант. На обратной стороне упаковки с селедкой иногда есть маленькие наклейки, на которых указана якобы дата изготовления. Эти наклейки, как правило, клеят сами сотрудники супермаркетов. Их легко снять и наклеить новую. Помните: кроме даты изготовления на упаковке должен быть указан и номер партии. «Бывает, что супермаркеты договариваются с поставщиками — ставят на старых продуктах номер партии нового завоза. В таких случаях доказать, что продукты старые, сложно, но возможно. Проблема в том, что за это никто не берется», — считает Леонид.

Стоит ли упоминать, что не стоит покупать продукты, упаковки которых вздулись, или на которых отсутствует дата изготовления. Эти же правила касаются и молочной продукции. При покупке глазированных сырков обращайте внимание на внутреннюю сторону спайки на упаковке — иногда заводская дата изготовления стоит там.

Несладкие конфеты

Подделанные даты изготовления конфет и соков находим во всех супермаркетах. Однако если перебитые даты на соках — вина исключительно сотрудников магазинов, то в махинациях с конфетами виноваты и поставщики.

Чтобы распознать просроченные конфеты, внимательно осмотрите упаковку. Нужно провести пальцем по дате изготовления. Если чувствуется, что дата поставлена не на коробке, а на наклейке, то это стопроцентная подделка. И пусть вас не смущает целлофановая упаковка на коробке — поставщики сладостей научились ее восстанавливать. По словам Леонида, есть специальный аппарат, напоминающий утюг с гладильной доской, он есть почти у каждого сумского поставщика сладостей.

Когда на коробке изменена дата изготовления, ее обматывают пленкой, концы запаивают, а после коробку просушивают феном, из-за чего пленка стягивается. Таких конфет в супермаркетах полно! Их легко отличить по неровным спайкам целлофана.

Даты изготовления на соках стирают ацетоном. Вместо настоящих данных в супермаркетах даты проставляют наборными печатями. Чаще всего подделки мы замечали на соках Одесского консервного завода. Настоящая дата отличается от «вторичной» — заводские даты аккуратные, они состоят как будто из точечек, а поддельные даты, очевидно, проставлены синими печатями. Чтобы удостовериться, сравните даты изготовления на нескольких пакетах одной и той же фирмы.

Руководство супермаркетов отрицает то, что даты изготовления подделываются. По их мнению, приведенные выше факты еще не являются доказательством того, что продукты испорчены. Что касается разницы в печатях на соках, в супермаркете «Билла» нам ответили, что, «возможно, на заводе есть несколько линий и каждая из них имеет собственные печати». Комментариев руководства супермаркета «Эко» получить не удалось.

Заведующая отделом гигиены питания городской СЭС Нина НАДТОЧЕЙ сообщила, что санстанция проводит проверку супермаркетов ежеквартально. По результатам проверки были обнаружены продукты с истекшим сроком реализации, они были сняты с продажи. С фактами подделки дат изготовления специалисты не сталкивались: «Чтобы доказать, что срок реализации продукта истек, необходимо проверять документы. Разбираться нужно по каждому случаю отдельно».