Референдум за деньги
Инициаторы плебисцита платят по 0,50 грн. за подпись
Срок сбора подписей за проведение референдума по отставке мэра и горсовета истекает 29 января.
Сообщения и звонки читателей о якобы нарушениях при проведении процедуры подтолкнули нас к проверке процесса личным опытом.
Техническая сторона вопроса
Сотрудница «r» Людмила обратилась в пункт сбора подписей — общество «Просвіта» по адресу: Красная площадь, 6. Она представилась сторонницей «Просвіти» и предложила свою помощь в сборе подписей. Один из членов общества записал ее имя и телефон и направил к депутату горсовета Виктору ЧЕРНЯКУ, одному из инициаторов референдума. Людмиле выдали несколько подписных листов и объяснили, что графы «ФИО», «дата подписания» и «личная подпись» сумчане заполняют самостоятельно.
Графы с указанием номера и серии паспорта, даты рождения и адреса имеет право заполнять только член инициативной группы, поэтому Людмила должна оставить их пустыми. Ей дали еще один бланк, якобы черновик, в который она перепишет вышеуказанные данные тех, кто будет ставить подписи. После этого подписные бланки и черновики нужно предоставить в «Просвіту», где уже член инициативной группы перепишет данные своей рукой в «чистовик». Девушка поинтересовалась оплатой за работу, на что ей ответили, что сбор подписей, в общем-то, не оплачивается, но за то, что «помощники» тратятся на проезд, за каждую подпись им дают по 0,50 грн.
Экспериментальным путем
В редакции «r» был экспериментально заполнен один подписной лист с двадцатью фамилиями «от фонаря». Тем не менее в «Просвіті» Виктор Черняк подписной лист принял, более того, дал Людмиле 10 грн. (0,50 грн. за подпись) и предложил поработать еще, порадовав, что теперь расценки удвоились — каждая новая подпись оценивается в 1 грн.
Однако сумма в итоге получается круглая. Виктор Черняк заявлял, что они планируют собрать 30 тыс. подписей, т.е. это может стоить 15 тыс. грн. минимум, не считая других затрат. Откуда такие деньги у общественников, интересно? Кроме того, еще один любопытный факт: в процессе активное участие принимают деятели из «Просвіти».
Благородный Черняк
В интервью Виктор Черняк заявил, что количество собранных подписей они держат в секрете, чтобы народ не расслаблялся, но прогнозы весьма оптимистичны. На вопрос, только ли зарегистрированные члены инициативной группы собирают подписи, он ответил следующее: «Подписи собирают члены инициативной группы, иногда с помощниками. Ведь бывает неудобно самому ходить. Вообще, закон говорит, что инициативная группа организовывает и собирает подписи. Если подходить формально, мы можем собирать их, не выходя из кабинета». Далее разговор приводим дословно.
[q]r: Правда, что вы платите за сбор подписей? [/q]
В.Ч.: Я не знаю, кто кому платит. Мы работаем абсолютно бесплатно. Тяжело, партии приучили людей, что нужно платить, а наши все сидят на энтузиазме. Наша задача — проверить закон. Не платим — у нас просто нет денег!
[q]r: Нам сообщили, что в общежитии по ул. Декабристов за подписи обещали помочь в разрешении судебных дел. [/q]
В.Ч.: Как член инициативной группы может обещать такое? Разве он может чем-то помочь? Я вот, как депутат, запросы пишу, а мне ответы не дают. А с другой стороны — хорошо, если он пообещал и обещание сдержит. Если он надеется, что мы сможем создать нормальную власть, то сможем и помочь в суде!
После интервью журналист «r» сообщил Виктору Черняку, что газета проверила процедуру сбора подписей, и вернул депутату 10 грн. Журналист предложил депутату найти подписной лист, в который внесены несуществующие люди, чтобы избежать недоразумений во время проверки подписей исполкомом, но Черняк отказался — мол, потом сами все проверим по компьютеру.
Ситуацию со сбором подписей прокомментировал депутат горсовета, экс-глава комиссии по законности Дмитрий ЛУКЬЯНЕЦ: «Категорических оснований для обжалования списков сейчас нет. С другой стороны, это дает повод для сомнений в правильности процедуры сбора подписей. Было бы противоправным, если бы за подписи платили тем, кто их ставит. Плата сборщику подписей может расцениваться как оплата труда. Стоит обратить внимание на то, что член инициативной группы не присутствует при сборе подписей. Решающим фактором будет то, как эти подписи будут проверяться. Все проверить невозможно, но если накопится определенное количество фальсификата, их признают недействительными».