Нужны ли театры в провинции, или «Унылая пора…»?
Не посторонним себя смею назвать по ряду причин. Во-первых, многие годы занимаюсь профессиональным театром. Во-вторых, «угораздило» получить режиссерское образование в ГИТИСе (г. Москва, мастерская А. Васильева).
В-третьих, сумчанам известен по театральным постановкам: «Верона», «Цианистый калий…», «Тристан и Изольда», «Вишневый сад», «Зрителям смотреть запрещается!», «За двумя зайцами», «Дорогая Памела», «Любовники» и др. Мы с вами хорошо знакомы.
Театры безликие, бездарные, полупрофессиональные не нужны ни государству, ни людям! К сожалению, таких в провинции (и не только) предостаточно. Театр не несущий свое Высокое Назначение, вреден и опасен, как плохой врач или учитель, потому что он льет воду на мельницу духовной деградации людей. Подрывает веру в Прекрасное и дискредитирует театральное искусство вообще!
Роль театра в монотонной, пресной и обделенной культурными событиями жизни провинциального города переоценить трудно. И спрос с него особый. Репертуар — это основа, визитная карточка и, самое главное, уровень уважения или неуважения к зрителям, без которых любой театр просто не нужен. В Сумах три театра. Это не арифметическая ошибка, т.к. театр им. М. Щепкина — это театр «два в одном» — драмы + музкомедии. Кому-то в начале 80-х пришло в голову провести антинаучный эксперимент: соединить несоединимые театральные жанры — драму (высший) и оперетту (низший). И на протяжении многих-многих лет именно «музкомедия» являет собой миф, подмену! По простой и хронической причине отсутствия профессиональных кадров в полном объеме и соответствующей квалификации.
Может быть, пришло время областной власти как собственнику театров захотеть качественно изменить театральное дело в Сумах и провести эксперимент? Создать один мощный театр с двумя площадками (в Симферополе у Русского театра — 7), создать модель, позволяющую актерам получать достойную зарплату. Построить несколько квартир (или домик) для специалистов, отремонтировать театральные здания. Посчитать и захотеть. Ведь не от хорошей жизни театры превращаются в зоопарки, дискотеки, выставочные залы…
У театра должен быть особый воздух и аура. Раньше не продавали в театральных буфетах ни водку, ни пиво, ни жареные пирожки… Потому что есть запахи не-при-лич-ные для театра.
В заключение небольшой тест. Комфортно ли вам в холодном (душном) зрительном зале? Уютно ли вам в пустом зале? Включаете ли вы в культурную программу для ваших гостей посещение театра? Гордитесь ли вы своими театрами? Если вы ответили на все вопросы утвердительно, тогда мои заметки действительно бесполезные.