Маршрутками по тарифу
Стоимость проезда в маршрутных такси хотят поднять до 1,50 грн.
В маршрутных такси появились объявления о том, что с 1 ноября проезд подорожает до 1,50 грн.
Исполком Сумского горсовета не утверждал новые тарифы перевозчикам, но они считают свои требования законными и обещают самовольно изменить стоимость проезда, ведь все расчёты показывают убыточность работы в сегодняшних условиях. Мэр города Геннадий МИНАЕВ заявил, что с 1 ноября проезд не подорожает, а «вот с 11-го, может быть». По его словам, это будет решаться на исполкоме и сессии.
Перевозчики не хотят идти на конфликт ни с людьми, ни с властью. Они заявляют о своей радикальной позиции, чтобы ускорить повышение стоимости проезда, но до последнего надеются на законное и официальное разрешение проблемы. В противном случае есть обращение о силовом повышении проезда, которое подписали бригадиры абсолютно всех маршрутов. Мэрия может попытаться разорвать договор на перевозки с теми предпринимателями, которые с 1 ноября повысят стоимость проезда, но перевозчики будут оспаривать такие действия в суде.
По мнению предпринимателя Геннадия ГРЫЗОДУБА, при разрыве договоров и объявлении нового конкурса на маршруты найдутся те, кто захочет работать с тарифом 1 грн.: «Это люди, которые готовы изощряться и где-то не платить: за стоянку, зарплату водителям и т.д. С соблюдением всех норм выдержать такой тариф невозможно».
Хочешь — не хочешь…
Перевозчики впервые подали свои документы на согласование в исполком в мае этого года. 16 августа и.о. заместителя мэра Олег СУХОНОС ответил им, что согласно договору тариф составляет 1 грн. до 2011 г. В предоставленном журналистам договоре такой нормы нет.
Повышение стоимости проезда аргументируют подорожанием топлива, запчастей, увеличением всех затрат перевозчиков. По их расчётам, цену нужно повысить для «Газелей» до 1,82 грн., а для «Дельфинов» до 2,50 грн., но они согласны и на 1,50 грн.
«В Законе чётко указано, что цену на проезд определяет перевозчик. Если расчёты верны, то исполком не имеет права их не согласовывать. Мы предлагали повышать стоимость проезда поэтапно, рассматривали все варианты дифференцированного повышения: на разное расстояние, после 20.00 и т.д., но ничего так и не решилось. Причина постоянно была одна — выборы. Но терпеть уже больше невозможно, многие в убытке», — объясняет председатель Союза перевозчиков г. Сумы Александр ЗАПОРОЖЕЦ.
Он отметил, что сейчас также не хотелось бы повышением проезда «завалить» мэра Геннадия МИНАЕВА, но он здесь ни при чём.
Лучше для всех
Маршрутчики считают, что благодаря повышению проезда улучшится и качество услуг: быстрее будут обновлять автобусный парк, появятся средства на то, чтобы приводить машины в порядок, ведь сейчас на этом экономят.
«Такими темпами мы возвращаемся к „Газелям“. Большие машины невыгодно содержать. В то время как другие города улучшают условия, мы думаем о том, как выжить. В этом смысле мы уже отстаём даже от пригорода!» — комментирует представитель Сумской городской ассоциации перевозчиков Игорь ПЕРЕПЕКА.
По его словам, сравнения по стоимости проезда с другими областными центрами не всегда корректны: во многих городах за перевозку льготных категорий населения горсовет компенсирует перевозчикам до 3 тыс. грн. на одну «Газель»; в Полтаве, где стоимость проезда — 75 коп., устройство маршрутов радиальное, а не диаметральное, как у нас. Это значит, что все маршрутки едут с окраин в центр. Наши перевозчики согласны сохранить стоимость проезда в 1 грн., если маршруты «разобьют» пополам — только до центра.
Предприниматели выступают за изменение подхода к транспортному конкурсу: перевозчик должен получать не место на маршруте, а целый маршрут, а то и направление, чтобы вместе с городской властью определять, сколько туда нужно автобусов большой вместимости, а сколько маршруток. Они соглашаются, что сейчас при повышении стоимости проезда людям будет некуда «пересесть» — автобусы и троллейбусы практически не ходят.