“Сумыжилье”. Дело №1
Часть 1. История создания монстра: конкурс с нарушениями, заведомый монополизм, повышение тарифов, загадочные подрядчики
Сейчас коммунальный ЖЭК “Сумыжилье” проверяют депутатская комиссия, комиссия УЖКХ и прокуратура. Такой пристальный интерес со стороны депутатов и контролирующих органов к самому большому обслуживающему предприятию г. Сумы возник не на ровном месте. Все чаще начинают задавать вопросы потребители и, не получив вразумительных ответов от властей, обращаются в прокуратуру; жалуются общественные организации, изучающие этот вопрос; требуют проверки и открытия уголовных дел Государственная финансовая инспекция и Антимонопольный комитет. За менее чем два года это коммунальное предприятие успело стать притчей во языцех всего города. Но это только одна сторона медали. Вторая сторона выглядит еще более неприглядно: а кому конкретно выгодно было создание этого коммунального монстра? Может, потребителям, ибо обслуживание домов стало лучше? Весьма сомнительно, судя по реакции населения Сум. Властям? Ну, они точно политических дивидендов не получили, скорее, круто наоборот. Тогда кому? Существует ли в сумском исполкоме такая группа людей, которая, пользуясь своими властными полномочиями, продумала и организовала коммунальное предприятие, которое стало для них средством личного обогащения? Если да, то кто эти люди, кто наживается на нуждах и деньгах горожан? Как их фамилии и можем ли мы предъявить доказательства?
Поиску ответов на эти вопросы мы посвятили наше журналистское расследование, начало которого – в этом номере. Скажем сразу: оно будет долгим и громким, и если у кого-то возникнет желание помочь, то мы готовы к сотрудничеству.
Как все начиналось
Прошло полтора года с того момента как 27 апреля 2011 г. Сумской горсовет принял решение № 410-МР о создании нового комунального предприятия и на жилищно-коммунальном горизонте г. Сумы появилось КП «Сумыжилье». Сумской народ, измученный нерадивостью частных ЖЭКов, задышал оптимизмом, однако мало кто задумался над простым вопросом: а чем, собственно, конкретно, кроме вдвое больших тарифов на обслуживание, коммунальный ЖЭК для потребителя будет отличаться от частного? Можно ли вообще доверять городским властям? Разве городские власти хоть раз давали горожанам повод убедиться в своей эффективности? Но проблемы с частными ЖЭКами настолько замучили сумчан, что они были согласны на перемены, практически не задумываясь над тем, что в треугольнике «клиент (потребитель) – заказчик-контролер (городские власти) – исполнитель (ЖЭК) при создании огромного коммунального предприятия, «положившего» под себя практически весь жилой фонд города, их ситуация только ухудшилась. По одной простой причине – теперь заказчик-контролер и исполнитель работ слились в одном интересе, и необходимость договариваться с кем-то третьим отпала. Вообще. Напрочь. Даже с потребителем.
Характерно, что большинство сумчан в ожидании «покращення» от идеологов проекта – мэра г. Сумы Геннадия МИНАЕВА и начальника УЖКХ г. Сумы Ярослава КУЦА – покорно смирились практически с двукратным повышением тарифов на обслуживание. Однако не все. «С 2009 г. мы занимаемся тарифами в ЖКХ. Мы – это инициативная группа простых жильцов, которым было не безразлично, что нас обманывают за наши же деньги», – говорит активист Наталья ЯКИМЕЦ, глава домового комитета дома №5 по ул. Харьковской, экономист по образованию. Этой группе людей поначалу негде было собираться – встречались, где могли, разрабатывали предложения для управления ЖКХ и мэра Геннадия Минаева, словом, верили в лучшее, верили городской власти и определенно надеялись быть услышанными. Но идеи этих активных сумчан постигла та же участь, что и идеи других инициативных горожан, наивно полагающих, что городская власть действительно ставит целью что-то там улучшить в жизни города.
«Главная наша цель была тогда – составление договора на основе Типового для частных ЖЭКов. Общими усилиями мы его создали и сразу же отправили в управление ЖКХ, в горсовет, депутатам. Месяцами документ лежал во всех инстанциях, в конце концов нам пришли отписки, что он не соответствует Типовому, хотя это неправда. Мы даже обсуждали это с Козловым (заместитель начальника управления ЖКХ в 2009 г. – прим. ред.). Потом появилась жилищно-куммунальная инспекция. Мы приглашали ее к себе в дома, чтобы специалисты на местах сделали проверку. Оказалось, наши ЖЭКи абсолютно не справлялись со своими обязанностями, а значит, пора говорить им «до свидания». Все результаты проверок были направлены Минаеву. Минаев тогда абсолютно не реагировал – до определенного момента работа старых ЖЭКов его устраивала», – рассказывают Наталья Якимец и еще один участник этой борьбы Виктор КЛИСЕНКО. Однако пришло время, и мэр заявил, что ЖЭКи работают действительно плохо, надо создавать большой коммунальный ЖЭК. «Как только зашла речь о конкурсе и о приходе нового обслуживающего предприятия, мы с Виктором Павловичем отдельно подали заявления, что хотим быть членами конкурсной комиссии. Нам отказали. К кому мы тогда только не ходили: к Войтенко ходили, разговаривали с помощником Деркача. Нас послушали, но ответа не дали, в комиссию так и не пустили», – вспоминает Наталья Якимец. «Но мы продолжали настаивать, чтобы нас взяли, – говорит Виктор Клисенко. – Нам ответили: в комиссии, мол, уже есть два представителя общественности. Мы задали встречный, вполне логичный вопрос: почему не мы? Ответа не дождались».
В итоге конкурсная комиссия стала полностью депутатской, а для горожан, которые хотели принимать участие в заседании, даже места в зале не нашлось – желающие простояли у дверей около пяти часов. Так власть в очередной раз показала людям их место. Точнее, где она видит место горожан – за дверями, даже не на коврике. Это было первое, но далеко не последнее нарушение организации и проведения этого конкурса. На тот момент еще действовало Постановление №529, где есть положение об общественных слушаниях, однако их почему-то никто их не проводил…
По результатам конкурса победителем стало коммунальное предприятие «Сумыжилье» – гигантский ЖЭК, которому в одночасье передали на баланс практически весь жилфонд, принадлежащий городу, – 998 домов (85%). Частные ЖЭКи, которые хоть и в меньшинстве, но остались в городе, отодвинули на второй план, оставив им, как кость, обслуживание кооперативных домов или переведя на узкую специализацию. Некоторые просто перестали существовать. Теперь о них вспоминают, как о старых милых удобных домашних тапочках, которые, хоть и в дырках, но всегда под рукой…
По поводу многочисленных нарушений при процедуре создания КП “Сумыжилье” на имя прокурора Сумской обл. Сергея ЛЕНСКОГО 07.11.2011 г. одним из сумских адвокатов была направлена жалоба: “КП “Сумижитло” СМР є штучно створеним в порушення вимог ст. 12, ст.13, ст.15 ЗУ “Про захист економічної конкуренції…”, діяльність якого, як монополіста на ринку надання споживачам комунальних послуг, не контролюється регіональним відділенням Антимонопольного комітету. Посадові особи КП “Сумижитло” СМР власну діяльність як монополіста не поспішають врегульовувати у відповідності до вимог ст.12, 13, 25,26 ЗУ “Про захист економічної конкуренції… Прокуратура м. Суми в порядку надзору не здійснила жодного реагування, по-перше, по факту винесення незаконного рішення про створення Сумською міською радою монополіста КП “Сумижитло” СМР та рішення про виділення йому бюджетного фінансування (громади м. Суми в розмірі 3,4 млн грн.), що порушує вимоги ст. 15 ЗУ “Про захист економічної конкуренції”… В порушення законодавства рішенням Сумської міської ради від 25 червня 2011 р. №418 про створення КП “Сумижитло” СМР та забезпечення його діяльності було позбавлено громаду м. Суми – споживачів права вільного вибору іншого надавача (постачальника) комунальних послуг…”
“Панорама” подготовила запросы в прокуратуру Сумской области на получение информации о результатах прокурорского реагирования на высшеизложеное обращение. Результаты напечатаем в следующей части нашего расследования.
Каждому свое, а людям – плати
Первые иллюзии относительно КП «Сумыжилье» развеялись через пару месяцев.Громким звоночком этому послужили новые тарифы и не изменившееся (в лучшем случае!) качество работы ЖЭКа. В отчете предприятия о работе, проведенной за восемь месяцев, который был размещен на Муниципальном информационном портале, указано следующее: «Нагадуємо, що тариф, який запропонувало КП «Сумижитло», був найнижчим у конкурсі на визначення поставщика послуг і становив для одноповерхових будинків 0,277 грн., для двоповерхових – 1,435 грн., для трьохповерхових – 1,428 грн., для чотирьохповерхових – 1,428 грн., для 5-, 9-, 10-,12-, 14-, 15-, 16-поверхових – 1,49 грн. за м кв. площі будинків».
Но почему-то в этом отчете не указано, что тарифы, которые применило КП «Сумыжилье» с 1.06.2011 г. при расчетах с жильцами одно-пятиэтажных домов, превышают норму аналогичных тарифов, которые применялись предыдущими исполнителями услуг, в несколько раз. Жильцы вышеуказанных домов с приходом «СЖ» вынуждены платить 1,49 грн./кв. м при том, что предыдущим поставщикам услуг они платили 0,5–1,23 грн./кв.м. Разница – ни много ни мало – от 16 до 187%! Такой скачок цен определенно должен подразумевать улучшение качества услуг и иметь реальную подоплеку, потому как ни в одном законе не может быть написано, что человек должен оплачивать услуги, которые ему не оказывают. Но кому это, собственно, указ?
Поначалу о новшествах «Сумыжилья» трубили на каждом углу, то и дело отчитывались об открытых колл-центрах, проведенной работе, о том, как новаторски построена работа. Но когда предприятие проводит политику открытости, его дела должны быть в полном порядке. А так наблюдательные люди начали замечать явные нестыковки.
Для начала давайте разберемся, что же представляет собой «Сумыжилье» как предприятие. На момент первого отчета о деятельности (март 2012 г.) штат КП «Сумыжилье» – это 35 человек административного персонала и 127 человек общепроизводственного персонала. Всего – 162 работника (бухгалтерия, планово-экономический отдел, юридический отдел, отдел надзора за эксплуатацией газового и лифтового хозяйства, коммерческий отдел и отдел кадров, а также колл-центры) плюс сантехники, газосварщики и дворники. Все заявки, которые поступают в колл-центры, передают для выполнения подрядчикам.
Сначала «Сумыжилье» активно отчитывалось о проведенной работу. Так в последнем большом отчете указанно, что за период с 01.07.2011 г. по 29.02.2012 г. коммунальное предприятие насчитало потребителям плату в размере 30 359 542,08 грн. (см. табл.) Около 3 млн грн. ушло на зарплаты. А остальные? Их «списали» на перерасчеты. Однако люди сейчас этому не очень уж верят. Впрочем, больше предприятие такими отчетами население не баловало.
В КП «Сумыжилье» достаточно быстро перестали обращать внимание на нестыковки и стали насчитывать потребителям плату без использования реальных исходящих данных, которые должны быть внесены в технические паспорта. Однако технических паспортов у большинства домов нет (или предыдущие ЖЭКи их просто не передали из вредности и желания насолить), а значит, КП не имело необходимой информации. Как же насчитывали тарифы? А вот так и насчитывали: вне зависимости от выполненных или невыполненных работ – плати!
Таким образом, сумчане попали в коммунальную кабалу. И если раньше на те же частные ЖЭКи можно было найти управу при помощи жалоб городским властям, то теперь городским властям можно жаловаться на… действия городских властей. Административная коллегия Сумского областного территориального отделения Антимонопольного комитета все вышеизложенные действия квалифицировала как нарушение Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Решением Антимонопольного комитета Сумской области от 28.12.2011 г. на КП «Сумыжилье» наложен штраф в размере 15 тыс. грн. Хорошо? Вряд ли! Ведь, по сути, оштрафовали не кого иного, как самих жителей г. Сумы, ведь «Сумыжилье» – предприятие, напомним, коммунальное, т.е. его учредитель – громада г. Сумы. Но документ Антимонопольного комитета дал нам очень интересный факт: доход КП «Сумыжилье» от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за 9 месяцев 2011 г. составил всего 4 930 грн. Как же так, столь солидная структура – и такой смешной доход?! Где же наши деньги?
Ответ прост: КП «Сумыжилье» на тот период самостоятельно выполняло только обслуживание мест общего пользования и подвальных помещений, а также подкачку воды. На все остальные виды услуг были подписаны договора с подрядчиками. Другими словами, деньги людей ушли на сторону. Но о том, кто выкачивал деньги из Сум, предприятия из каких городов Украины выполняли работы для «СЖ», мы поговорим позже. Но есть, конечно же, и свои ребята, местные.
О, счастливчики!
С июля по сентябрь 2011 г. работы по освещению проводились ООО «Житло Сервіс Комфорт». Уборку придомовых территорий, лестничных клеток, подвалов, технических этажей и кровель осуществлял еще один подрядчик – «Суми житло комфорт». Согласно Типовым нормам, норма уборки для дворника составляет 5000 м кв., для уборщика лестничных клеток – 840 м кв. Соответственно, КП «Сумыжилье», согласно договору коммунального заказа, требовалось 180 дворников и 158 уборщиков (без учета одно- и двухэтажных домов, которым не предоставляются вышеуказанные услуги). Однако на 01.07. 2011 г. штат «Суми житло комфорту» составлял 179 работников: дворников – 120, операторов уборки – 9, уборщков – 0. Все расчеты уборщиков проведены на основе данных, которые «Сумижилье» внесло в… усредненные показатели технических характеристик домов. Однако есть большое «но»: как уже говорилось, на момент проведения ревизии в «СЖ» не имелось технических паспортов на все дома. Таким образом, проверить эти расчеты никак нельзя. Вот ведь незадача! По-видимому, чтобы решить проблему недостающего количества работников, «Суми житло комфорт» подписал договор субподряда с ООО «Майстер Комфорту», ФОП Резник Д.О. и ФОП Тимошенко С.В. по уборке и вывозу мусора и опавших листьев. И все бы ничего, если бы ООО «Майстер Комфорту» не было уже подрядчиком самого «Сумыжилья». Запутанная история, однако круг замкнулся. Хотя, возможно, этот «Майстер Комфорту» – большая фирма, которая может себе позволить одновременно быть подрядчиком «Сумыжилья» и субподрядчиком «Суми житло комфорту», которому не хватает штата, чтобы обслуживать «Сумыжилье»?! Мы отправили запрос в «Майстер Комфорту» и получили ответ: официальный штат фирмы составляет 48 человек.
Занимательно, но некоторые из подрядных организаций, согласно Единому государственному реестру юридических и физических лиц-прелдпринимателей, были созданы практически одновременно с КП “Сумыжилье”, например, ООО «Суми Сервіс Комфорт» – 29.04. 2011 г., ООО “Суми житло комфорт” зарегистрировано 27.05.2011 г., “Майстер комфорту” – 12.09.2011 г. Как будто специально…
Так сколько же платить?
Не менее интересная ситуация и с лифтовым хозяйством. Здесь – больше в тарифном плане. Проследить необоснованность тарифов сложно, но можно.
Итак, тариф «СЖ» на обслуживание лифтов и систем диспетчеризации в 2011 г. для потребителей составлял 0,35 грн. за 1 м кв. и определялся согласно калькуляции подрядчика. Однако в договорах, которые «Сумыжилье» заключило с ЧП «Вертикаль-1» и ПРБП «Рембуд», фигурирует уже другая цена: 0,28 грн. за 1 м кв. (информация Антимонопольного комитета). Разница – 0,07 грн./м кв (около 20%). Куда уходят честно уплаченные потребителями деньги? Да просто эти 7 коп. «СЖ» забирает себе! За здорово живешь, на ровном месте!
В свое время мэр Геннадий Минаев вывел обслуживание лифтов из тарифа. Основная причина – ЖЭКи не перечисляют деньги обслуживающим организациям. Тогда он говорил о том, как хорошо работают лифтовики. 1 июля 2011 г. КП «Сумыжилье» вышло на рынок. До сентября людям продолжали поступать платежки от старых ЖЭКов, и от «Сумыжилья». Как оказалось, они не составили договора на обслуживание лифтов. В январе 2012 г. Наталья Якимец вместе с помощником народного депутата Дианой РОХМАНОВОЙ пошли в «Сумыжилье». Диана Игоревна имела право поднять договора (по-другому их бы никто не предоставил). Оказалось, что тариф, указанный в договоре с «Рембудом», действующий по сегодняшний день, там еще больше увеличили – добавили обслуживание систем диспетчеризации, и сумма составила уже 0,37 грн. Во как! Здесь есть один нюанс: для того чтобы установить тариф на обслуживание лифтов, нужны выводы ценовой инспекции. На услуги по обслуживанию жилья, придомовой территории эти выводы не нужны, а вот на обслуживание лифтов (приказ № 67 Минэкономики Украины) и их составляющие они обязательны. Представители КП вступили в полемику – такого министерства уже нет. Да, действительно, это так, однако существует Указ Президента № 134/12, где четко написано, что Минэкономразвития является правонаследником, и все документы, которые принимались предыдущим органом, не отменены и остаются в силе. К тому же тариф для «Рембуда» утвержден в 2009 г. на 0,35 грн. Он тогда устанавливался временно, также без выводов соответствующей ценовой комиссии, с последующим их предоставлением. И где они?
Однако с того времени все могло существенно измениться – и подрядчики, и договора, и количество работников. Желая получить эту информацию, «r» отправила КП «Сумыжилье» соответствующий запрос. Предприятие, ссылаясь на закон, попросило 20 дней на сбор этих данных. Мы продолжим эту тему, когда получим ответ.
В следующей части нашего расследования мы расскажем историю человека, который работал внутри этой системы, о том, как и зачем созданы колл-центр и сервисные центры «Сумыжилья», и много других интересных фактов о деятельности ЖЭКа-монополиста.