Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Юбилей рогатого друга

131

Сумскому троллейбусу исполнилось сорок лет

Юлия Микула

Сорок лет прошло с того дня, когда на длиннющем по тем временам маршруте «Химгородок — железнодорожный вокзал» (12,8 км) появились четыре новеньких троллейбуса марки К-4.

Торжественный пуск рогатого транспорта состоялся 25 августа 1967 г. у ворот троллейбусного управления (теперь Сумское государственное коммунальное предприятие «Электроавтотранс»), которое в то время возглавлял Лукьян КОЗИНЦЕВ. За рулем первого троллейбуса сидел водитель Алексей ЗАЛАВСКИЙ.

Первые сумские троллейбусы были приобретены в России. Их произвел Московский троллейбусный завод. Маленькие, кругленькие, они разительно отличались от наших комфортабельных современников. Сегодня «авторитетом» пользуются днепропетровские троллейбусы. Цена такого электроизвозчика составляет приблизительно 62 тыс. грн.

Эх, дороги!

Город разрастался, расстояния увеличивались, пассажиров становилось больше. Появлялись новые транспортные линии, соединявшие густонаселенные массивы с промышленными зонами разных частей Сум. Вот хронология открытия основных троллейбусных маршрутов:
1968 г. — «Басы — Красная площадь»
1972 г. — от центра города к аэропорту, Роменскому шоссе, объединениям «Химпром» и «Резинотехника».
1977 г. — к транспортной линии присоединён Курский микрорайон
1990 г. — открыто движение по ул. Черепина
1994 г. — маршрут №15 «Депо — Колхозный рынок»
1996 г. — маршрут №11 «Аэропорт — Роменское шоссе»
1998 г. — маршрут №13 «Химгородок — Центролит», №14 — «Центр „Берёзка“ — аэропорт», №16 «Аэропорт — „Центролит“»
2005 г. — №20 «12-й микрорайон — „Тепличный“»

В 2008 г. планируется продлить троллейбусную линию от ул. Курской до дома ветеранов. Сейчас по сумским улицам курсируют более 80 троллейбусов по 20-ти маршрутам!

Голь на выдумки хитра

Новшества при обслуживании пассажиров внедрялись не часто. В 1973 г. пробовали перейти на бескондукторный и бескассовый метод обслуживания, позже в пользование вошли проездные билеты — ежедневные, месячные, квартальные и др. (всего восемь видов), а в 2005 г. провели эксперимент по оплате проезда учащимися в половинном размере. Но как ни крути, маршрутки в Сумах пользуются куда большей популярностью. На троллейбусах сейчас ездят в основном пенсионеры, имеющие право на бесплатный проезд.

Для увеличения доходов ГКП троллейбусы стали разукрашивать рекламными слоганами, превратив их в передвижные адвертайзеры. Кроме троллейбусов-реклам появились троллейбусы-граффити. Остаётся ожидать новых выдумок применения этого транспортного средства наподобие Таганрогского троллейбусного интернет-кафе или ещё чего-нибудь решительно нестандартного для привлечения внимания и инвестиций.

До чего дошёл прогресс!

В январе-феврале 2006 г. на дорогах города появились десять новеньких троллейбусов российского производства, купленных в кредит. Как сообщила председатель профкома Сумского ГКП «Электроавтотранспорт» Анна БЕЛОКОВАЛЕНКО, в текущем году в соответствии с программой развития совместными усилиями государственного и городского бюджетов (50:50%) планируется приобретение ещё четырёх «единиц».